Глубина цвета
- 1 year ago
- 0
- 0
Глубина́ цве́та ( ка́чество цветопереда́чи , би́тность изображе́ния , цветовое разреше́ние ) — термин компьютерной графики , означающий количество бит (объём памяти), используемое для хранения и представления цвета при кодировании , либо одного пикселя растровой графики или видеоизображения (выражается единицей бит на пиксел ( англ. bits per pixel , bpp )), либо для каждого цвета составляющего один пиксель (определяется как бит на компонент , бит на канал , бит на цвет ( англ. bits per component, bits per channel, bits per color все три сокращенно bpc )). Для стандартов потребительского видео битовая глубина определяет количество бит, используемых для каждого цветового компонента.
Монохромные изображения кодируются с помощью одномерной шкалы яркости. Обычно это набор из чёрного и белого цвета и промежуточных оттенков серого, но могут использоваться и другие комбинации: например, монохромные мониторы часто используют зелёный или оранжевый цвет свечения вместо белого.
Изображение кодируется с помощью дискретного набора цветов, каждый из которых описан с помощью палитры независимо друг от друга.
С увеличением количества бит в представлении цвета количество отображаемых цветов стало непрактично большим для цветовых палитр (20-битная глубина цвета требует больше памяти для сохранения цветовой палитры , чем памяти для сохранения самих пикселей изображения). При большой глубине цвета на практике кодируют яркости красной , зелёной и синей составляющих — такое кодирование называют RGB -моделью.
Сильно ограниченная, однако «реальная» цветовая схема, в которой по три бита (по восемь возможных значений) для красной (R) и зелёной (G) составляющих, и два оставшихся бита на пиксель для кодирования синей (B) составляющей (четыре возможных значения), позволяют представить 256 (8×8×4) различных цвета. Нормальный человеческий глаз менее чувствителен к синей составляющей, чем к красной и зелёной, поэтому синяя составляющая представляется одним битом меньше. Такая схема использовалась в MSX2 -серии компьютеров в 1990-х годах.
Не следует путать такую схему с индексным цветом с 8 bpp , который может быть представлен выбором различных цветовых палитр.
12-битный «реальный» цвет кодируется 4 битами (по 16 возможных значений) для каждой из R, G и B-составляющих, что позволяет представить 4096 (16×16×16) различных цветов. Такая глубина цвета иногда используется в простых устройствах с цветными дисплеями (например, в мобильных телефонах).
18-битный «реальный» цвет кодируется 6 битами (по 64 возможных значений) для каждой из R, G и B-составляющих, что позволяет представить ((64×64×64 = 262 144 комбинации) различных цветов. Такая глубина цвета используется в специальных режимах HAM8 на компьютерах Amiga с AGA чипсетом, при этом кодирование цветов осуществляется в 8 битах планарной графики. 6 бит для основных 64 цветов и 2 бита для индикации смещения цвета в нужный диапазон.
HighColor или HiColor разработан для представления оттенков «реальной жизни», то есть наиболее удобно воспринимаемый человеческим глазом. Такой цвет кодируется 15 или 16 битами:
TrueColor (от англ. true color — «истинный/настоящий цвет») приближен к цветам «реального мира», предоставляя 16,7 млн различных цветов. Такой цвет наиболее приятен для восприятия человеческим глазом различных фотографий, для обработки изображений.
«32-битный цвет» — это пример неправильного употребления термина при описании глубины цвета. Заблуждением является то, что 32-битный цвет позволяет представить 2 32 = 4 294 967 296 различных оттенков .
В реальности 32-битный цвет является 24-битным (TrueColor) с дополнительным 8-битным каналом, который либо заполнен нулями (не влияет на цвет), либо представляет собой альфа-канал , который задаёт прозрачность изображения для каждого пикселя — то есть существует 16 777 216 оттенков цветов и 256 градаций прозрачности .
Причиной, по которой используют «пустой» канал, является стремление оптимизировать работу с видеопамятью , которая у большинства современных [ когда? ] компьютеров имеет 32-битную адресацию и 32-битную шину данных [ источник не указан 2847 дней ] .
Также 32-битным является представление цвета в системе CMYK (по 8 бит отводятся на голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный цвета) .
В конце 1990-х годов некоторые high-end графические системы, например SGI , начали использовать более 8 бит на канал — например, 12 или 16 бит . Программы профессионального редактирования изображений стали сохранять по 16 бит на канал, предоставляя «защиту» от накапливания ошибок округления , погрешностей при вычислении в условиях ограниченной разрядной сетки чисел.
Для дальнейшего расширения динамического диапазона изображений были созданы различные модели. Например High Dynamic Range Imaging ( HDRI ), использует числа с плавающей запятой и позволяет наиболее точно описывать в изображениях интенсивный свет и глубокие тени в одном и том же цветовом пространстве. Различные модели описывают такие диапазоны, применяя более 32 бит на канал. Можно отметить созданный Industrial Light & Magic на рубеже XX и XXI веков формат OpenEXR , использующий 16-битные ( половинной точности ) числа с плавающей запятой, которые позволяют представить цветовые оттенки лучше, чем 16-битные целые числа . Предполагается, что такие схемы представления цвета заменят стандартные схемы, как только аппаратное обеспечение сможет с достаточной скоростью и эффективностью поддерживать новые форматы.
Поддержка Deep Color (30, 36, или 48 бит) была добавлена в аппаратный интерфейс передачи цифрового видеосигнала HDMI 1.3 в 2006 году .
Стандарт DisplayPort поддерживает глубину цвета более 24 бит .
В Windows 7 есть поддержка цветов с глубиной от 30 до 48 бит .
При этом типичные ЖК-дисплеи были способны отображать пиксели с глубиной не более 24 бит, а форматы 36 и 48 бит позволяют кодировать больше цветов, чем способен различать человеческий глаз .
Множество современных телевизоров и компьютерных дисплеев отображают изображения варьируя интенсивностью трёх основных цветов: синий, зелёный и красный. Яркий жёлтый, например, является композицией одинаковых по интенсивности красной и зелёной составляющих без добавления синей компоненты. Однако это только приближение, которое не даёт в действительности яркий жёлтый цвет. Именно поэтому последние технологии, как например Texas Instruments BrilliantColor расширяют типовые красные, зелёные и синие каналы новыми: бирюзовым (сине-зелёным) , пурпурным и жёлтым цветами . Mitsubishi и Samsung используют упомянутую технологию в некоторых телевизионных системах.
Подразумевая использование 8-битных каналов 6-цветные изображения кодируются 48-битными цветами.
Видеоадаптеры ATI FireGL V7350 поддерживают 40- и 64-битные цвета .