Interested Article - Солитер (ландшафтный дизайн)

Солитéр ( фр. solitaire , от лат. solitarius — одинокий) — отдельно стоящее дерево (кустарник) в европейских парках. Дизайнерский приём, один из основных элементов композиции зелёных насаждений , применяемый при благоустройстве и озеленении парков, садов и частных владений.

Солитер в ландшафтном дизайне

Дуб-солитер в усадьбе Воронино, Ломоносовский район, Ленинградская область

Для одиночной посадки используются виды, отличающиеся декоративностью на протяжении целого года, светолюбивые растения . На свободном пространстве нет необходимости конкурировать за солнечный свет и воду с другими растениями. При использовании дерева в качестве солитера, его крона становится широкой, а само оно имеет более низкую посадку. Солитеры с убранством мелких декоративных листьев или тёмной окраски высаживают ближе к садовым дорожкам, беседкам. Солитеры с крупными листьями или светлой листвой высаживают на фоне фасадов зданий, декоративных ограждений . Солитеры должны привлекать к себе внимание, доминировать в композиции. Для этого высота солитера во взрослом состоянии и ширина поляны должны соотноситься как 1:3 .

В XIX веке использовался особый приём создания декоративных солитеров. Несколько деревьев высаживали на предельно малом расстоянии. С годами они срастались, образуя «букет» из расходящихся в разные стороны стволов . Реже — одно дерево расщепляли, а отдельные части его заставляли расти в разные стороны. Зонтичная, пирамидальная, плакучая, шарообразная, коническая формы были характерны для солитеров этого времени реже.

Чаще всего в XVIII—XIX веках он высаживался напротив господского дома усадьбы . Как правило, таким деревом был дуб . Из видов дуба для солитера использовались обычно: дуб черешчатый , дуб монгольский , , дуб крупноплодный .

Академик Дмитрий Лихачёв так описывает дуб-солитер в парках эпохи романтизма :

«Если в эпоху Барокко деревья группировались в боскеты , то в романтических садах особое значение приобретает единственное и уединенное дерево — преимущественно дуб. Его уединение иногда на вершине Парнаса (здесь оно было особенно желательно) — романтической формы Эрмитажа , — среди поляны, на берегу вод (тут играло свою роль и его отражение), или, если дерево было старым, то в тесном окружении молодых деревьев, особенно ценилось в эпоху Романтизма .

Дуб стал любимым насельником романтического парка не только потому, что он „долгожитель“ среди деревьев и, следовательно, свидетель прошлого, но и потому ещё, что он не поддается стрижке, как липа ; дуб — индивидуальность, которую в эпоху Романтизма стали особенно ценить не только в людях, но и в самой природе».

Лихачёв Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст

В современном парковом ландшафте используются в качестве солитеров клён , берёза , гинкго и другие виды деревьев .

Некоторые психологи отмечают эмоциональный эффект подобных деревьев — нацеливание на неторопливые размышления, необходимые человеку для уяснения и осознания смысла жизни .

Известные солитеры в России

Дуб-солитер в Гатчинском парке
  • Усадьба Владимирово . Московская область , Подольский район . Во II половине XVIII века землями владели Бухвостовы. Сохранился небольшой архитектурный ансамбль эпохи классицизма, созданный в XIX веке. Среди построек, поставленных по трём сторонам прямоугольника парадного двора, не имеется высотной или художественной доминанты, отсутствует основной господский дом, место которого по канонам классицизма определено между флигелями. Искусствовед Д. Г. Желудков, посвятивший Владимирово статью , считает это решение намеренным. Дуб-солитер восполняет его отсутствие, дополняя ансамбль.

Галерея. Солитеры в современных парках

Примечания

  1. Колесников А. И. Декоративная дендрология. — Лесная промышленность, 1974.
  2. Солитер. В кн.: Лесная энциклопедия: В 2-х томах. Т. 2. Гл. ред. Воробьев Г. И. М.: Сов. энциклопедия, 1986.
  3. Дата обращения: 24 июля 2016. 31 октября 2016 года.
  4. Дата обращения: 24 июля 2016. 8 декабря 2016 года.
  5. Дата обращения: 24 июля 2016. 29 октября 2016 года.
  6. Дата обращения: 24 июля 2016. 6 сентября 2016 года.
  7. Дата обращения: 24 июля 2016. 15 августа 2016 года.
  8. Дата обращения: 24 июля 2016. 25 июля 2016 года.
  9. Лихачёв Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие, 1998. С. 513.
  10. Дата обращения: 24 июля 2016. 31 августа 2016 года.
  11. Дата обращения: 24 июля 2016. 16 марта 2013 года.
  12. Дата обращения: 25 ноября 2020. 16 марта 2017 года.
  13. Дата обращения: 24 июля 2016. 30 июля 2016 года.
  14. . Институт Петра Великого, Свод петровских памятников России и Европы. Дата обращения: 29 сентября 2020. 31 октября 2020 года.
  15. Дата обращения: 24 июля 2016. 11 октября 2016 года.
  16. Дата обращения: 24 июля 2016. 21 августа 2016 года.
  17. Желудков Д. Г. Усадьба Владимирово — неизвестный памятник сентиментализма. Архитектура и строительство Москвы, № 4, 1998.
Источник —

Same as Солитер (ландшафтный дизайн)