Interested Article - Числобог
- 2020-08-29
- 1
Числобог — персонаж, известный из надписи на поддельных прильвицких идолах , обнаруженных в второй половине XVIII века . Имя, наряду с другими именами богов с прильвицких идолов, появилось в результате прочтения надписей на них придворным советником и проповедником — первоначально в форме Зислбог .
В интерпретации поэта Велимира Хлебникова Числобог представлен как существо, которое овладело законами времени, уловило его в «свои линзы» и «зеркало» . В мистерии 1916 году «Скуфья Скифа» Хлебников называет три преграды на пути к счастью — время, слово и множество (число). Произведение содержит математические формулы и упоминание Числобога . Слово и Множество (Число) поэт рассматривает в качестве богов-средств, богов-помощников, подвластных мессии-учёному, в деле решения главной задачи науки — указания на закономерность судьбы и измерение ее во времени и пространстве. Управление временем понимается как Благо, откровение, абсолют, приравнивающим Человека и Бога .
Упоминается в « Велесовой книге », признаваемой учёными фальсификацией: «я ченслобг утце дне нашiя а рещеть бъговi ченсла сва» .
В неоязыческом учении инглиизме Числобог относится к категории богов-управителей, управляет течением времени и « славяно-арийским » летоисчислением . «Для жизни и богослужений» используется позиционирующийся как «древний» (сконструированный в недавнее время) «даарийский круголет Числобога», полный цикл которого составляет 144 года . По этому «круголету» определяются события сконструированной инглиизмом «истории» . В рамках « Объединения родноверов Украины », где каждый день недели наделён своим богом-покровителем, Числобог считается покровителем понедельника .
Примечания
- : «На Прильвицкие идолы нанесены надписи о тех же понятиях, что мы знаем по старым источникам: Ретра и Аркона, Радегаст, Сиба, Прове, Подага, Чернобог, Свантевит (все они упомянуты у одного только Гельмольда), а также Белобог, Перкун. Добавлены выдуманные, прежде не встречавшиеся божества: Немиза, Числобог, Ипабог, Цибог, Ас-Ри, дракон Цирнитра».
- .
- , с. 172.
- ↑ , с. 200.
- , с. 57—58.
- .
- , с. 80.
- , с. 80, 136.
- , с. 151.
- , с. 108.
Литература
- Андреева С. Л. , Бедрикова М. Л. // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2023. — № 82 . — С. 192—217 .
- Гайдуков А. В. / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена . — СПб. , 2000. — 165 с.
- Капустина Е. А. // Культура и текст. — 2020. — № 4 (43) .
- Кутарев О. В. История мистификаций и домыслов в области славянского пантеона (до середины XIX в.) // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / под ред. Р. В. Шиженского . — Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина , 2016. — С. 133—160 . — ISBN 978-5-85219-501-2 .
- Пенская Е. Н. // Имагология и компаративистика. — 2019. — № 12 . — С. 158—180 .
- Творогов О. В. // Что думают учёные о «Велесовой книге» / Рос. акад. наук , Институт рус. лит. (Пушк. Дом) ; составитель А. А. Алексеев . — СПб. : Наука , 2004. — С. 227—232. — 237, [1] с. — (Литературоведение). — ISBN 5-02-027121-7 . (Полная публикация статьи — О. В. Творогов. от 25 октября 2005 на Wayback Machine // Труды Отдела древнерусской литературы . — Т. 43. — 1990. — С. 170—254.
- Шиженский Р. В. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2021. — № 1 (37) . — С. 148—161 .
- Сморжевська Оксана. . — Київ: Видавець Олег Філюк, 2016. — 198 с.
- August Bibliothekde ). — Rellstab, Berlin, 1771. , Die gottesdienstlichen Alterthümer der Obotriten aus dem Tempel zu Rhetra am Tollenzer-See. Nach den Originalien auf das genaueste gemahlet, und in Kupferstichen, nebst Hrn. Andreas Gottlieb Maschens, Herzogl. Mecklenb. Strelitzischen Hofpredigers, Consistorial-Raths und Superintendentens Erläuterung derselben, herausgegeben von Daniel Wogen, Herzogl. Mecklenb. Strel. Hofmahler ( des Exemplars der
- 2020-08-29
- 1