Microsoft Theater
- 1 year ago
- 0
- 0
Пентато́ника (от др.-греч. «пять» + «напряжение, натяжение; тон») — пятиступенная интервальная система , все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам ( см. Квинтовый круг ), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.
В отличие от диатонического , пентатонический звукоряд не содержит полутонов , отсюда его другое название — «ангемитоновый» (то есть «бесполутоновый», от греческой отрицательной приставки др.-греч. ἀν и др.-греч. ἡμιτόνιον — полутон). Для бесполутонового звукоряда в англоязычной науке используется термин «anhemitonic scale», в современной русской науке звукоряды такого типа зачастую обобщают термином .
Бесполутоновый звукоряд представляют пятью разными способами:
Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. По той причине, что пентатонический звукоряд не посекундовый (не состоит из тонов и полутонов), применение школьной терминологии для обозначения ступенной величины интервалов («секунда», «терция», «кварта» и т. д.) составляет проблему. Например, назвать вторую ступень звукоряда № 3 (в нотном примере вверху) «секундой» (ввиду того, что это вторая ступень) означало бы запутать читателя, поскольку в данном звукоряде вторая ступень выше первой на малую терцию. Вместо «ступенной» терминологии предпочтительны термины, обозначающие «абсолютную» величину (интервальный объём) — по образцу древнегреческой гармоники , например, вместо «терция» — полудитон (или «гемидитон») и т. п. Латинские термины «секунда», «терция» и прочие сформировались в европейском Средневековье для обозначения ступеней диатонического тоно-полутонового звукоряда, обычно подразумевался отсчёт снизу вверх, например, secunda [vox] означал второй снизу звук, вторая снизу ступень диатонического звукоряда.
Ангемитоновая пентатоника может быть неполной, или «олиготоновой» ( греч. ὀλίγος ; недостаточный, малочисленный) , главным образом, в виде трёх- или четырёхзвучных звукорядов (иногда трёхзвучные интервальные системы называют «тритоникой», четырёхзвуные «тетратоникой»). Ангемитоновые олиготоники относят к пентатонике условно, так как они не образуют пятиступенных систем и, таким образом, противоречат определению.
Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев , вьетнамцев , монголов , тюркских народов ( татар , башкир , чувашей и др.). Музыка народов Анд основана преимущественно на пентатонике. Пентатоника также встречается в музыкальном фольклоре Европы и в древнейших пластах русской народной песни (особенно в так называемых календарных обрядовых песнях).
Академические композиторы начиная с XIX века применяли пентатонику как особую краску ( модализм ) для придания музыке аромата архаики (например, А. П. Бородин в песне «Спящая княжна»), ориентального колорита (Колыбельная слонов из «Детского уголка» Клода Дебюсси ), естественной красоты и чистоты (пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига ).
Пять основных тонов (т. н. у шэн 五聲 или у инь 五音: gōng 宫, shāng 商, jué 角, zhǐ 徵 и yǔ 羽), наряду с 12-ступенной хроматической системой , составляют основу китайской музыкальной теории. В конфуцианской традиции им приписывалось магическое воздействие на социум, где гун соответствовал государю, шан — министрам, цзюэ — народу, чжи — делам, а юй — материальным ресурсам (宮為君,商為臣,角為民,徵為事,羽為物 — « » 說苑, гл. «Сю вэнь» 脩文)
Пентатоникой также называют любые пятиступенные звукоряды, которые представляют собой законченные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них:
от 24 ноября 2015 на Wayback Machine (пример полутоновой пентатоники)