Interested Article - Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года

Неизданное письмо В. И. Ленина членам Политбюро , или Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года — сочинение под грифом «строго секретно», приписываемое В. И. Ленину , посвященное Шуйским событиям , впервые было опубликовано в 1970 году в журнале « Вестник РХД » . Большая часть исследователей считает Письмо подлинным .

Содержание сочинения связано с событиями сопротивлением верующих в городе Шуе представителям советской власти, когда последние пытались изъять церковные ценности 15 марта 1922 года для спасения людей от голодной смерти.

События, связанные с появлением письма

Правовой статус церковных ценностей в 1922 году

В 1918 году Советом народных комиссаров был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви , согласно которому, церковные ценности были национализированы и отдавались по особым постановлениям власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Огосударствление или секуляризация церковного имущества происходило ранее во Франции, Италии, Германии и в других странах; в России, при Екатерине II произошла секуляризация церковных земель .

Вся церковная собственность в 1918 году была огосударствлена или национализирована . Церковь, в которой совершалось богослужение, согласно советскому законодательству, должна была иметь приходской совет, состоящий из двадцати человек («двадцатка»). Члены приходского совета в каждом храме подписали договор с представителями советской власти о приеме государственной собственности (здания церкви и церковного имущества) в свое пользование (безвозмездную аренду); при этом «двадцатка», согласно инструкции НКЮ , рассматривалась не как юридическое лицо, а как совокупность частных лиц, являющихся стороной договора безвозмездного пользования .

С 1918 по 1922 год церковные ценности были собственностью государства, у верующих они находились в бесплатном временном пользовании

Голод как причина изъятия ценностей

Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений ( православных , католических и мусульманских ), поражают тело «голода-паука». Автор — Д. Моор

В 1921 году произошло стихийное бедствие — засуха охватила Среднее и Нижнее Поволжье, Прикамье, Южный Урал, Башкирию, Северный и Западный Казахстан, Крым, часть Северного Кавказа, Южную Украину, часть Сибири и т. д., то есть почти все основные сельскохозяйственные районы — житницы страны. Всего по РСФСР и УССР в 1921 год от засухи погибло 10 894,8 тысяч десятин или 22% всех посевов. В некоторых губерниях и областях погибла бо́льшая часть посевов. Сборы хлебов на территории бывшей Российской империи в 1921 году составили 43,2% по сравнению со среднегодовым уровнем 1909—1913 годах. Продовольственный дефицит пострадавших районов превышал 200 миллионов пудов зерна. Население этих районов составляло 31 714 тысячи человек, из которых на 1 апреля 1922 года голодало 20 113,8 тысяч человек . Советская власть приняла ряд мер для борьбы с голодом, из-за Первой мировой войны , Гражданской войны и Интервенции экономика и финансы находились в разоренном состоянии, средств для покупки зерна из-за границы не хватало, а государственные резервы были исчерпаны .

Движение за передачу церковных ценностей, начавшееся в январе 1922 года, уже в феврале приобрело широкий всенародный характер, охватив большие массы верующих и часть духовенства. В некоторых местах сами верующие, не дожидаясь решений церковных или государственных органов, приступили к передаче церковных ценностей для помощи голодающим. Московская патриархия разрешила использовать для помощи голодающим мелкие и малоценные вещи из церковного имущества: золотой и серебряный лом, кольца и браслеты, подвешенные к иконам для украшения, и т. д. Но от пожертвований драгоценных предметов богослужебного назначения (оправа икон, лампады из драгоценных металлов и т. д.) церковное руководство категорически отказалась. Делегаты голодающих крестьян, обращавшиеся по этому вопросу к патриарху Тихону и другим руководителям церкви, встречали отказ. Столь же отрицательно отнеслись к передаче ценностей для голодающих и другие церковные организации. Руководитель католического духовенства в России Католический архиепископ Ян Цепляк 3 января 1922 года, едва начались разговоры об изъятии церковных ценностей, предписал всем ксендзам не признавать Декрета об отделении церкви от государства и не давать Советской власти сведений о церковных имуществах. Из-за нежелания религиозных организаций пожертвовать часть богатств на помощь голодающим, от крестьян, особенно в неурожайных губерний, стали поступать обращения к Советской власти принудительно изъять эти ценности .

Государственные правовые акты об изъятии церковных ценностей

23 февраля 1922 года ВЦИКом для борьбы с голодом в Поволжье был издан , согласно этому документу, ранее заключенные договоры с верующими, в пользование которых государственное имущество было передано, подлежали пересмотру, а все драгоценные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, находящиеся у религиозных обществ, изымались; согласно документу, изъятые церковные ценности должны были поступить в особый фонд и на особый учет и должны были быть использованы исключительно на нужды помощи голодающим. Согласно Декрету, местные Советы в месячный срок должны были изъять из церковных имуществ, находящихся в пользовании верующих всех религий, изделия из золота, серебра и драгоценных камней и передать их в органы Наркомфина и фонд Центрального комитета помощи голодающим . При этом рекомендовалось стараться не затрагивать существенно интересы культа. Изъятие церковных ценностей предписывалось производить с обязательным присутствием представителей групп верующих. Согласно Декрету, необходимо было публиковать в печати все сведения об изъятых ценностях, причем в местной печати предлагалось помещать и их подробный перечень с указанием храмов, молелен, синагог и т. д., из которых они поступили. Декрет требовал широкой гласности и о расходовании изъятых ценностей. 26 февраля 1922 года в «Известиях» ВЦИК был опубликован этот декрет, а 28 февраля — .

Аналогичные постановления об изъятии церковных ценностей были изданы в УССР, БССР и других советских республиках .

Официальная агитация

Плакат против служителей культа, препятствующих помощи голодающим. Автор — Д. Моор . Подпись на плакате: „По копеечке с крестьянства собралось церквей убранство — серебро и золото. Что-ж вы стали черным станом? Все должны отдать крестьянам, умирающим от голода.“

Вокруг изъятия церковных ценностей партия и Советская власть развернули широкую агитацию. По поручению МК РКП (б) П. А. Красиков написал тезисы для агитации и пропаганды. В партийной и советской печати публиковались многочисленные статьи, разъясняющие значение декрета, письма трудящихся, документальные материалы о ходе изъятия церковных ценностей, об организации помощи голодающим. Подобные материалы публиковались, например, в журнале « Революция и церковь », в газете и журнале « Наука и религия ». Первый номер журнала «Наука и религия», который начал выходить в 1922 году, имел специальный подзаголовок, «Церковное золото голодным». Выходили и разнообразные книги, брошюры, например: «Церковные богатства и голод в России» М. Горева (М., 1922), «Церковь и революция. Церковь и голод» Д. Зорина (Ростов-на-Дону, 1922). В 1922 году были изданы брошюры «Материалы для агитаторов по вопросу об изъятии церковных ценностей для голодающих», «Церковные богатства и голод в России», стихи Д. Бедного , В. Маяковского , плакаты и карикатуры Моора , Дени и т. д. Например, Маяковский писал:

Мы нищи. А в церквах и соборах
драгоценностей ворох.
Не христиане, а звери те, кто скажут тут —
„не дадим золота — пусть мрут“ .

В марте—апреле 1922 года только в Хамовническом районе Москвы было проведено 96 собраний по вопросу об изъятии церковных ценностей и о двухнедельнике помощи голодающим. ЦК РКП (б) в первомайских лозунгах 1922 г. провозгласил: «Церковные ценности — на спасение жизни голодающих братьев, — долой реакционных попов, укрывающих ценности». В ходе агитации за изъятие церковных ценностей подчеркивалось, что это мероприятие направлено на помощь голодающим, а не на борьбу с церковью и религией. М. И. Калинин в беседе с корреспондентом газеты « Известия » отметил: «Изъятие ценностей ни в коем случае не является борьбой с религией, с церковью». Он подчеркнул, что Советская власть, не вмешиваясь в дела церкви, в то же время не допустит контрреволюционной деятельности со стороны верхов духовенства .

Послание патриарха Тихона и его последствия

Послание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей, изданное заграницей в журнале « Церковные ведомости » в 1922 году.

Советский и российский религиовед Н. С. Гордиенко считает, что патриарх Тихон решил сорвать проведение Декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в жизнь и тем самым сделать Советскую власть беззащитной перед лицом голода, ускорить ее крах .

В связи с Декретом о изъятии ценностей патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием (Посланием) от 15 (28) февраля 1922 года:

<…> Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6 (19) февраля с. г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10 (23) февраля ВЦИК , для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана (73-е правило Апостольское , 10-е правило Двукратного Вселенского Собора) .

Патриарх Тихон считал, что церковные ценности по церковным канонам принадлежат Богу и Церкви и распорядителю — епископу; в своём Послании он употреблял выражение «святотатство» по отношению к изъятию церковных ценностей в пользу голодающих кем-либо, в том числе органами советской власти, в значении — похищение священных вещей .

Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.

Специальная экспертиза на суде над патриархом Тихоном, в составе профессора Кузнецова , епископа Антонина , священников Ледовского и Калиновского постановила, что указанные патриархом Тихоном правила позволяют изымать все церковные ценности . Эксперты и специалисты по церковному праву профессора Н. Д. Кузнецов , Н. М. Никольский , В. Н. Бенешевич и другие показали, что изъятие церковных ценностей не противоречит христианству. Напротив, с точки зрения различных церковных авторитетов, объясняли эксперты, церковные ценности можно передавать и продавать для помощи голодающим . . Например, в книге «Правила [ΚΑΝΟΝΕΣ] православной церкви с толкованиями Никодима епископа », изданной в 1911 году, написано следующее толкование на 73 правило святых апостолов:

Впрочем, бывали примеры в самые древние времена, что некоторые епископы брали из церкви все, что в ней было самого драгоценного, даже священные сосуды, и обращали их в деньги, когда являлась потребность накормить голодных или выкупить пленных. Это были дела милосердия, заповеданные Самим Богом, и к ним не может быть применимо ни это Ап. правило, ни другие подобные ему .

Из истории известен случай изъятия священных сосудов византийским императором Ираклием о котором сообщает историк Никифор Каллист Ксанфопул :

Итак, главный сатрап Сарвар , захватив весь Восток, доходит до самого Хрисополя , который ныне зовется Скутари. Ввиду этого царь Ираклий , испытывая недостаток государственных средств, священные сосуды на монеты переделывает, чтобы впоследствии воздать Церкви большим и совершеннейшим.

В секретной инструкции к посланию патриарх Тихон уведомлял епископат и духовенство:

Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима , настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, богодухновенно отдавшего из монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).
Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов…

Ошибкой считал Послание патриарха Тихона будущий патриарх Алексий I , он писал митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) 5/18 мая 1922 г.:

Ему вменяется в вину рассылка какого-то разъяснительного послания по вопросу об изъятии. Я в этом деле решительно держался особого мнения и вижу теперь, что был прав.


С П[атриар]ха начиная, надо было определенно и отдельно поставить вопрос в строго юридические рамки и тогда никто не мог бы заставить нас так или иначе распорядиться имуществом, коего мы не являемся ни собственниками, ни распорядителями. А теперь приходится выкручиваться из лабиринта, который мы сами, до известной степени, себе построили...

Изъятие здесь идет полным ходом. И теперь это никого не трогает. И выходит, что люди держались за золото и серебро и все внимание свое устремляли на это бесплодное «отстаивание», а враг тем временем подкапывал церковные устои. Большой ошибкой нашей было все время то, что мы избегали открытых отношений к власти. Я сколько раз добивался, что лучше идти навстречу испытаниям и вести непосредственные переговоры с властью, чем держаться выжидательной политики. При первом условии — легче ориентироваться в обстоятельствах, а это необходимо .

Изъятие ценностей началось с 9 марта с тех губерний ( Калужская и Пензенская ), где сопротивление верующих не ожидалось, по причине поддержки компании местными архиереями, там всё прошло спокойно . Однако при изъятии церковных ценностей были крупные сопротивления, в том числе и вооруженные. Эти столкновения между верующими и представителями власти были организованы отдельными представителями духовенства, взявшими за идеологическую основу к своей деятельности послание патриарха Тихона . Единомышленники патриарха натравливали верующих на членов комиссий, занимавшихся изъятием церковных ценностей, что привело к многочисленным эксцессам с кровавым исходом . Наиболее серьезные выступления против изъятия церковных ценностей в помощь голодающих были в Шуе и Смоленске .

В Москве выступления против изъятия ценностей произошли у церквей Богоявления в Дорогомилове , Николы Явленного на Арбате , Василия Кесарийского и других. Советский историк Р. Ю. Плаксин утверждал, что организатором их было московское духовенство во главе с архиепископом Никандром и самим патриархом .

По словам одного из видных церковных деятелей и одного из лидеров обновленчества Красницкого , 1414 кровавых столкновений имело место в стране в результате против Декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих .

Один из идеологов и лидеров обновленчества Александр (Введенский) считал, что послание патриарха произвело на церковную толпу ужасающее впечатление, толпа была одурачена посланием, из-за чего случилась реакция: «Ломая черепа Советской власти, тихоновская церковь переломила свою шею» .

Протопресвитер РПЦЗ Михаил Польских в своей книге « Новые мученики российские » привел цифру — 8100 духовных лиц разного звания (2691 человек белого духовенства, 1962 монахов, 3447 монахинь и послушниц) было расстреляно и замучено в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году . Эта цифра была повторена многими авторами . Русак считал, что 8100 это треть всех осужденных и расстрелянных, а всего при изъятии церковных ценностей было расстреляно около 25 тысяч человек . Обе цифры, 8 100 и около 25 000, ничем не подтверждаются. Н. А. Кривова и вслед за ней А. Н. Кашеваров приводят общее количество репрессированных церковных деятелей в 1921—1923 годах — 10 тысяч человек, при этом был расстрелян каждый пятый — всего около 2 тысяч человек , эти цифры косвенно относятся к изъятию церковных ценностей , но и они ничем не подтверждаются. на основании архивных данных оценивает общее число погибших по стране во время компании по изъятию церковных ценностей как несколько десятков человек .

Согласно к. и. н. И. А. Чемерисскому, ссылающемуся на документы Центрального государственного архива Октябрьской революции , средства от церковных ценностей направлялись исключительно на закупку продуктов для голодающих и никоим образом не расходовались на организационные нужды органов Помгол .

Шуйские события

В издании «Московские известия», вышедшей 13 дней спустя после событий в Шуе, произошедших 15 марта, следующим образом описано случившееся:

«Шуйский исполком по предложению Иваново-Вознесенской губернской комиссии по изъятию ценностей из храмов, образовал уездную комиссию. На понедельник 13 марта было назначено изъятие ценностей из Шуйского соборного храма. После богослужения к 12 часам в храм прибыла комиссия, встреченная отдельными враждебными криками толпы. Желая избегнуть столкновения, комиссия решила отложить работу до среды и вышла из храма. Вслед комиссии посыпались толчки и удары. В среду 15 марта к церковной службе в храм на соборную площадь стали стекаться значительные толпы народа, много женщин и школьной молодежи. Подъехавшую конную милицию толпа встретила угрозами, камнями и поленьями. С колокольни начали бить набат. Набатный звон продолжался полтора часа и стянул на площадь огромные толпы народа.

Властями была вызвана полурота 146 пех. полка, а также 2 автомобиля с пулеметами. Войска были встречены градом камней и револьверными выстрелами. Четыре красноармейца были оттерты толпой и жестоко избиты. После первого залпа в воздух, второй залп был дан по толпе. Этим залпом было убито 4 человека и 10 тяжело ранено, после чего толпа рассеялась. К вечеру был произведен целый ряд арестов, и комиссия по изъятию ценностей продолжала свою работу, забрав из собора 3½ пуда серебра» .

В связи с происшествием в Шуе были подвергнуты суду 54 человека. 10 мая Трибунал постановил: священников и благочинных: Заозерского, Добролюбова, Надежина Христофора, Вишнякова, Орлова, Фрязинова, Солохова, Телегина, а также гражд. Брусилову (жену сына ген. Брусилова, H. С.), Тихомирова и Раханова подвергнуть высшей мере наказания. Крючкова, Надежина Виктора и Лепехина — 5 годам, 13 подсудных приговорены к 3 годам заключения, 10 человек к 1 году заключения"; 14 человек было освобождено («Правда», № 101, 1922 г.) . 11 мая 1922 года Л. Б. Каменев внес вопрос о помиловании осужденных на заседании Политбюро ЦК РКП(б); было принято предложение Л. Д. Троцкого : «а) приведение в исполнение приговора приостановить; б) поручить т. Троцкому к вечеру 12.V. сего года ориентироваться и внести письменное предложение в Политбюро». 14 мая 1922 года Л. Д. Троцкий представил заключение, в котором не находилось данных для смягчения приговора пяти осужденным (тем же самым лицам, что и в решении Президиума ВЦИК — осужденных священников Христофора Надеждина, Василия Соколова, Макария Телегина, Сергея Тихомирова и Александра Заозерского). Смягчение наказания шести осужденным обосновывалось «исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого по отношению ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». В отношении остальных шести осужденных к высшей мере наказания приговор Ревтрибунала заменить 5-ю годами лишения свободы. 18 мая 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) согласилось с этим заключением. .

Патриарх Тихон после кровавых инцидентов при изъятии церковных ценностей оказался под следствием и был изолирован, поскольку документы и факты с неопровержимостью доказали суду, что злостный саботаж мероприятий Советского правительства по борьбе с голодом осуществлялся епископатом и духовенством по прямому указанию патриарха. 16 июня 1923 года патриарх Тихон написал заявление в Верховный Суд РСФСР; в этом заявлении он признал правильным решение суда о привлечении его за антисоветскую деятельность и выразил раскаяние за свои поступки — за «обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, за анафемствование в том же году Власти и, наконец, за » .

В советской историографии Шуйские события, как и подобные сопротивления изъятию церковных ценностей для спасения голодающих, оценивались как попытка реакционной части духовенства под предлогом «защиты религии» организовать контрреволюционный мятеж против Советской власти .

Изъятие ценностей в 1922 году в постсоветской историографии достаточно часто стало трактоваться иначе. Изъятие ценностей многие постсоветские историки называют тремя некорректными и взаимоисключающими терминами: конфискация , реквизиция и грабёж . Представителей власти, проводивших изъятие, называют некорректным термином « реквизиторы » . Саму компанию по изъятию ценностей называют антицерковной и считают, что она была организована советской властью для дискредитации и разрушения РПЦ как организационной структуры, а сбор средств для оказания помощи голодающим лишь был предлогом. И рассматривают компанию как один из этапов гонений на РПЦ в советский период .

Русская православная церковь канонизировала в 1989 году патриарха Тихона . В 2000 году РПЦ канонизировала , оказавших сопротивление при изъятии церковных ценностей в Шуе: погибших прихожан (Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Анастасию Шилову, Сергия Мефодиева) и расстрелянных по решению трибунала (священников Павла Светозарова , и мирянина Петра Языкова), причислив их к лику новомучеников . 23 октября 2002 года была вскрыта могила и обретены мощи мученика Авксентия Калашникова. 23 января 2003 года рака с мощами Авксентия была установлена в на улице в городе Шуя .

Предыстория появления сочинения в печати

В 1964 году в пятом издании в 45-ом томе Полного собрании сочинений В. И. Ленина, в конце книги, в разделе «Даты жизни и деятельности В. И. Ленина», на 666—667 страницах появляется следующая запись:

Март, 19.
Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП(б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом .

Раздел «Даты жизни и деятельности В. И. Ленина» был подготовлен к изданию Э. В. Клоповым и В. Т. Логиновым при участии К. Ф. Богдановой и Р. З. Юницкой. В предыдущих четырех изданиях Полного собрании сочинений В. И. Ленина эта запись не встречается. Само письмо, написанное В. И. Лениным, не было издано ни в пятом, ни в последующих изданиях .

Публикации письма

Изданию Письма в печати предшествовало его появление в 1969 году в Самиздате , датировано Письмо в Самиздате было 19 февраля 1922 года. Никита Струве в статье «1970 год», изданной в « Вестнике русского христианского движения » № 4 (94) 1969 год, писал о Письме:

В Самиздате распространяется письмо В. И. Ленина к членам Политбюро от 19 февраля 1922 года с требованием «подавить сопротивление [духовенства] с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» *) .

Струве снабдил данный текст ссылкой: «*) Хроника текущих событий, 4—1969». В самиздатовском бюллетене « Хроника текущих событий » в 9 выпуске (4—1969), в разделе «Новости Самиздата» есть следующая запись:

10. Письмо членам Политбюро. Письмо от 19 февраля 1922 г.*, подписанное ЛЕНИНЫМ, требует принятия самых беспощадных мер подавления в связи с намеченным изъятием церковных ценностей. Указания, содержащиеся в письме, не согласуются с положениями социалистической законности, а подчиняются только требованиям текущей политики и тактики: "взять в свои руки этот фонд в несколько миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы это ни стало", "подавить его (духовенства) сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий", послать в Шую члена ВЦИК и дать ему "словесную инструкцию", чтобы он в Шуе арестовал не меньше нескольких десятков представителей духовенства, мещанства и буржуазии "по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей", а "на основании его доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г.Шуи, а по возможности и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров", "чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше". Голод упорно фигурирует в письме как удобная обстановка, в которой изъятие церковных ценностей можно провести, не боясь сопротивления крестьянства. Сами же миллионы или миллиарды нужны не на преодоление голода, что, допустим, могло бы послужить оправданием репрессиям, а на то, чтобы почувствовать себя силой на Генуэзской конференции.

* См. уточнение и дополнение в "Хронике" № 15 .

Письмо сверхсекретно, и вряд ли можно найти источник, через который оно попало в Самиздат. Поэтому не следует принимать этот документ полностью на веру: хорошо было бы произвести глубокий текстологический анализ письма. Ясно, что официальная пропаганда не преминет объявить подобный документ фальшивкой. Но в Самиздате, где есть полная свобода исследования, не следует бросаться в другую крайность: если достоверность документа будет подтверждена, фигура первого Предсовнаркома в сознании широкой общественности станет более рельефной .

Сочинение впервые было издано в Париже в « Вестнике русского христианского движения » ( фр. «Le Messager: périodique de l'Action Chrétienne des Etudiants Russes» ), № 4 (98) в 1970 году, к столетию со дня рождения В. И. Ленина под названием «Неизданное письмо В. И. Ленина членам Политбюро» . Письмо было опубликовано под редакцией Н. А. Струве , который впервые и указал на его связь с цитатой из 45-го тома Полного собрания сочинений В. И. Ленина, написав, что подлинность Письма вне сомнений. В «Вестнике русского христианского движения», в самом тексте Письма, указана дата его написания автором — 10 февраля 1922 года. Эта дата не совпадает с датой указанной в Полном собрании сочинений — 19 марта 1922 года . Получается Письмо написано не только до Шуйских событий, произошедших 15 марта 1922 года, но даже до издания Декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» — 23 февраля 1922 года. Письмо под грифом «строго секретно», согласно тексту самого сочинения, было продиктовано Лениным по телефону своему секретарю М. А. Володичевой, которая должна была передать его секретарю Политбюро Молотову, а последний должен был обойти вкруговую всех членов Политбюро, члены Политбюро не должны были снимать копий, а на самом письме написать свои соображения. Вместе с опубликованием Письма Никита Струве напечатал свой комментарий, где назвал изъятие церковных ценностей для спасения от смерти голодающих ограблением церквей; он также объяснил, что Ленина совершенно не заботила помощь голодающим; по мнению Никиты Струве, изъятие церковных ценностей это тактический шаг советской власти, чтобы разгромить церковь. На основе текста Письма Струве дал характеристику Ленину. По его мнению, Ленин был яростным в своем безбожии, жестоким к врагам, циничным по отношению к народу, одержимым властью, гениально-лукавым стратегом разрушения; Струве сделал вывод и об отсутствии «ленинской законности» .

Следующие издания состоялись в парижской газете « Русская мысль » ( фр. «La Pensée Russe» ) 1 апреля 1971 года, и в нью-йоркском издании « Новый журнал » ( англ. «The New Review» ) 1971, № 103 , как перепечатки текста издания «Вестника РХД». В обоих изданиях в тексте Письма стоит дата — 10 февраля.

В 1988 году в Нью-Йорке в 44 номере журнале « Кадетская перекличка » ( англ. «Cadets Rollcall» ) в статье безымянного автора «Неопубликованное письмо Ленина» был издан текст сочинения вместе предисловием. В предисловии говорится о том, что это письмо послужило основой для бессудных и жестоких расправ, произведенных Сталиным ; сочинение, по мнению автора предисловия, послужило сигналом к биологическому, физическому и моральному преследованию российского народа — первой и наиболее притесняемой жертвы коммунистического государства. В предисловии к Письму название Декрета было искажено, вместо «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в журнале Декрет назван: «об „изъятии церковного имущества всех религий из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы культа“»; неверно указана и дата издания Декрета — январь 1922 года, вместо 23 февраля 1922 года. В предисловии указано, что Ленин написал Письмо 19 марта 1922 года, однако в самом тексте какая-либо дата отсутствует. В предисловии указано что Письмо хранится в Центральном партархиве Института марксизма-ленинизма , фонд 2, единица хранения 22954 . Последние данные не совпадают с данными хранения машинописного текста — ЦПА ИМЛ (РГАСПИ), ф. 2, оп. 1, д. 22947 .

В СССР сочинение впервые было опубликовано в 1990 году к 120-летию со дня рождения В. И. Ленина в апрельских номерах сразу двух журналов — « Известия ЦК КПСС », № 4 и « Наш современник », № 4. В журнале «Известия ЦК КПСС» сочинение издано под другим названием «Письмо В. И. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года» , дата написания Письма была изменена в тексте Письма на 19 марта 1922 года. В издании «Известия ЦК КПСС», текст Письма был взят не из партийных архивов, а из первоапрельского номера 1971 года парижской газеты «Русская мысль» и перепечатан, о чем написано в самом издании: «Письмо В. И. Ленина В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г. было опубликовано по неизвестной нам копии в газете „Русская мысль“ (Париж) 1 апреля 1971 г. со ссылкой на перепечатку из „Вестника русского студенческого христианского движения“», — при этом были указаны архивные данные: ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, д. 22947 . В журнале «Наш современник» Письмо было издано под названием «Товарищу Молотову для членов Политбюро» , дата — 10 февраля 1922 года была убрана и в тексте Письма, напечатанного в журнале, нет никакой даты . После Письма в журнале «Наш современник» опубликовано неподписанное Пояснение к нему. Автором Пояснения Ярослав Игоревич Листов считает В. Кожинова . В Пояснении написано о том, что голод был сознательно организован большевиками во главе с Лениным. Для подтверждения утверждения приведены цитаты из работ Ленина. В одной из цитат приведены слова Ленина о наличии хлеба в стране, однако не указано, что данная речь была произнесена Лениным не в 1922 году, а в 1918 году. Тексты двух других цитат переделаны и слова Ленина в обеих из них выложены в искаженном виде .

6 ноября 2020 года на сайте ГИМа был опубликован отсканированный текст Письма . Письмо представляет из себя машинописный текст на четырёх страницах, на котором стоит резолюция В. М. Молотова — автограф. Автографы как Ленина, так секретаря Ленина — М. А. Володичевой отсутствуют. Машинописный текст письма озаглавлен следующим образом: «Товарищу Молотову для членов Политбюро» .

Г. Суперфин в своих Воспоминаниях пишет:

Текст, которым я горжусь, это письмо Ленина об изъятии церковных ценностей. Оно ходило в самиздате, но на Запад не попало. Петр Ионович Якир , который был основным каналом передачи подобной литературы за границу, не отправил этот текст, подозревая, что он фальшивка. А мы с Арсением Борисовичем Рогинским , с которым вместе начинали делать что-то для «Хроники», стали проверять подлинность этого письма. И нашли там опечатку — римская тройка была прочитана как двойка. Обратившись к полному собранию сочинений Ленина, мы увидели, что в хронике его жизни есть дата, когда Владимир Ильич писал это самое письмо к Политбюро. Тогда мы сделали поправку и передали на Запад. Я очень гордился этой публикацией, потому что страшные слова вождя были наконец прочитаны. А Ленина тогда мало кто читал .

В воспоминаниях 2016 года Г. Суперфин утверждает, что Письмо в самиздат в 1969 году передал бывший сотрудник музея В. И. Ленина Леонид Петрович Петровский (06.06.1933―25.10.2010), уволенный из музея в 1967 году (сын П. Г. Петровского ) .

Содержание письма

Письмо является реакцией на Шуйские события, произошедшие 15 марта 1922 года. Автор Письма предлагает принять самые жёсткие меры против тех, кто пытается препятствовать изъятию церковных ценностей.

Письмо под грифом «строго секретно», согласно тексту самого сочинения, было продиктовано Лениным накануне совещания Политбюро по телефону своему личному секретарю М. А. Володичевой, которая должна была передать его секретарю Политбюро Молотову, а последний должен был обойти вкруговую всех членов Политбюро, члены Политбюро не должны были снимать копий, а на самом письме написать свои соображения.

Наиболее часто цитируемое место из Письма, используемое с целью изобразить Ленина как жесткого карателя, — следующее :

Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать .

Авторство

Высказываются сомнения в подлинности письма . Источниковед Н. Н. Покровский приводит факт наличия современной письму копии, заверенной подписью тогдашнего заместителя заведующего Шифрбюро ЦК РКП(б) С. Чечулина; наличием на подлиннике автографа Молотова с замечаниями на текст документа; наличием делопроизводственной пометы о рассмотрении письма на заседании Политбюро (протокол № 114, пункт 5, от 20 марта 1922 года), а также наличием подлинной листовки «Куда идет церковное золото», распространявшаяся в Москве в конце марта 1922 года и выявленной историками в документах ГПУ лишь сейчас. Эта листовка приводит сверхсекретный аргумент Ленина, содержащийся только в его упомянутом выше письме: церковное золото нужно в первую очередь для укрепления позиций советской власти на Генуэзской конференции в поддержку его подлинности .

Памятник погибшим священнослужителям и мирянам при сопротивлении изъятию церковных ценностей. Площадь перед колокольней собора Воскресения Христова. Скульптор Александр Рукавишников

Однако более поздние исследования на основании обстоятельств издания Письма и анализа почерка показали, что Письмо является фальшивкой, созданной заграницей и напечатанной впервые в 1970 году в журнале « Вестник русского студенческого христианского движения », издаваемом в Париже Н. А. Струве . В качестве аргументации историк Геннадий Александров в статье в газете Правда , старший референт аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе Ярослав Игоревич Листов, а также Соломон Воложин приводят следующие аргументы:

  • Возникает первый и самый главный вопрос — как секретное письмо, которое якобы побоялись публиковать в СССР, хранящееся в спецархиве за семью печатями, оказалось напечатано в Париже в малоизвестном журнале русских эмигрантов с мизерным тиражом?
  • Все свои письма Ленин подписывал, здесь имеется только машинописный текст (так как письмо было продиктовано по телефону), на котором отсутствует подпись Ленина. Однако есть основание предполагать, что письмо было получено из Гарвардского университета (США), который в 1930-х годах выкупил часть личного архива Л. Д. Троцкого . В нём было немало подлинников партийных документов, по которым, как по лекалам, можно было сделать не один десяток фальшивок;
  • Письмо имеет гриф «строго секретно». Однако как показывает анализ писем Ленина и записок за 1921—1922 годы, он обычно употреблял гриф: «секретно» и «совершенно секретно»;
  • Ни на одном из листов нет ни автографа Володичевой, ни строчки, написанной её рукой, заверяющей, что текст принят и напечатан ею.
  • В. М. Молотов не являлся «адресатом» письма. Молотов не был в то время членом Политбюро, а был лишь его секретарем;
  • Ни в самом Письме, ни на конверте Письма нет ни одной строчки, написанной Лениным;
  • Надпись Молотова сделана под печатным текстом, а должна была быть сверху печатного текста;
  • Наличие каких-либо копий также весомый аргумент против подлинности Письма, в тексте Письма дано указание «ни в коем случае копий не снимать»;
  • Трудно представить указание Молотову в Письме обойти с ним всех членов Политбюро за вечер для прочтения его «вкруговую», с оставлением в нем пометок, поскольку члены находились в разных государственных учреждениях;
  • На самом заседании Политбюро 20 марта 1922 года текст Письма не упоминался .

Переводы

В 1971 году Письмо было переведено на английский язык Владимиром Даниловым и издано c комментариями Николая Борисовича Лупинина под названием: «An Unpublished letter of V. I. Lenin to the Members of the Politburo» в пятом номере журнала « Записки Русской академической группы в США » ( англ. «Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A.» ) в Нью-Йорке .

Письмо в скульптуре

17 октября 2007 года, в 85-летие Шуйских событий, по инициативе правительства Ивановской области и при поддержке и благословению патриарха Алексия II в городе Шуя на площади Зелёной перед Воскресенским собором был установлен и открыт памятник погибшим священникам и мирянам во время изъятия церковных ценностей в 1922 году. Скульптурная композиция памятника включает в себя фигуры двух священников и девочки . Перед ними находится бронзовый столб, олицетворяющий плаху, на котором размещена пластина с выдержками из Письма, приписываемое Ленину. Сзади скульптурной композиции изображены контуры церкви в виде алтарной части, на которой высечены слова «Новомученикам Российским — благодарные потомки» .

Примечания

  1. « Вестник русского христианского движения » (1970 год), « Новый журнал » (1971 год), « Русская мысль » (1971 год)
  2. « Кадетская перекличка » (1988 год) и « Наш современник » (1990 год)
  3. // Правда. — 19–22 января 2018. — № 5 (30648) . 12 сентября 2022 года.
  4. . Дата обращения: 13 сентября 2022. 30 августа 2022 года.
  5. Соломон Воложин. от 20 мая 2022 на Wayback Machine // Новая Литература. июнь 2017.
  6. Амплеев Р. А. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2017. — № 3 (195). — С. 45-51.
  7. от 22 марта 2022 на Wayback Machine // Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918—1930-х годах (на материалах Новгородской епархии)
  8. от 19 октября 2022 на Wayback Machine // Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922—1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. 1997
  9. Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. 1-е изд. — М.: Март, 1996. — С. 163
  10. Кашеваров А. Н. Православная российская церковь и советское государство (1917—1922) / А. Н. Кашеваров. — Москва : Изд-во Крутицкого подворья : Общество любителей церковной истории, 2005. — 437,[2] с. ; 22 см. — (Материалы по истории церкви ; Кн. 35). — Библиогр.: с. 396—420 и в подстроч. примеч.. — Указ. имен: с. 421—438 — С. 210
  11. Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917—1941 : Док. и фотоматериалы / (Ин-т рос. истории РАН, Рос. центр хранения и изучения док. новейшей истории; Сост. и авт. ст. О. Ю. Васильева ). — М. : Библейс.-богослов. ин-т святого апостола Андрея, 1996. — 328,[4] c., [10] л. ил.; 20 см; ISBN 5-87507-009-9 : Б. ц. / С. 88—90
  12. Иванов Ю. // Журнал Московской Патриархии. — 2022. — № 5 . — С. 46—47 . 12 ноября 2022 года.
  13. . (англ.) // . — 1974. — Vol. 11 . — P. 79 . 13 декабря 2022 года.
  14. М. В. Шкаровский . от 8 сентября 2023 на Wayback Machine / М. В. Шкаровский. - Москва : Индрик, 2010. - 302, [1] с. : ил., карт., портр.; 21 см. - (Серия "Русский Афон"; Вып. 7).; ISBN 978-5-91674-99-8 / С. 163
  15. . Государство и церковь в России в XVIII — начале XXI века. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. 2023. 189 с. ISBN 978-5-534-13608-1 . / С. 108
  16. Крывелев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века / Крывелев И. А., д. филос. н. — М. : Знание, 1982. — 64 с. ; 21 см. — (Новое в жизни, науке, технике . Серия «Научный атеизм» ; 7). — Библиогр.: с. 64. — С. 46—48: «Юридическая сторона дела была ясна. По декрету об отделении церкви от государства все эти ценности были национализированы и находились у церкви не во владении, а лишь в пользовании.»
  17. Бакаев, Юрий Николаевич. Власть и религия: история отношений (1917—1941) : [Монография] / Ю. Н. Бакаев; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. техн. ун-т. — Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2002. — 199 с.; 21 см. / С. 61—62; ISBN 5-7389-0185-1 : „Все принятые меры оказались недостаточными. Уже осенью 1921 года голодала четверть населения страны. В то же время в пользовании религиозных объединений (а не в собственности служителей культов) находились громадные ценности, часть из которых можно было обменять на продовольствие. Напомним, что это имущество было в соответствии с декретом от 23 января 1918 года народным достоянием и государство, конечно же, вправе распоряжаться им, тем более по требованию народа и для спасения народа. И юридические, и нравственные стороны дела здесь очевидны.
    С предложением использовать церковные ценности для нужд голодающих выступили и представители различных слоев населения: интеллигенция, рабочие, крестьяне, верующие и др. Тысячи писем с просьбами и требованиями изъять эти ценности и спасти умирающих шли во ВЦИК, СНК, в редакции газет и другие инстанции. С воззваниями аналогичного содержания обращались и некоторые церковные авторитеты. Архиепископ Новгородский Евдоким в своем послании призывал последовать примеру великих христианских подвижников, жертвовавших для своих близких в годину испытаний всем церковным достоянием: «Стыдно в настоящее время на себе носить золото и бриллианты, когда каждая частица их сможет не только стереть слезы страдающих людей, но и спасти от смерти человека».“
  18. Плаксин, Роман Юрьевич. Тихоновщина и ее крах : позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны / Р. Ю. Плаксин. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Ленинград : Лениздат, 1987. - 206, [2] с. : ил.; 17 см. / С. 172—173: „Действительно, за долгое время существования Русской православной церкви в храмах, соборах, монастырях скопились громадные богатства. Их источником являлись всякого рода поборы с трудящихся, пожертвования представителей господствующих классов, доходы от церковных предприятий и земель. Во всех случаях создателями церковных богатств были в конечном счете трудящиеся люди, именно поэтому Советское правительство своим декретом об отделении церкви от государства объявило церковные имущества народным достоянием, хотя и передало здания и предметы богослужебного назначения в бесплатное пользование религиозных обществ.“
  19. Чемерисский, Илья Александрович. Изъятие в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Выпуск 10. С. 189—190.„В начале 1922 г. встал вопрос об использовании для помощи голодающим средств, находящихся н распоряжении церкви. Речь шла о различных изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней, служивших для украшения церквей, икон и церковной утвари (подсвечников, лампад и т. п.). Эти ценности легко могли быть превращены в валюту и использованы для оплаты ввозимого в страну хлеба.
    Источником церковных богатств, накопленных на протяжении веков, являлись сборы с верующих трудящихся, пожертвования представителей господствующих классов, получавших свои доходы от эксплуатации трудящихся, доходы от церковных предприятий и земель, где трудились рабочие и крестьяне, субсидии и льготы государства, черпавшего свои доходы за счет налогов с населения. Во всех случаях создателями церковных богатств были в конечном счете трудящиеся люди. Поэтому декрет об отделении церкви от государства (1918) объявил церковные имущества народным достоянием; согласно декрету, здания и предметы богослужебного назначения передавались в бесплатное пользование религиозных обществ"
  20. Кандидов, Борис Павлович . Голод 1921 года и церковь / Борис Кандидов ; Центр. совет Союза воинств. безбожников СССР. — Москва ; Ленинград : Огиз — Моск. рабочий, 1932 (М. : тип. изд-ва «Дер эмес»). — 92, [2] с., 2 с. объявл.; 22х15 см. / II. Декрет об изъятии церковных ценностей. С. 13.: «Кому принадлежали церковные ценности?
    По этому вопросу двух мнений быть не могло. Декрет об отделении церкви от государства объявил принадлежавшие ранее церкви богатства — собственностью трудящихся, собственностью тех, кто эти ценности создал. Это обстоятельство в частности было одной из основных причин, вызвавших бешеную ненависть черного сословия к советской власти.»
  21. . // / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко . М.: Политиздат, 1988. 272 с. — С. 152.
  22. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. : «Декрет объявил имущество церковных и религ. общин „народным достоянием“, та часть церковного имущества, которая предназначалась непосредственно для богослужения, могла быть по решению гос. органов передана верующим в бесплатное пользование».
  23. // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947. : «Декрет превратил церковь и религиозные организации из государственных в частные организации и общества, лишил их прав юридического лица и все имущество церкви объявил народным достоянием.»
  24. . // / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко . М.: Политиздат, 1988. 272 с. — С. 89.
  25. Чемерисский, Илья Александрович. Изъятие в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Выпуск 10. С. 186-212
  26. Кандидов, Борис Павлович . Голод 1921 года и церковь / Борис Кандидов ; Центр. совет Союза воинств. безбожников СССР. - Москва ; Ленинград : Огиз - Моск. рабочий, 1932 (М. : тип. изд-ва "Дер эмес"). - 92, [2] с., 2 с. объявл.; 22х15 см. / II. Декрет об изъятии церковных ценностей. С. 11—15.
  27. Русское православие: вехи истории / Авторы глав: «Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.)» — Я. Н. Щапов ; «Церковь в обществе развитого феодализма (XIV—XVI вв.)» — А. М. Сахаров , А. А. Зимин, В. И. Корецкий ; «Русская православная церковь в XVII веке» — М. Я. Волков , «Церковь в дворянской империи (XVIII в.)» — , «Русское православие в XIX веке» — Б. Г. Литвак ; «Церковь в период трех российских революций» — П. Н. Зырянов ; «Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX в.—1917 г.)» — Н. А. Смирнов; «Цензурная политика церкви в XIX — начале XX в.» — ; «Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI—начало XX в».)" — Я. Е. Водарский ; «Народные противоцерковные движения» — А. И. Клибанов ; «Православие в современном обществе. Основные этапы эволюции» — Н. С. Гордиенко (С. 617—691). Науч. ред., глава авт. коллектива, авт. вступ. ст. и послесл. А. И. Клибанов. — М. : Политиздат, 1989. — 719,[1] с. : ил.; 21 см; ISBN 5-250-00246-3 (В пер.) : 2 р. 90 к. / С. 621
  28. Плаксин, Роман Юрьевич. Тихоновщина и ее крах : позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны / Р. Ю. Плаксин. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Ленинград : Лениздат, 1987. - 206, [2] с. : ил.; 17 см. / С. 177—178
  29. Плаксин, Роман Юрьевич. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. / АН СССР. - Москва : Наука, 1968. - 192 с. : ил.; 20 см. / С. 154—155
  30. Редакция цит. текста по: Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти . Сб. в 2 частях / сост. М. Е. Губонин . — М., 1994. — С. 190.
  31. Следственное дело Патриарха Тихона : Сб. док. по материалам Центр. архива ФСБ РФ. — М. : Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. — 1015 с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.; 25 см. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной церкви / Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т; Ред. кол.: Протоиерей Владимир Воробьев (гл. ред. и др.).; Отв. сост. Н. А. Кривова. ISBN 5-88451-086-1 / С. 140—142
  32. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 : Сб. в 2 ч. / Сост. [и авт. примеч.] М. Е. Губонин. — М. : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та : Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 1063 с. : ил., факс.; 24 см. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной церкви / Редкол.: Протоиерей В. Воробьев (гл. ред.) и др.).; ISBN (В пер.) (В пер.) : Б. ц. — С. 252—253
  33. Плаксин, Роман Юрьевич. Крах церковной контрреволюции. 1917—1923 гг. / АН СССР. — Москва : Наука, 1968. — 192 с. : ил.; 20 см. / С. 148
  34. Никодим (Милаш) .
  35. Никифор Каллист Ксанфопул . от 12 октября 2022 на Wayback Machine
  36. С. С. Бычков , Большевики против Русской церкви / Издательство: Москва Sam and Sam, 432 страниц; 2006 г. ISBN: 5-94892-006-2 / С. 166
  37. Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти . Сб. в 2 частях / сост. М. Е. Губонин . — М., 1994. — С. 191.
  38. Регельсон, Лев . от 22 августа 2022 на Wayback Machine
  39. Дата обращения: 23 марта 2023. 8 сентября 2023 года.
  40. Д. В. Сафонов . Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. - М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. — 701 с. / С. 166—167
  41. Д. В. Сафонов . Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. - М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. — 701 с. / С. 173
  42. . Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  43. Изъятие в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. 1962. — Выпуск 10. — С. 186—212
  44. Плаксин Р. Юр. Крах церковной контрреволюции. 1917—1923 гг. / АН СССР. — Москва : Наука, 1968. — 192 с. : ил.; 20 см. — С. 151.
  45. // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
  46. Польский М., протопресв . « Новые мученики российские » от 13 октября 2023 на Wayback Machine
  47. Регельсон Л. (Трагедия Русской Церкви, 1917—1945; послесл. Иоанна Мейендорфа. — Paris: YMCA-press, Cop. 1977. — 625, [4] с.), Алексеев В. (Иллюзии и догмы : [Взаимоотношения Сов. государства и религии] / В. А. Алексеев. - Москва : Политиздат, 1991. - 398,[2] с.; 17 см.; ISBN 5-250-01242-6 (В пер.) : 3 р. ), Поспеловский Д , Васильева О. Ю. (Красные конкистадоры / Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. - Москва : Товарищество "Соратник", 1994. - 269,[1] с. : ил., факс.; 20 см.; ISBN 5-87883-008-6 : Б. ц.), протоиерей Георгий Митрофанов (История Русской Православной Церкви. 1900—1927. — М.: Сатисъ, 2002. — 550 с. — ISBN 5-7373-0262-8 ), С. С. Бычков (Большевики против Русской церкви / Издательство: Москва Sam and Sam, 432 страниц; 2006 г. ISBN: 5-94892-006-2 / С. 170), М. В. Шкаровский (Русская православная церковь и государственная религиозная политика в 1917-1918 годах //С. 95), Митрохин Н., Тимофеева С. (Епископы и епархии Русской Православной Церкви. М.: ООО "Панорама", 1997. – С. 415)
  48. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Т. 1-3. — Джорданвилль: Св. Троицкий Монастырь, 1987. (под псевдонимом В. Степанов)
  49. Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922—1925 гг. С. 155.
  50. Кашеваров А. Н. Православная российская церковь и советское государство (1917—1922) / А. Н. Кашеваров. — Москва : Изд-во Крутицкого подворья : Общество любителей церковной истории, 2005. — 437,[2] с. ; 22 см. — (Материалы по истории церкви ; Кн. 35). — Библиогр.: с. 396—420 и в подстроч. примеч.. — Указ. имен: с. 421—438 — С. 239
  51. Изъятие церковных ценностей происходило с марта 1922 года, а судебные процессы, связанные с данными событиями, происходили в 1922 году
  52. Г. Г. Хмуркин направлял запрос на кафедру информатики ПСТГУ , занимающейся пополнением и совершенствованием базы данных «За Христа пострадавшие». В ответном письме сотрудники кафедры сообщили, что в настоящий момент (28.03.2018) в базе содержатся сведения о 35 780 пострадавших, из них в 1922—1923 годы погибших — 63 человека. (Уроки Октября и практики советской системы, 1920―1950-е годы : материалы X международной научной конференции, Москва, 5-7 декабря 2017 г. / Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека [и др.]. - Москва : РОССПЭН : Ельцин центр, 2018. - 918, [1] с. : ил., портр., табл.; 22 см. - (История сталинизма. Дебаты).; ISBN 978-5-8243-2254-5 : 1000 экз. / от 22 февраля 2023 на Wayback Machine )
  53. «ЦГАОР, ф. 1064, оп. 1, д. 3, лл. 312, 76.»
  54. Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  55. «Известия ЦК КПСС», 1990 год, № 4 / С. 174, 190—195
  56. Русское православие: вехи истории / [Я. Н. Щапов, А. М. Сахаров, А. А. Зимин и др.; Науч. ред., глава авт. коллектива, авт. вступ. ст. и послесл. А. И. Клибанов]. — М. : Политиздат, 1989. — 719,[1] с. : ил.; 21 см; ISBN 5-250-00246-3 (В пер.) : 2 р. 90 к. / С. 622, 628—629
  57. / Кострюков А. А. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  58. Власть и церковь в 1922-1925 гг. : Политбюро и ГПУ в борьбе за церков. ценности и полит. подчинение духовенства / Н. А. Кривова ; Предисл. Р. Г. Пихоя; [Ассоц. исследователей рос. о-ва XX в.]. - М. : АИРО-XX, 1997. - 247,[1] с. : портр.; 21 см. - (Серия "Первая монография").; ISBN 5-88735-036-9 : Б. ц.
  59. Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. : в 2 книгах / подгот. Н. Н. Покровский , . - Новосибирск : Сиб. хронограф ; Москва : РОССПЭН, 1997-1998. - 22 см.; ISBN 5-87550-056-5
  60. Русская Православная Церковь в XX веке / М. В. Шкаровский . - Москва : Вече : Лепта, 2010. - 478, [1] с., [8] л. ил., портр. : табл.; 25 см.; ISBN 978-5-9533-2963-7 (Вече)/С. 94
  61. История России. XX век - начало XXI века : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н. В. Загладин , Ю. А. Петров . - Москва : Русское слово, 2014. - 448 с.; ISBN 978-5-00007-552-4 / с. 124
  62. История : конец XIX - начало XXI : учебник для 11 класса общеобразовательных организаций : базовый уровень / Н. В. Загладин , Ю. А. Петров . - 3-е изд. - Москва : Русское слово, 2016. - 446, [1] с. : ил., портр., цв. ил., портр.; 22 см. - (Инновационная школа).; ISBN 978-5-00092-649-9 : 10000 экз. / с. 124
  63. / Васильева О. Ю. , - Москва : Товарищество "Соратник", 1994. - 269,[1] с. : ил., факс.; 20 см.; ISBN 5-87883-008-6 : Б. ц. / С. 176
  64. Протоиерей Владислав Цыпин . от 28 сентября 2022 на Wayback Machine
  65. Борисова Лариса Владимировна. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2011. — Вып. 2 . — С. 35–49 . — ISSN . 7 июня 2022 года.
  66. / Васильева О. Ю. , - Москва : Товарищество "Соратник", 1994. - 269,[1] с. : ил., факс.; 20 см.; ISBN 5-87883-008-6 : Б. ц. / С. 191—192
  67. Д. Н. Никитин. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери Икиматарий ». — С. 661-668. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-038-7 .
  68. . Дата обращения: 27 декабря 2022. 4 октября 2015 года.
  69. . Дата обращения: 6 февраля 2023. 6 февраля 2023 года.
  70. Дата обращения: 6 февраля 2023. 6 февраля 2023 года.
  71. . Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  72. «Вестник русского христианского движения», № 4 (94), 1969 / Никита Струве, 1970 год / С 1—2
  73. Данного примечания не было в 9 номере ХТС, изданного в 1969 году, это примечание добавлено в издание: Библиотека Самиздата. Серия. - Амстердам : Фонд им. Герцена, 1971-. - 18 см. № 6, Т. 1: Хроника текущих событий : борьба за права человека в Советском Союзе продолжается : вып. 1-15. - 1979. - 502, 92, [8] с.
  74. Уточнение в ХТС № 15, 31 августа 1970г.:
    „В "Хронике" № 9 аннотировано "Письмо В. М. МОЛОТОВУ для членов Политбюро" при этом ошибочно указана дата его написания — 19 февраля, вместо 19 марта 1922 года. События в Шуе, о которых говорится в письме, произошли 15 марта. Вопрос о том, достоверно ли это письмо, решается заметкой в "Датах жизни и деятельности В. И. ЛЕНИНА (6 марта 1922 - 21 января 1924)":
    "Март, 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП (б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом" (В. И. ЛЕНИН. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 45, стр. 666—67).“ — от 20 сентября 2022 на Wayback Machine
  75. . Дата обращения: 17 сентября 2022. 30 марта 2023 года.
  76. «Вестник русского христианского движения», № 4 (98), 1970 / Неизданное письмо Ленина в Политбюро. Комментарий — Н. Струве / С 54—60
  77. "Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП (б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства … От редакции «Нового Журнала»: Мы перепечатываем из «Вестника РСХД», № 98, это неизданное письмо Ленина, " —
  78. Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  79. « Наш современник », № 4. 1990,
  80. . Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  81. Александр Архангельский: Свободные люди. Диссидентское движение в рассказах участников / Издательство: Время, 2018, ISBN: 978-5-9691-1682-5
  82. Суперфин Г. Моя самиздатская гордость // Acta samizdatica / Записки о самиздате: альм.: вып. 3 /сост. Е. Н. Струкова, Б. И. Беленкин, при участии Г. Г. Суперфина. М.: ГПИБ, Мемориал, 2016. С. 56-59.
  83. Леонид Петрович Петровский был уволен из музея в 1967 году. — Л. П. Петровский. Дело Некрича.
  84. Леонид Петрович Петровский ― научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН. (Славяноведение. 1992, № 4, С. 68)
  85. Например, это место цитирует патриарх Кирилл (Гундяев) в Послании, посвященном 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей: «Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.
    В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.
    Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил „жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления“. Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов „священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство“ (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).
    Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулеметный огонь. Совершенным злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.
    Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: „Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать“. Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.
    В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.
    В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции». — от 20 сентября 2022 на Wayback Machine
  86. Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  87. Покровский Н. Н. от 31 августа 2022 на Wayback Machine // Общественные науки и современность. — 1997. — № 3. — С. 95-104
  88. Трофимов Ж. А. . — Москва, 1997. — 100 с. — ISBN 5-8426-0178-8 . 22 июля 2021 года.
  89. Nikolai Lupinin, INTRODUCTION TO AND COMMENTARY ON AN UNPUBLISHED LETTER OF V. I. LENIN TO THE MEMBERS OF THE POLITBURO. Vladimir Danilov, TRANSLATION OF AN UNPUBLISHED LETTER OF V. I. LENIN TO THE MEMBERS OF THE POLITBURO (В. Данилов, НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО ЛЕНИНА ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО, 1922 Г.) в Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Vol. V. (Записки Русской академической группы в США. Т. V.) / р. 187—194. / New York, 1971.
  90. . Дата обращения: 21 марта 2023. 21 марта 2023 года.
  91. . Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.
  92. . Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.

Комментарии

  1. Автор памятника скульптор Александр Рукавишников объяснил, что два священника это расстрелянные Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, а девочка олицетворяет Россию.
Источник —

Same as Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года