Interested Article - Мантикора

Мантико́ра , также мантихо́ра ( лат. mantichōra, epibouleus oxisor от др.-греч. μαντιχώρας, μαρτιχόρας, μαρτιοχώρας (mantikhṓras, martikhóras, martiokhṓras) — «людоед», «тигр» от др.-перс. *𐎶𐎼𐎫𐎹-𐎧𐎺𐎠𐎼 (*martya-χvāra, «людоед») — мифическое существо , чудовище с телом льва , головой человека и хвостом скорпиона ; по некоторым описаниям имеет рыжую гриву и три ряда зубов, а также голубые глаза. Существо подобное египетскому Сфинксу . Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно. В средневековье полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей, поэтому на миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах .

История и описание

Мантикора, изображение 1609 года

Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия , благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые , а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать так же быстро как олень и ещё он дикий и людоед.

Аристотель «История животных»

Наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Клавдием Элианом («О природе животных»). Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Греческий географ Павсаний , однако, к рассказам о мантикоре отнесся скептически и в книге «Описание Эллады» отметил, что мифическая мантикора (мартихора), скорее всего, является просто тигром . С точки зрения Павсания, красный однотонный цвет шкуры мантикор — результат наблюдений полосатых тигров на закате и в движении, а фантастические детали наподобие тройного ряда зубов и стреляющего ядовитыми лезвиями хвоста — просто выдумки суеверных индийцев, панически боящихся тигров .

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

У иудеев мантикора является символом разрушения . В мифологии и эзотерике и юнгианской психологии аналог сфинкса, являющегося символом единства .

В современной культуре

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться:

  • Мантикора представлена в цикле романов Роджера Желязны « Хроники Амбера », где описывается как существо с телом льва, скорпионьим хвостом и почти человеческим лицом. Мантикоры сталкиваются с отрядом стрелков Корвина на пути к Амберу в романе « Ружья Авалона », также мы можем наблюдать сцену охоты Джулиана на одну из них в романе « Рука Оберона ».
  • В бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась «стрелять» в любом направлении своими отравленными шипами.
  • В романе английской писательницы Дж. Роулинг « Волшебные твари и где их искать » мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия».
  • В романах Ольги Громыко «Профессия: ведьма» и «Ведьма-хранительница» мантикора представляет собой «помесь рыси, летучей мыши и скорпиона», то есть выглядит как огромная кошка с кожистыми крыльями, кисточками на ушах и ядовитым жалом с режущей кромкой на хвосте.
  • В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны.
  • Мантикора — один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса .
  • В телефильме «Мантикора» (2005) мантикору невозможно убить, и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень.
  • В телевизионном сериале « Гримм » мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти.

Образ мантикоры также встречается и в современной мультипликации и компьютерных играх:

Прочие упоминания:

Примечания

  1. Павсаний. IX Беотия, XXI. 4-5 // Описание Эллады. В 2 т. / Пер. с древнегреческого С. П. Кондратьева под ред. Е. В. Никитюк. — ООО Издательство АСТ: Ладомир, 2002. — 492 с. — ISBN 5-86218-274-8 .
  2. . www.symbolarium.ru . Дата обращения: 10 января 2022. 10 января 2022 года.
  3. . syg.ma . Дата обращения: 10 января 2022. 10 января 2022 года.
  4. . Дата обращения: 10 марта 2009. 7 марта 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мантикора