Даса, Иларион
- 1 year ago
- 0
- 0
Дон Мигель Иларион Эслава-и-Элисондо ( исп. Miguel Hilarión Eslava y Elizondo ; 21 октября 1807 , Бурлада , Наварра — 23 июля 1878 , Мадрид ) — испанский композитор , дирижёр , музыкальный педагог , музыковед , священник . Видный представитель испанского оперного искусства.
Родился в крестьянской семье. С 1816 года, обладая чудесным голосом, пел в хоре мальчиков в кафедральном соборе г. Памплона . Там же обучался игре на скрипке , фортепиано и органе . В 17 лет стал скрипачом соборной часовни. Одновременно с музыкальным образованием, изучал гуманитарные науки в духовной семинарии, чтобы посвятить себя служению священником .
В 1827 году переехал в Калаорру , где изучал композицию и дирижирование. В 1828 году назначен на должность капельмейстера в соборе в Бурго-де-Осма-Сьюдад-де-Осма , с 1832 года — руководил хоровой капеллой в Севильском соборе. В том же году был рукоположен в священники.
С 1844 года был резервным капельмейстером в Мадриде . Близость к испанской королевской семье привели к признанию его заслуг и поддержке с их стороны, в 1847 году он был удостоен звания комтур . По официальному разрешению королевы ему был предоставлен доступ к архивам испанских соборов, что позволило Эслава ознакомиться с документами и творчеством многих испанских композиторов более ранних веков.
В 1854 году он получил кафедру композиции в Королевской консерватории Испании, стал профессором. Через одиннадцать лет возглавил Королевскую консерваторию в Мадриде . В 1868 году королева Изабелла II присвоила ему звание capellán de honor (почётного дирижёра).
После испанской революции 1868 года Эслава вступил в конфликт с новыми властями и ушёл с занимаемой должности.
В 1873 году стал членом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо .
Совместно с , и Хоакином Ромуальдом Гастамбиде он был соучредителем художественно-музыкального общества La España Musical , был активным участником движения по защите испанской оперы и музыкально-драматического жанра сарсуэла .
Умер от последствий перенесённого воспаления лёгких .
Занимался сочинением опер. Между 1841 и 1843 годами создал три сохранившихся сценических произведения.
Оперы «Il solitario», «La Tregua di Ptolemaide» и «Pietro el Crudele» были поставлены во многих городах Испании.
Автор около 150 церковных сочинений: месс , псалмов , гимнов , ламентаций , мотетов и проч. Его Псалом 50 (1835) пользовался особой популярностью и исполнялся более 100 лет в Страстную пятницу вместо Miserere (Аллегри) более ранних мастеров. Наиболее значимыми и интересными являются его сочинения мадридского периода (1844—1878).
Издал собрание лучших органных сочинений разных авторов, под заглавием « Museo organico español »; включая и свои произведения.
Его работа « Metodo de solfeo » (1846) имела огромное распространение в Испании.