Interested Article - Мейссонье, Жан-Луи-Эрнест

Жан Луи́ Эрне́ст Мейссонье́ , Мейсонье , Месонье ( фр. Jean-Louis-Ernest Meissonier ; 21 февраля 1815 , Лион , Королевство Франция 31 января 1891 , Париж , Третья Французская республика ) — французский живописец , график и скульптор , выдающийся представитель романтического историзма , известный батальными сценами на сюжеты из истории наполеоновских войн .

Биография

Родился в бедном семействе в 1815 году в Лионе , очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж , развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Леона Конье , но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи.

Умер в 1891 году в Париже, похоронен в Пуасси (департамент Ивелин ), где был мэром с 1846 года.

Творчество

Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, Мейссонье занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, например к Библии, «Всеобщей истории» Боссюэ , «Неистовому Роланду» Ариосто , романам Бернардена де Сен-Пьера , и уже в этих работах выказал лёгкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения.

Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьёзностью содержания. Маленькие картины художника, написанные как правило на деревянных досках или медных пластинах и стилизованные под жанровые сцены XVII—XVIII веков, очень высоко ценились ценителями и коллекционерами . По этому поводу Теофиль Готье писал: «Хотя размер картин и очень мал, но место, занимаемое им в ряду знаменитейших современных жанристов, очень значительно… произведениями Мейссонье дорожат до такой степени, что они покупаются чуть ли не на вес золота» .

Одна из первых картин Мейссонье (писанных чаще всего на дереве), «Игра в шахматы» (1841), сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая в последующих картинах брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь по-прежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь в передачу сильных душевных движений, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений только два можно назвать действительно драматичными:

  • «Брави» (1852),
  • «Поединок» (« La Rixe », 1855 в котором, к тому же, фигуры крупнее обыкновенного).
Автопортрет, 1889

В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времён революции, а также батальными сюжетами , но остался при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, например:

Е. В. Тарле в своей популярной монографии «Наполеон» писал про отображение событий 1813—1814 годов после поражения императора в «Битве народов» в изобразительном искусстве: «Во французской живописи неоднократно этот именно момент и события начала 1814 г. служили темами для художников, причём в центре их внимания был Наполеон. Гениальная кисть Мейссонье уловила настроение императора. Он едет на боевом коне между своими гренадерами и угрюмо к чему-то присматривается, чего не видят глаза гренадер» .

Иллюстрировал « Человеческую комедию » Бальзака .

Офорты

Кроме картин Мейссонье неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых однако его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он создал несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения.

Офорты с его картин известны также в исполнении гравёра Жюля Жакмара .

Организаторская деятельность

Памятник Мейссонье в Пуасси в парке его имени, работы скульптора Антонина Мерсье

В 1890 предпринял обновление Национального общества изящных искусств, стал его президентом. После его смерти на этот пост был избран Пюви де Шаванн , вице-президентом — Роден .

Признание и наследие

Пользовался всеобщим почётом, был осыпан всякими отличиями и состоял с 1861 г. членом Французского института . Никогда произведения художников не достигали при их жизни таких громадных цен, за какие продавались картины Мейссонье, получившего, например, за «Кавалерийскую атаку» и за «Наполеона I в 1814 г.» по 300 000 франков, а за «Наполеона III при Сольферино» 200 000 франков (впоследствии эта картина была перепродана её первым владельцем за 850 000 франков).

В 1889 году Винсент Ван Гог писал своему брату Тео о творчестве французского художника: «…для каждого, кто может в течение года видеть вещь Мейсонье, для него и на следующий год найдётся в ней кое-что посмотреть, не считаясь даже с тем, что Мейсонье был человеком, создававшим в свои счастливейшие дни совершенные вещи. Я отлично знаю, что у Домье , Милле , Делакруа другой рисунок, но в кисти Мейсонье есть нечто совершенно французское, чего никогда не могли бы добиться голландцы; кроме того, он современен» .

Среди его учеников были, в частности, Франсуа-Луи Франсе и Жан Батист Эдуард Детайль .

Галерея

Некоторые другие работы

  • «Игра в пикет»,
  • «Три друга»,
  • «Игра в кегли» (1843, повторение 1865),
  • «Курильщик»,
  • «Воскресный день» (1850),
  • «Лютнист» (1851),
  • «Ожидание»,
  • «Любитель картин»,
  • «Бретер» (1857);
  • «Кузнец» (1861),
  • «Всадник перед шинком» (1862) и некоторые др.

Примечания

  1. , с. 611.
  2. Савинская Л. Коллекция живописи князей Юсуповых — феномен художественной культуры России второй половины XVIII – начала XX века : пополнение и функционирование // Искусствознание : журнал по теории и истории искусства. — 2013. — № 1—2. — С. 221—269.
  3. «Век». 1861. — С. 654.
  4. Тарле Е. В. Наполеон. — М. : Пресса, 1992. — С. 406. — 640 с.
  5. Ван Гог, Винсент. Письма / Пер., ст. и коммент. Н. М. Щекотова. Предисл. и ред. А. Эфроса. — М. Л. , 1937. — Т. 2. — С. 226—227.

Литература

Воспоминания
  • Meissonier J.-L.-E., Gréard O. : ses souvenirs — ses entretiens : [ фр. ] : précédés d'une étude sur sa vie et son œuvre / par M. O. Gréard. — Paris : Hachette, 1897. — 466 p. — OCLC .
Очерки жизни и творчества
  • Булгаков Ф. И. Ж.-Л. Э. Мейсонье и его произведения / Ф. И. Булгаков. — Новое общедоступ. изд. — СПб. : Тип. Г. А. Бернштейна, 1907. — 74 с. : ил., портр. — OCLC .
  • Bénédite L. : [ фр. ] : biographie critique, illustrée de vingt-quatre planches hors texte / par Lèonce Bénédite. — Paris : H. Laurens, 1910. — 128 p. — (Les grands artistes : leur vie — leur oeuvre). — OCLC .
  • Gottlieb M. J. : Ernest Meissonier and French Salon Painting : [ англ. ] / Marc J. Gottlieb. — Princeton, NJ : Princeton University Press, 1996. — XV, 255 p. — ISBN 0-691-04374-4 . — LCCN .
  • Guilloux P. Meissonier : trois siècles d'histoire : [ фр. ] / par Philippe Guilloux. — Paris : Copernic, 1980. — 107 p. : ill. — (Peintres témoins de l'histoire). — ISBN 2-8598-4063-X . — OCLC .
  • Hungerford C. C. : Master in His Genre : [ англ. ] / Constance Cain Hungerford. — Cambridge; New York : Cambridge University Press, 1999. — xi, 276 p., 4 p. fig. — ISBN 0-521-63240-4 . — LCCN .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Мейссонье, Жан-Луи-Эрнест