Interested Article - Мейссонье, Жан-Луи-Эрнест
- 2020-07-29
- 1
Жан Луи́ Эрне́ст Мейссонье́ , Мейсонье , Месонье ( фр. Jean-Louis-Ernest Meissonier ; 21 февраля 1815 , Лион , Королевство Франция — 31 января 1891 , Париж , Третья Французская республика ) — французский живописец , график и скульптор , выдающийся представитель романтического историзма , известный батальными сценами на сюжеты из истории наполеоновских войн .
Биография
Родился в бедном семействе в 1815 году в Лионе , очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж , развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Леона Конье , но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи.
Умер в 1891 году в Париже, похоронен в Пуасси (департамент Ивелин ), где был мэром с 1846 года.
Творчество
Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, Мейссонье занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, например к Библии, «Всеобщей истории» Боссюэ , «Неистовому Роланду» Ариосто , романам Бернардена де Сен-Пьера , и уже в этих работах выказал лёгкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения.
Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьёзностью содержания. Маленькие картины художника, написанные как правило на деревянных досках или медных пластинах и стилизованные под жанровые сцены XVII—XVIII веков, очень высоко ценились ценителями и коллекционерами . По этому поводу Теофиль Готье писал: «Хотя размер картин и очень мал, но место, занимаемое им в ряду знаменитейших современных жанристов, очень значительно… произведениями Мейссонье дорожат до такой степени, что они покупаются чуть ли не на вес золота» .
Одна из первых картин Мейссонье (писанных чаще всего на дереве), «Игра в шахматы» (1841), сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая в последующих картинах брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь по-прежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь в передачу сильных душевных движений, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений только два можно назвать действительно драматичными:
- «Брави» (1852),
- «Поединок» (« La Rixe », 1855 в котором, к тому же, фигуры крупнее обыкновенного).
В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времён революции, а также батальными сюжетами , но остался при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, например:
- «Сцена на баррикадах»
- « Наполеон III при Сольферино » (1863)
- очень выразительный «Наполеон в походе 1814 года»
- «Генерал Дезе в Рейнской армии»
- « Моро и начальник его штаба при Гогенлиндене ».
Е. В. Тарле в своей популярной монографии «Наполеон» писал про отображение событий 1813—1814 годов после поражения императора в «Битве народов» в изобразительном искусстве: «Во французской живописи неоднократно этот именно момент и события начала 1814 г. служили темами для художников, причём в центре их внимания был Наполеон. Гениальная кисть Мейссонье уловила настроение императора. Он едет на боевом коне между своими гренадерами и угрюмо к чему-то присматривается, чего не видят глаза гренадер» .
Иллюстрировал « Человеческую комедию » Бальзака .
Офорты
Кроме картин Мейссонье неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых однако его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он создал несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения.
Офорты с его картин известны также в исполнении гравёра Жюля Жакмара .
Организаторская деятельность
В 1890 предпринял обновление Национального общества изящных искусств, стал его президентом. После его смерти на этот пост был избран Пюви де Шаванн , вице-президентом — Роден .
Признание и наследие
Пользовался всеобщим почётом, был осыпан всякими отличиями и состоял с 1861 г. членом Французского института . Никогда произведения художников не достигали при их жизни таких громадных цен, за какие продавались картины Мейссонье, получившего, например, за «Кавалерийскую атаку» и за «Наполеона I в 1814 г.» по 300 000 франков, а за «Наполеона III при Сольферино» 200 000 франков (впоследствии эта картина была перепродана её первым владельцем за 850 000 франков).
В 1889 году Винсент Ван Гог писал своему брату Тео о творчестве французского художника: «…для каждого, кто может в течение года видеть вещь Мейсонье, для него и на следующий год найдётся в ней кое-что посмотреть, не считаясь даже с тем, что Мейсонье был человеком, создававшим в свои счастливейшие дни совершенные вещи. Я отлично знаю, что у Домье , Милле , Делакруа другой рисунок, но в кисти Мейсонье есть нечто совершенно французское, чего никогда не могли бы добиться голландцы; кроме того, он современен» .
Среди его учеников были, в частности, Франсуа-Луи Франсе и Жан Батист Эдуард Детайль .
Галерея
-
Игра в шахматы. Гравюра Жюля Жаке с картины Месонье
-
1807, Битва при Фридланде . Атака кирасир
-
«Портрет сержанта»
-
Битва при Йене , 1806 год
-
Французский драгун
-
Наполеон в 1814 году
-
Маршал Ней
-
Жанровая сцена из 18 века
-
Наполеон со штабом
-
Генерал Дезе допрашивает крестьянина
-
Двое друзей. Эпоха Наполеоновских войн
-
Путешественник
-
Кампания во Франции 1814 года
-
Маршал Ланн на коне
-
Оборона Парижа, 1870 год. Аллегория
Некоторые другие работы
- «Игра в пикет»,
- «Три друга»,
- «Игра в кегли» (1843, повторение 1865),
- «Курильщик»,
- «Воскресный день» (1850),
- «Лютнист» (1851),
- «Ожидание»,
- «Любитель картин»,
- «Бретер» (1857);
- «Кузнец» (1861),
- «Всадник перед шинком» (1862) и некоторые др.
Примечания
- , с. 611.
- ↑ Савинская Л. Коллекция живописи князей Юсуповых — феномен художественной культуры России второй половины XVIII – начала XX века : пополнение и функционирование // Искусствознание : журнал по теории и истории искусства. — 2013. — № 1—2. — С. 221—269.
- «Век». 1861. — С. 654.
- Тарле Е. В. Наполеон. — М. : Пресса, 1992. — С. 406. — 640 с.
- Ван Гог, Винсент. Письма / Пер., ст. и коммент. Н. М. Щекотова. Предисл. и ред. А. Эфроса. — М. — Л. , 1937. — Т. 2. — С. 226—227.
Литература
- Воспоминания
- Meissonier J.-L.-E., Gréard O. : ses souvenirs — ses entretiens : [ фр. ] : précédés d'une étude sur sa vie et son œuvre / par M. O. Gréard. — Paris : Hachette, 1897. — 466 p. — OCLC .
- Очерки жизни и творчества
- Булгаков Ф. И. Ж.-Л. Э. Мейсонье и его произведения / Ф. И. Булгаков. — Новое общедоступ. изд. — СПб. : Тип. Г. А. Бернштейна, 1907. — 74 с. : ил., портр. — OCLC .
- Bénédite L. : [ фр. ] : biographie critique, illustrée de vingt-quatre planches hors texte / par Lèonce Bénédite. — Paris : H. Laurens, 1910. — 128 p. — (Les grands artistes : leur vie — leur oeuvre). — OCLC .
- Gottlieb M. J. : Ernest Meissonier and French Salon Painting : [ англ. ] / Marc J. Gottlieb. — Princeton, NJ : Princeton University Press, 1996. — XV, 255 p. — ISBN 0-691-04374-4 . — .
- Guilloux P. Meissonier : trois siècles d'histoire : [ фр. ] / par Philippe Guilloux. — Paris : Copernic, 1980. — 107 p. : ill. — (Peintres témoins de l'histoire). — ISBN 2-8598-4063-X . — OCLC .
- Hungerford C. C. : Master in His Genre : [ англ. ] / Constance Cain Hungerford. — Cambridge; New York : Cambridge University Press, 1999. — xi, 276 p., 4 p. fig. — ISBN 0-521-63240-4 . — .
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Мейссонье Эрнест Жан-Луи // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 42. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 611. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVIIIa. — С. 957–958.
- Bailly-Herzberg J. : [ фр. ] : publié avec le concours du Centre National des Lettres / Janine Bailly-Herzberg; préface de Michel Melot. — Paris : Arts et métiers graphiques; Flammarion, 1985. — P. . — 384 p. — ISBN 2-08-012013-1 . — . — OCLC .
- // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 311–312. — 792 p. — ISBN 2-7000-0155-9 . — OCLC .
- Hungerford C. C. / Constance Cain Hungerford // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 68–69. — XIII, 912 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — . — OCLC .
- Meissonier, Ernest (Jean Louis E.) // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1930. — Bd. 24 : Mandere — Möhl. — S. 347. — 608 S. — OCLC .
- Treydel R. Meissonier, Ernest (Jean-Louis-Ernest) / R. Treydel // Allgemeines Künstlerlexikon : die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / De Gruyter; hrsg. von Andreas Beyer [et al.]. — Berlin; Boston : De Gruyter, 2016. — Bd. 88 : Matijin — Meixner. — S. 285. — LI, 540 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 978-3-11-023254-7 (Bd. 88). — OCLC .
Ссылки
- 2020-07-29
- 1