Доисторический Ближний Восток
- 1 year ago
- 0
- 0
Декаполис ( греч. : deka , десять; polis , город; в славянском и русском переводе Библии — Десятиградие ) — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины , с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана . Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской ( набатейской , арамейской , иудейской ). Каждый город имел определённую степень автономии и самоуправление.
Старейшее перечисление даётся в трудах Плиния Старшего ( Естественная история 5.16):
По другим источникам, число городов-членов Декаполиса достигало восемнадцати или даже девятнадцати.
Птолемей дополнительно называет .
Кроме Дамаска, города Декаполиса были в основном основаны в эллинистический период, в промежутке после смерти Александра Великого в 323 году до н. э. и до римского завоевания Сирии в 63 году до н. э. . Некоторые из них были образованы при династии Птолемеев , управляющей регионом до 198 года до н. э. , другие были основаны позже, при династии Селевкидов . Названия некоторых городов включали «Антиохия» или «Селевкия» в своих названиях (например, «Антиохия-Гиппос»), что свидетельствует о селевкидских корнях. Города были созданы или преобразованы по греческому образцу, моделируя собой греческие полисы .
Декаполис был регионом пересечения двух культур: колониальной греческой и местной семитской. Это зачастую приводило к конфликтам. Греки были шокированы практикой обрезания , а семиты были не согласны с доминирующим и ассимилирующим характером эллинистической цивилизации.
С другой стороны, в регионе имело место культурное смешение и заимствование. Некоторые местные языческие божества стали называться Зевсами , по имени верховного бога греческого пантеона. В то же время, сами греки стали поклоняться местным «Зевсам» наряду со своим собственным Зевсом Олимпийским. Есть свидетельства, что колонисты адаптировались к поклонению и другим местным языческим божествам, включая финикийских богов и верховного бога набатеев Душара (Дусарес в эллинизированом варианте). Поклонение этим семитским божествам подтверждается монетами и надписями из городов.
С точки зрения культуры, в эллинистический период эти города значительно отличались от окружающего региона; Иосиф Флавий называет некоторые из них в списке языческих городов Иудеи до римского завоевания. Термин «Декаполис» мог уже быть в использовании для обозначения этих городов в эллинистический период. Однако в большинстве случаев термин «Декаполис» ассоциируется с периодом после римского завоевания в 63 году до н. э.
После ввода войск на территорию Сирии, римский военачальник Помпей объявил бывшие владения Селевкидского государства в Сирии римской провинцией «Сирия». Помпей оказал особое покровительство греческим городам, урегулировал отношения и с сохраненными им некоторыми династами. Будучи в Сирии, Помпей вмешался в борьбу двух претендентов династии Хасмонеев на верховную власть в Иудее. Он принял сторону одного из них — Гиркана , пленив его противника Аристобула II .
63 г. до н. э. стал эпохальным для городов Декаполиса. Именно от этого момента и последующие века, на протяжении римского и византийского периодов, греческие города вели отсчёт лет.
Римские правители хотели, чтобы римская культура процветала в самых отдаленных уголках империи, каким в ту пору была восточная Палестина. Поэтому они поощряли развитие этих десяти городов, позволяя им некоторую политическую автономию под римской протекцией. Каждый город функционировал как полис или город-государство , с юрисдикцией над близлежащими поселениями. В каждом городе чеканили свои монеты. На множестве монет из городов Декаполиса эти города обозначены как «автономные», «свободные», «суверенные» или «священные». Такие термины могли употребляться, только если в городах была некоторая степень самоуправления.
Римляне в значительной степени оставили печать своей культуры во всех этих городах. Каждый из них в конечном счете был выстроен в римском стиле, с сеткой улиц вокруг центральных кардо и/или декумануса . Римляне выделяли средства на постройку разных храмов и других общественных сооружений, характерных для империи. Имперский культ, поклонение римскому императору были обычными в городах Декаполиса и были общей чертой, объединяющей эти разные города. Небольшая разновидность храма, посвященного императору, который назывался , была уникальна в регионе.
Города также извлекали выгоду из крепких экономических связей, поддерживемых сетью новых римских дорог . Это привело к обозначению Декаполиса в наши дни как «лига» или «федерация». Декаполис никогда не был политическим или экономическим объединением; это была просто совокупность городов-государств, извлекающих пользу из особой автономии в эпоху начала римского господства.
Новозаветные тексты упоминают окрестности Декаполиса как место проповедей Иисуса ( Мф. ). Декаполис был одним из немногих регионов, куда путешествовал Иисус, где языческое население составляло большинство. В основном, учение Иисуса было адресовано еврейскому меньшинству, жившему в пределах Десятиградия. Евангелист Марк () подчёркивает языческий характер Декаполиса, где Иисус встречает стадо свиней в 2000 голов — животных, запрещённых кашрутом (еврейскими религиозными диетарными правилами) в пищу, которых там разводили.
Термин «Декаполис» выходит из использования после того, как император Траян присоединяет провинцию Каменистая Аравия к Римской империи во втором веке н. э. Новая провинция была восточнее Палестины, таким образом Декаполис перестал быть греко-романским культурным форпостом. Вдобавок, города попали в различные римские провинции : Сирия , Палестина Секунда и Каменистая Аравия . Однако Декаполис оставался важным культурным регионом на востоке империи, даже после выхода термина из употребления. Города продолжали отличаться, выделяясь хотя бы использованием Помпеанского календаря. Историки и археологи часто называют «города Декаполиса» и «регион Декаполиса», даже имея в виду более поздние периоды.
Римский и византийский Декаполис со временем стал христианским . Некоторые города оказались более восприимчивыми к новой религии, чем другие. Пелла была базой для некоторых ранних церковных лидеров ( Евсевий Кесарийский пишет, что двенадцать апостолов спасались там во время Иудейской войны ). В других городах язычество продолжало существовать вплоть до византийской эпохи включительно. В конечном счете, однако, регион становится почти полностью христианским, и почти во всех городах образовались епископства .
Большинство городов продолжали существовать в поздний римский и византийский периоды. Некоторые были покинуты после захвата Палестины Омейядами в 641 году , но другие города сохранили население и в исламский период.
Джараш (Гераса) и Бей-Шеан (Скифополис) существуют как города по сей день, а Дамаск и Амман (Филадельфия) стали важными центрами и столицами государств. Археологи двадцатого века обнаружили большинство других городов, и во многих из них ведутся раскопки.