После окончания Второй мировой войны (принимал участие в военных действиях в Крыму и лишился одного глаза
) в
1945
—
1948
гг. учился у Рихарда Мюнниха, Ганса Иоахима Мозера и Макса Шнайдера в
Веймаре
,
Берлине
,
Йене
. Защитил докторскую диссертацию о
Мельхиоре Вульпиусе
в Йенском университете в 1949 году. С 1951 года до конца жизни преподавал музыковедческие дисциплины в
университете Фрайбурга
(с 1961 года ординарный профессор и декан музыкального факультета). В 1955 году во Фрайбурге защитил вторую диссертацию (
Habilitation
, научный консультант
Вилибальд Гурлитт
) по теме «Studien zur musukalischen Terminologie». В 1956-57 годах — заведующий кафедрой музыковедения в
университете Гейдельберга
. С 1964 года — главный редактор авторитетного музыковедческого журнала «Archiv für Musikwissenschaft». Главный редактор (после смерти Гурлитта) тома
Sachteil
12-го издания
«Музыкального словаря» Римана
(1967), который кардинально переработал в части теории музыки
; написал для этого словаря ряд установочных статей, в том числе, статью «Musik» (S. 601—604).
На протяжении многих лет сотрудничал с
К. Дальхаузом
(в том числе написал совместно с ним популярную брошюру «Что такое музыка»), выступил соредактором нового (и последнего) издания римановского словаря, под названием «Brockhaus-Riemann-Musiklexikon». В 1972—1999 годах — главный редактор «
Словаря музыкальных терминов
» (Handwörterbuch der musikalischen Terminologie), который по сей день остаётся образцовым с точки зрения музыкальной лексикографии и методологии исторического изучения терминов. В 1984 г. выступил редактором и одним из авторов 5-го тома новой «Истории музыкальной теории», посвящённого многоголосной музыке Средневековья.
Среди учеников Эггебрехта — известные немецкие музыковеды
Клаус-Юрген Закс
,
Фриц Реков (Reckow), Рейнхольд Бринкман (Brinkmann), Альбрехт Ритмюллер (Riethmüller) и Петер Андрашке (Andraschke), композитор
Вольфганг Рим
и другие.
Основные научные интересы Эггебрехта — музыкальная терминология, музыкальная эстетика (главным образом, проблема взаимосвязи музыки и слова), история и теория музыки западноевропейского Средневековья, немецкая музыка эпохи барокко (особенно
Г. Шютца
), история
органостроения
и органной музыки. Книги и статьи Эггебрехта переведены на многие европейские языки (кроме русского).
Musik im Abendland: Prozesse und Stationen vom Mittelalter bis zur Gegenwart. München: Piper, 1991. 838 SS.
ISBN 978-3-492-02918-6
.
Bach — wer ist das? Zum Verständnis der Musik J.S. Bachs. München, 1992
Musik verstehen. München, 1995
Die Musik und das Schöne. München, 1997
Сборники статей
Musikalisches Denken. Aufsätze zur Theorie und Ästhetik der Musik. Wilhelmshaven, 1977.
Sinn und Gehalt: Aufsätze zur musikalischen Analyse. Wilhelmshaven, 1979; 2te Aufl., 1985
Статьи (выборка)
Melchior Vulpius // Festschrift Max Schneider zum achtzigsten Geburtstage, hrsg. v. W. Vetter. Leipzig, 1955
Ars musica. Musikanschauung des Mittelalters und ihre Nachwirkungen // Die Sammlung. Zeitschrift für Kultur und Erziehung, 12 (1957)
Arten des Generalbasses im frühen und mittleren 17. Jh. // Archiv für Musikwissenschaft 14 (1957)
Walthers musikalisches Lexikon in seinen terminologischen Partien // Acta musicologica 29 (1957)
Barock als musikgeschichtliche Epoche // Aus der Welt des Barocks. Stuttgart, 1957
Zum Figur-Begriff der Musica poetica // Archiv für Musikwissenschaft 16 (1959)
Musik als Tonsprache // Archiv für Musikwissenschaft 18 (1961)
Machauts Motette Nr. 9 // Archiv für Musikwissenschaft 19-20 (1962-3), SS.281-93; 25 (1968), SS.173-95
Funktionale Musik // Archiv für Musikwissenschaft 30 (1973), SS.1-25
Musikalisches Denken // Archiv für Musikwissenschaft 32 (1975), S.228-240
Vertontes Gedicht: über das Verstehen von Kunst durch Kunst // Dichtung und Musik: Kaleidoscop ihrer Beziehungen, hrsg. v. G. Schnitzler. Stuttgart, 1979, SS.36-69
Die Mehrstimmigkeit von ihren Anfängen bis zum 12. Jahrhundert // Die mittelälterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt, 1984, SS.9-87 (в серии «Geschichte der Musiktheorie»)
Musikalisches und musiktheoretisches Denken // Ideen zu einer Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F. Zaminer. Darmstadt, 1985, SS.40-58.
Terminologie der Musik im 20. Jahrhundert. Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Sonderband 1. Stuttgart, 1995
Справочники и другие книги под редакцией Эггебрехта
Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, Stuttgart, 1972—2002.
(mit Carl Dahlhaus)
Brockhaus-Riemann-Musiklexikon
. Wiesbaden 1978-79.
Orgel und Ideologie. Göttweig, 1983.
Geschichte der Musiktheorie. Bd. 5: Mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit, hesg. v. H. H. Eggebrecht u.a. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984.
Orgel-Colloquium. Berlin 1988.
Orgelbau und Orgelmusik in Russland. Murrhardt, 1991.
Литература
Лобанова М. Н.
Эггебрехт // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. Москва, 1982, стлб. 481—482
Analysen: Beiträge zu einer Problemgeschichte des Komponierens: Festschrift für Hans Heinrich Eggebrecht zum 60. Geburtstag, hrsg. v. W. Breig, R. Brinkmann u. E. Budde. Wiesbaden, 1984 (содержит полную библиографию Эггебрехта по состоянию на 1983 год).
Лебедев С. Н.
Эггебрехт // Большая российская энциклопедия. Том 35. Москва, 2017, с. 213.