Тала (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тала (или тал, талам; санскр. Tâla — хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) — в музыке Индии , этот термин означает как отдельный ритмический рисунок композиции (очень условно соответствуя западному понятию ), так и вообще науку о музыкальном ритме.
Теория ритма значительно отличается для двух музыкальных традиций Индии: северо-индийской ( ) и южно-индийской ( Карнатака ). В музыке Карнатака теорию ритма и ритм принято называть Тала в отличие от северного — Таал.
Название тала связано с созвучным словом, означающим « ритм », « метр ».
Таал (или Тал) — это ритмический цикл, состоящий из определённого количества «квадратов» ( джати ), из которых каждый может содержать разное количество долей. Самый распространённый тал в индийской классической это тинтал — цикл из четырёх тактов по четыре доли в каждом.
Этимология возникновения слова, в соответствии с некоторыми авторами, происходит от «Ta» — первый слог слова Tāṇḍava (Тандава — танец, который исполнял Шива) и «La» — первый слог слова Lāsya (Ласья — танец, который исполняла Парвати — супруга Шивы).
« Натья Шастра » характеризует ритм как элемент, объединяющий все многообразие составляющих театрального действия, как то, что придает пространству организованность, стройность, динамику и внутреннее наполнение.
Изменение ритма во время сценического действия рассматривалось как способ пробуждения и активизации потенциальных сил космоса. Каждое слово и действие, строго выверенное и подчиненное ритму, становится ритуально значимым.
Отражением сакральности ритма в индийской мифологии выступает образ Шивы — Натараджи , царя танца. Описано, как во время своего мистического танца Шива создает и разрушает Миры и Вселенные. Ритму ударов его стоп вторят колокольчики , надетые на голени. Танцуя, он задает ритм движения планетам, светилам и всему мирозданию.
Свары, раги и тала составляют основу музыки Карнатака.
Основные понятия ритма в музыке Карнатака — ангам , джати и сата тала .
Единицей измерения тала в индийской классической музыке является ангам — удар. Традиционно ангам отбиваются правой рукой в положении сидя на полу «по-турецки».
Виды ангас (ударов)
Анудхрутам — простой удар ладонью, соответствующий одному счету. Обозначается в нотификации " ͜ "
Дхрутам — последовательная комбинация из двух ударов: удар ладонью и удар тыльной стороной ладони, соответствующий двум счетам. Обозначается в нотификации «О».
Лагху — последовательная комбинация из ударов ладонью и пальцами, начиная с пятого. Обозначается в нотификации «1».
Для того чтобы знать соответствующий удару Лагху счет, существует термин Джати .
Джати — количество счетов, приходящееся на удар Лагху.
Пять разновидностей Джати и их связь с ударом Лагху:
Музыка Карнатака включает семь основных групп тала — дхрува, матья, рупака, джампа, трипута, ата, ека. В сочетании с пятью джати образуется 35 видов ритма.
Гати — число счетов, приходящихся на каждый удар. Гати, как и джати, пять: тисрам, чатурасрам, кхандам, мисрам и санкирна. От сочетания с Гати образуются 175 видов тала, составляющих полную семью ритмов музыки Карнатака .
Традиционная система обучения тала (ритму) подразумевает:
Существует система базовых слоговых проговоров джати , основанная на проговоре двух счетов — счета на 3 — «Ta-ki-ta», и счета на 4 — «Ta-ka-di-mi». из этих двух счетов складываются все тексты проговора ритма.
На основе этой системы традиционного обучения тала базируются Наттувангам — танцевальные проговоры, и — инструментальные проговоры, использующиеся в традиции музыки Карнатака .