Interested Article - Ктунаха

Индейцы ктунаха на фоне типи (~1900 год)
Ареал расселения ктунаха.

Ктуна́ха [ источник не указан 1418 дней ] , кутена́и , кутене́й , кутенэ́ ( англ. Kutenai ) — один из индейских народов культурного ареала Плато . Проживают в Канаде , в гористых районах на юго-востоке Британской Колумбии (4 общины: ?Akisq’nuk First Nation ( Уиндермер ), Lower Kootenay ( Крестон ), St. Mary’s ( Крэнбрук ), Tobacco Plains ( ), Shuswap ( )), а также в США в северо-западной Монтане в резервации Флатхед и в резервации Кутеней в северо-восточном Айдахо (по 1 общине) и вне общины в штате Вашингтон .

Некогда важное племя бассейна реки Колумбия и Скалистых гор, они оставили значительный след в топонимии Канады и США в форме, усвоенной ранними европейскими поселенцами: англ. Kootenai и т. п. (Кутеней, Кутенай). Название народа изменено на самоназвание ктунаха , поскольку более раннее название кутенай происходило из языка черноногих .

Группы и расселение

Женщины ктунаха на фотографии Эдварда Кёртиса, 1911 год.

Существуют заметные культурные различия между верхними ктунаха (живущими в районе городов и Уиндермер в Британской Колумбии и в районе Элмо в резервации Флатхед в штате Монтана) и нижними ктунаха, проживающими в районе городов Крестон , и Кранбрук в Британской Колумбии , а также в США около Боннерс-Ферри в Айдахо.

Основной организацией, объединяющей ктунаха, является племенной совет Ktunaxa Nation Council Society. Община кинбаскет народа шасвоп (Shuswap), в давние времена почти истреблённая черноногими и нашедшая убежище и поддержку у ктунаха, разделявшая с ними язык и места обитания и включавшаяся прежде в племенной совет ктунаха-кинбаскет, в начале XXI века вернулась в лоно родного народа и племенного совета Shuswap Nation Tribal Council.

История и межплеменные связи

В Канаде ктунаха живут вместе с салишскими племенами, с которыми состояли в союзе ещё до прихода европейцев. Союзы были необходимы для противостояния крупному племенному союзу черноногих , на земли которых жители Скалистых гор совершали ежегодные экспедиции для охоты на бизонов .

Матрос-ктунаха на колёсном пароходе около Голдена в Британской Колумбии (1887 год)

Засвидетельствовано значительное позднее культурное влияние кри . Характерный для ктунаха «осетровый нос» каноэ предположительно связывает их с эвенками Приамурья .

Имеют место значительные по дальности перемещения групп ктунаха, в том числе посещение теми из них, кто живёт в США, своих традиционных территорий в Канаде.

При первом контакте с европейцами численность ктунаха определялась в 1200 человек. В настоящее время общая численность народа составляет более 1980 человек.

Рост численности (вместо уменьшения) этого небольшого племени в условиях вымирания представителей других аборигенных народов миссионеры на рубеже XIX—XX веков объясняли их высокими моральными качествами и чистоплотностью.

В сентябре 1974 года ктунаха Айдахо объявили ненасильственную войну Соединённым Штатам Америки. Основанием для этого стало отсутствие подписанного мирного договора между племенем и США, характерное для большинства других аборигенных народов. После объявления войны племя выпустило облигации военного займа стоимостью $1 США, дизайн облигаций выполнила известная художница (Эмили Радуга, Emilie (rainbow) Touraine). Эта война обошлась без кровопролития (в отличие от событий в Вундед-Ни в 1973). В результате малозначимому до этого племени под резервацию было предоставлено 5.1 га земли.

Язык

В изолированном языке кутенэ выделяют два основных диалекта, связанные с соответствующими группами внутри племени: верхний и нижний кутенэ, отличающиеся, главным образом, словарным составом .

По данным переписи 1990 года , в США языком в той или иной степени владело 102 человека. В Канаде ( 2006 год ) число носителей составило 200 человек. Свободно говорили на языке кутенэ только 12 человек. Большинство носителей перешло на английский .

Примечания

  1. Народы и религии мира . — 2000. — С. 466. — 928 с.
  2. Стукалин Ю. В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. — М. : Яуза; Эксмо, 2008. — С. 7.
  3. Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. Тропою слёз и надежд. — М.: Мысль. — 1990. — С. 37
  4. . Дата обращения: 15 февраля 2010. Архивировано из 21 октября 2007 года.
  5. . Дата обращения: 15 февраля 2010. 14 февраля 2007 года.
  6. . Дата обращения: 15 февраля 2010. Архивировано из 14 июня 2010 года.

Литература

  • Boas, Franz, and Alexander Francis Chamberlain. Kutenai Tales. Washington: Govt. Print. Off, 1918.
  • Chamberlain, A. F., "Report of the Kootenay Indians of South Eastern British Columbia, " in Report of the British Association for the Advancement of Science, (London, 1892)
  • Finley, Debbie Joseph, and Howard Kallowat. Owl’s Eyes & Seeking a Spirit: Kootenai Indian Stories. Pablo, Mont: Salish Kootenai College Press, 1999. ISBN 0-917298-66-7
  • Linderman, Frank Bird, and Celeste River. Kootenai Why Stories. Lincoln, Neb: University of Nebraska Press, 1997. ISBN 0-585-31584-1
  • Maclean, John, Canadian Savage Folk, (Toronto, 1896)
  • Tanaka, Béatrice, and Michel Gay. The Chase: A Kutenai Indian Tale. New York: Crown, 1991. ISBN 0-517-58623-1
  • Turney-High, Harry Holbert. Ethnography of the Kutenai. Menasha, Wis: American Anthropological Association, 1941.

Ссылки

Источник —

Same as Ктунаха