Опознанный летающий объект
- 1 year ago
- 0
- 0
« Летающий пролетарий » — первый советский кукольный широкоформатный мультипликационный фильм . Снят по мотивам произведений Владимира Маяковского . При создании фильма применены бумажные полуобъёмные, « горельефные » куклы . Одна из наиболее экспериментально смелых работ И. Иванова-Вано .
Взяв из почтового ящика коммунальной квартиры газеты, Владимир Маяковский начинает их просматривать. Газетные полосы пестрят сообщениями о военных приготовлениях человечества. Гнев и боль охватывают поэта при мысли об ужасах возможной будущей войны:
30
миллионов
взяли на мушку,
в сотнях
миллионов
стенанье и вой.
Но и этот
ад
покажется погремушкой
рядом
с грядущей
готовящейся войной.
Постепенно отчаяние сменяется уверенностью в окончательной победе разума над дикостью милитаризма . Маяковский разворачивает большой чертёж. Раздвигая рамки кадра, превращает его в широкоформатный и демонстрирует масштабный проект реальности ХXX века:
Год какой-то
нолями разнулится.
Отгремят
последние
битвы-грома.
В Москве
не будет
ни переулка,
ни улицы —
одни аэродромы
да дома.
Съёмочная группа | |
---|---|
автор сценария | Александр Галич |
режиссёры | Иосиф Боярский , Иван Иванов-Вано |
художник-постановщик | Вадим Курчевский |
оператор | Теодор Бунимович |
композитор | Револь Бунин |
звукооператор | Борис Фильчиков |
мультипликаторы-кукловоды |
Борис Меерович,
Павел Петров
,
Вячеслав Шилобреев |
редактор | Наталья Абрамова |
ассистент художника | Александр Горбачёв |
ассистент по монтажу | |
текст читает | |
куклы изготовлены | Олегом Масаиновым |
декорации и реквизит выполнены мастерскими Х. П.О. кукольного фильма
под руководством |
Романа Гурова |
директор картины | Натан Битман |
Музыка к фильму записана |
Московским камерным оркестром
под управлением Рудольфа Баршая |
Основой сюжета фильма стали «Пролог» и 2-я часть («Будущий быт») поэмы В. Маяковского «Летающий пролетарий» при использовании некоторых эпизодов его киносценария «Как поживаете?» и нескольких строчек стихотворения «Пролетарий, в зародыше задуши войну». Часть текста была специально написана Александром Галичем в стиле близком творческой манере Маяковского.
люди!
Машу я как знаменем этой строкою,
в мире, в котором войны не будет…
верю,
знаю —
будет такое!!
А поэта мысль и того пуще!
Смотри же фантазию — шутку поэта
про день гражданина в мире грядущем!
И вот любой фантазии краше!
Над краем быстротекущих лет
уже поднялось грядущее наше!
Видишь! Вот это!
Его уже можно потрогать рукой!
И вновь вместе с нами голос поэта
вздымает, как знамя, строку за строкой!
В одном строю
в миллионы сердец
скажем войне — нет!
И по всей земле
из конца в конец
во имя счастья грядущих лет…
Изобразительный ряд фильма содержит фотокадры и фрагменты кинохроники. Образ Маяковского был создан способом фотоперекладки с использованием фотоизображений артиста Театра им. Моссовета Михаила Погоржельского , загримированного под Владимира Маяковского .
В первом варианте фонограммы мультфильм был озвучен известным чтецом, артистом Театра Советской Армии Вячеславом Сомовым , но по настоянию художественного совета , счёвшего его голос слишком рафинированным, фонограмма была перезаписана с участием артиста Малого театра Бориса Попова.
По существующим в то время правилам (согласно приказу Госкино СССР ) музыка к фильмам записывалась только Оркестром кинематографии , но по просьбе композитора Револя Бунина И. Боярскому удалось добиться того, что музыкальное сопровождение было записано Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая .
Бо́льшая часть фильма представляет собой экранизацию 2-й части поэмы «Летающий пролетарий», рассказывающей о Москве далёкого будущего на примере одного дня из жизни среднестатистического гражданина. Ставя перед собой задачу показать средствами мультипликации масштабность свершений и возможностей разумно устроенного человеческого общества, авторы фильма долго не могли найти соответствующего изобразительного решения. По первоначальному замыслу величие грядущего должны были передать кадры на золотых фонах с использованием живописи Андреа Мантеньи . Выступление на худсовете Сергея Юткевича , который не согласился с таким решением, усомнившись в том, что золото может быть мерилом истинных ценностей совершенного общества (он напомнил высказывание В. Ленина о том, что из золота при коммунизме будут делать унитазы), заставило отказаться от этого варианта. Найти правильное решение авторам фильма помогли увиденные в витринах магазина на улице Горького стенды с проектами будущих застроек Москвы и фраза В. Маяковского из поэмы «Хорошо»: «Я планов наших люблю громадьё…» . Белые бумажные ( ватман ), горельефные (с использованием боковой подсветки) куклы «живут» и действуют в пространстве квартир, домов и улиц, оформленных в виде планов и чертежей . Следуя творческому замыслу В. Маяковского, без лишнего пафоса , сохраняя оттенок лёгкой иронии , авторы фильма разворачивают перед зрителем картины будущего, придав им характер грандиозного проекта-цели.
В кинорецензии, опубликованной журналом « Искусство кино » № 10 за 1962 год, фильм был назван одной из лучших работ по мастерству и темпераменту, выпущенных кукольным объединением (на тот период). Среди прочего там говорилось:
…когда персонажи будущего предстают перед нами в виде лёгких, изящных бумажных кукол, то мы охотно принимаем таких героев и радуемся изобретательности и выдумке создателей фильма, сумевших так неожиданно и современно прочесть произведения В. Маяковского.