Interested Article - Ратомир

Ратоми́р , также Ратими́р ( лат. Ratomirum ) — легендарный южнославянский правитель первой половины VIII века , сын Владина.

Данные летописи

Согласно Летописи попа Дуклянина , Ратомир был сыном Владина. По словам летописца он «с детства проявлял неотёсанность и высокомерие» . и «с детства ненавидел христианство» и став правителем начал чрезмерно преследовать христиан, и хотел стереть их имя в стране своего королевства, и разрушил многочисленные их города и места, а некоторых пощадил, обратив в неволю. Но христиане, видя, что попали в великую неволю и преследования, стали собираться в верховьях гор, и по возможности строили укрепления, города и строения, чтобы таким образом высвободится из-под его власти, пока Господь не придёт к ним и не освободит . Летописец сообщает, что при отце Ратомира Владине на Балканы переселились болгары. И «оба народа полюбились друг другу» так как «были язычниками и был у них тот же самый язык» .

Аналогичные вещи писали и о четырёх его преемниках, последовательно правивших друг за другом. Jerzy Strzelczyk называл их всех сыновьями Ратомира , но в «Летописи попа Дуклянина» этого нет. Более того в Хорватской редакции сказано, что у Ратомира на момент смерти не было сына Князья названы родичами Ратомира, но оговорено, то что они правили друг за другом

Анализ

Некоторые [ уточнить ] исследователи вслед за M. Hadžijahićiem [ уточнить ] отождествляли его с Ратимиром , преемником Людевита Посавского и правителем Паннонской Хорватии в 829—838 годы. Ф. Шишич опровергал это отождествление. По словам С. В. Алексеева летопись синтезировала разные княжеские предания поэтому легендарная часть изобилует анахронизмами, а рассказ о Ратомире его «четырёх преемниках», Светомире-Сарамире, Светоплеке мог быть позаимствован из не сохранившейся, но реконструируемой «книги „Мефодий“» . Алексеев писал, что текст VI и VII глав отражает процессы характерные для начального этапа переселения славян (в летописи они связаны с временами Остроила — прапрадеда Ратомира), но с другой стороны, что тут оказались зафиксированы процессы происходившие на романо-славянской культурно-языковой границе до начала IX века . Также он утверждал, что если Ратомир из Летописи и Ратимир князь Паннонской Хорватии тождественны, то утверждение летописца о том, что четыре преемника Ратомира правили друг за другом, а не параллельно ошибочно. Алексеев в качестве кандидатов на роль таковых князей называл противников Моймира I — Прибину и Неклана , но называл такую реконструкцию «умозрительной», а также писал, что рискованно использовать Летопись как равноправный источник по истории Великой Моравии или Славонии IX века .

Примечания

  1. Ковалишин О. Я. в примечании 18 писал к переводу 2003 года «Летописи попа Дуклянина», что в Латинской редакции Ratomirum; у Мавро Орбини — Radmir
  2. Алексеев СВ Славянская Европа VII—VIII вв. Вече 2007 стр. 247
  3. Летопись попа Дуклянина. V
  4. Летопись попа Дуклянина. VI
  5. Летопись попа Дуклянина V
  6. Jerzy Strzelczyk: Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian. Познань 1988 Rebis стр. 171
  7. «I umri Ratimir i ne ostavi sina na njegovu mistu» И Мужич. Хорватская хроника и Летопись попа Дуклянина стр.100
  8. Летопись попа Дуклянина. V—VIII
  9. Алексеев С. В. Летопись попа Дуклянина. Перевод и комментарий. 2015 стр. 116—120
  10. Алексеев С. В. Летопись попа Дуклянина. Перевод и комментарий. 2015 стр. 116—117
  11. Алексеев С. В. Летопись попа Дуклянина. Перевод и комментарий. 2015 стр. 118—119

Литература

  • : Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian. Poznań: Rebis, 2007. ISBN 978-83-7301-973-7 .
  • Historia Królestwa Słowian czyli Latopis Popa Duklanina, przeł. Jan Leśny, Warszawa 1988
  • Мужич, Иван. Хорватская хроника и Летопись попа Дуклянина = Hrvatska kronika u Ljetopisu popa Dukljanina. — Сплит, 2011. — 344 с. — ISBN 978-953-6803-31-6 .
Источник —

Same as Ратомир