Interested Article - Раннесарматская культура
- 2020-12-31
- 1
Раннесарматская (прохоровская) культура — археологическая культура степей Евразии IV—II веков до н. э., для которой характерен комплекс курганов у села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской области , раскопанных С. И. Руденко . На смену раннесарматской пришла среднесарматская (сусловская) культура (II век до н. э. — II век нашей эры), которую сменила .
М. И. Ростовцев датировал прохоровские курганы IV—III веками до н. э. и связал с восточными соседями скифов — сарматами ( ). В 1927—1929 годах Б. Н. Граков объединил археологические памятники Нижнего Поволжья и Южного Приуралья , аналогичные прохоровским, в прохоровскую (савромато-сарматскую) ступень и датировал её IV—II веками до н. э.
Курганы ранних сарматов ( савроматов ) имеют охранный статус. Помимо всемирно известных Прохоровских и Илекских курганов Оренбургской области, Темясовские , Старокиешкинские , Переволочанские , Бишунгаровские курганы в Башкортостане включены в список объектов культурного наследия России .
Происхождение носителей сарматской культуры
Существует две версии относительно происхождения населения сарматской культуры:
- сарматская культура полностью сформировалась к концу IV в. до н. э. на основе местной Южного Приуралья и пришлых компонентов, принесенных племенами, продвинувшимися из лесостепного Зауралья ( иткульская , культуры), Казахстана и возможно Приаралья . В конце IV или на рубеже IV-III вв. до н. э. произошла массовая миграция южноуральских кочевников на запад в Нижнее Поволжье и незначительная на север, юг и восток. В Нижнем Поволжье восточные кочевники частично ассимилировали местные савроматские племена, частично потеснили их в Приазовье и западное Предкавказье, где они впоследствии составили основу сиракского кочевого объединения. Симбиоз южноуральской прохоровской с нижневолжской савроматской культур определили локальные различия между прохоровскими памятниками Южного Приуралья и Волго-Донского региона в рамках единой культуры.
- сарматская культура в Южном Приуралье формируется за счет ранней прохоровской культуры, а савроматская культура Нижнего Поволжья развилась в то же время отдельно, как самостоятельная общность .
Палеогенетика
Ранний сармат из Покровки (V—II вв. до н. э.) на юго-западном Урале имел Y-хромосомную гаплогруппу R1b1a2a2-CTS1078 (по Таганкину R1b-Y21707*) .
У двух представителей сарматской культуры, живших на Северном Кавказе в Беслане во II—III веках, была определена Y-хромосомная гаплогруппа J1 (M267+) и митохондриальные гаплогруппы H1c21 и K1a3 . Анализ антропологического материала, связываемого с сармато-аланскими этническими подразделениями II—IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+), J1 (M267+) и J2a (M410+). Женскую линию характеризуют митохондриальные гаплогруппы: I4a , D4m2 , H1c21 , K1a3 , W1c и X2i . В свою очередь, исследование аутосомных маркёров показало, что, несмотря на наличие примесей разных направлений, в целом можно говорить о том, что в данных результатах обнаружены типичные европейские генотипы .
У позднесарматских образцов из Чёрного Яра и из Темясовских курганов (Башкирия) определены митохондриальные гаплогруппы H2a1, T1a1, U5b2b, D4q и Y-хромосомную гаплогруппу R1a1a-Z93 (YP3920 и FGC48758) .
У сарматов I века из могильника Чеботарëв V в зоне аэропорта «Южный» под Ростовом-на-Дону определили Y-хромосомные гаплогруппы R1a1a1b2a2b2b и R1a1a1b2a2a3, из могильника Несветай II с реки Большой Несветай ( Аксайский район ) — Y-хромосомные гаплогруппы R1, R1a1a1b2a2-Z2124, Q1b1a3a, из могильника Камышеватский X близ Камышевахи — Y-хромосомную гаплогруппу R. Также определили митохондриальные гаплогруппы I1, A+152+16362, U2e1h, A+152+16362, J1c5a1, U2e1h, U4b1a4, H28 . У сармата из могильника Заюково-3, расположенного близ села Заюково в Баксанском районе Кабардино-Балкарской республики (II—III века), определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a .
В филателии
25 февраля 2005 года Почта России выпустила серию из четырёх марок «Сокровища сарматов» с изображениями археологических находок из филипповских курганов : ритона в виде быка из серебра, сосуда из золота и дерева в виде медведя, подставки из золота в виде верблюдов и золотого оленя ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 1000—1003) .
-
Марка России. Серия «Сокровища сарматов». Бык
-
Марка России. Серия «Сокровища сарматов». Медведь
-
Марка России. Серия «Сокровища сарматов». Верблюды
-
Марка России. Серия «Сокровища сарматов». Олень
Примечания
- Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры//САИ,1963.Д. 1-10
- Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.
- Martina Unterländer et al. [Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe], 03 March 2017
- Афанасьев Г.Е., Ван Л., Вень Ш., Вэй Л., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х., Тун С. от 30 мая 2022 на Wayback Machine // Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии». М.: ИА РАН. 2015, С.9.
- Maja Krzewińska et al. от 7 октября 2018 на Wayback Machine , 2018
- Афанасьев Г. Е., Коробов Д. С. // Этногенез и этническая история народов Кавказа. Грозный. 2018. С. 180-191.
- Eugenia Boulygina et al. , 2020
Библиография
- Граков Б. Н. ГYNAIKOKPATOYMENOI (Пережитки матриархата у сарматов) // Вестник древней истории . 1947. № 3.
- Смирнов К. Ф. Савроматы. М., 1964.
- Пшеничнюк А. Х. Культура ранних кочевников Южного Приуралья. М., 1983.
- Скрипкин А. С. Азиатская Сарматия. Саратов, 1990.
- Мордвинцева В. И. // Вестник древней истории . 2020. Т. 80, № 4.
- 2020-12-31
- 1