Гильом Анжуйский (граф Пуатье)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гильом из Конша , известен также как Гильом Конхезий , Гильом Коншский , Вильгельм из Конша , Вильгельм Коншский , ( фр. Guillaume de Conches ; около 1080 года — около 1154 года ) — средневековый философ, грамматист и богослов.
Родом из Нормандии (город Конш). Обучался свободным искусствам в Шартре . Является представителем Шартрской школы философии . Читал лекции по философии в Париже , отстаивая право свободного мышления. Из его учеников известен Иоанн Солсберийский .
Богословские взгляды Гильома подвергались критике, в том числе со стороны Бернарда Клервосского . Гильом полагал, что платоновская философия как учение о явленном и не явленном при правильном истолковании не вступает в противоречие с христианской верой . Вера в божественное могущество не подразумевает, что Бог совершает какие-либо действия, не понятные разуму; в связи с этим методы богословия согласуются с философскими принципами. Мировая душа , описанная в платоновском «Тимее» , есть то же, что и Святой Дух , утверждает философ в своём труде «De philosophia mundi». Позже Гильом отказался от этого своего утверждения, желая оставаться христианином, а не быть членом Академии.
В основе мировоззрение Гильома лежит натурализм в его средневековом понимании: мир создан Богом, но затем развивался на основе своих собственных законов, понять которые под силу человеческому разуму. В основе мироздания, согласно Гильому, заложены в качестве первичных элементов неощутимые и «понимаемые лишь через дробление разумом» атомы , которые не являются вечными. Различные сочетания атомов образуют четыре элемента: землю, воздух, воду и огонь. Гильом отвергал учение Аристотеля о пятом элементе, но принимал его доказательство сферичности Земли.
Главные сочинения: «Magna de naturis philosophia» (оно же — «De philosophia mundi») — в духе Платона ; «Dragmaticon philosophiae» (оно же — «Dialogus de substantiis physicis»); «Philosophicarum et astronomicarum institutionum libri tres»; «Glosae super Boethium»; «Glosae super Platonem». В рукописи остались его «Secunda philosophia» и «Tertia philosophia»; отрывки из них приводятся в «Mélanges» В. Кузеном .