Interested Article - Суббота (театр)

Санкт-Петербургский государственный театр «Суббота» — театр в Санкт-Петербурге .

Театр основан российским ученым, театроведом и режиссером Юрием Смирновым-Несвицким в 1969 г. в Ленинграде.

Сегодняшний день театра

Сохраняя в репертуаре ряд авторских спектаклей «Субботы», среди которых: «Окна, улицы, подворотни» и «Прощания не будет», — основанные на сценариях Ю. А. Смирнова-Несвицкого, театр все чаще обращается к новой драматургии, экспериментирует с формой. Творческий импульс в середине 2010-х гг. придали театру постановки режиссера Татьяны Ворониной — «Пять историй про любовь» (2014) и спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» М. Хейфеца (2015), получивший Высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» и включенный в лонг-лист Национальной театральной премии « Золотая маска » .

В 2015 году в театр пришло новое поколение труппы: Софья Андреева , Владислав Демьяненко , Варвара Смирнова-Несвицкая , Артем Лисач и другие.

В последние годы [ какие? ] на сцене «Субботы» появляются спектакли молодых режиссеров Петербурга, открываются новые имена. В 2017 году здесь состоялась премьера пьесы Юлии Тупикиной «Офелия боится воды» в постановке режиссера А. Сидельникова , после продолжительного перерыва свой новый спектакль в Санкт-Петербурге на сцене «Субботы» осуществила режиссер Галина Жданова — «Много шума из ничего» . В 2018 г. театр одним из первых в России представил сценическую версию популярных шведских повестей для детей: «Цацики идет в школу» и" Цацики и его семья" М. Нильсон-Брэнстрем в постановке режиссера Ю. Каландаришвили .

В 2019 году театр «Суббота» возглавил режиссер Андрей Сидельников , поставивший здесь: «#ПРОЩАЙИЮНЬ» (2016) по лирической комедии А. Вампилова, «Офелия боится воды» (2017) Ю. Тупикиной и «Ревизор» (2018) по комедии Н. В. Гоголя (лауреат фестиваля Фабрика Станиславского (Москва, 2019) в номинации «Лучший ансамбль» , номинант Высшей театральной премии С.-Петербурга «Золотой софит», 2019 /«Лучшая мужская роль», Максим Крупский за роль Городничего /, лонг-лист «Золотой маски» 2020 и участник программы «Маска плюс 2020» ).

В конце 2019 года премьерой спектакля «Лёха» по пьесе Ю. Поспеловой в постановке А. Сидельникова «Суббота» открыла новое экспериментальное игровое пространство «Второй этаж. Комната». В 2020 спектакль был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и, наряду со спектаклем «Цацики и его семья», вошел в long-list «Золотой маски» 2021 .

В 2019 театр организовал ежегодный Международный конкурс коротких пьес «Stories» . Лауреаты первого конкурса были объявлены в январе 2020 года. Шесть пьес из шорт-листа были представлены публике на фестивале конкурса. Второй конкурс прошел осенью 2020. Результатом двух конкурсов стали постановки: «Ноябрь 86» , которой открылась новая камерная сцена театра — «Флигель» и «Сталлоне. Любовь. Корова». В конце 2021 года завершился третий конкурс. Новые пьесы на III фестивале «Stories» представили на сцене театра студенты-режиссеры мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ.

В 2020 году была открыта камерная сцена «Флигель» по адресу Звенигородская ул., 28 рядом с основной площадкой театра. Первым репертуарным спектаклем во «Флигеле» стала постановка лауреата «Золотой маски» 2021, режиссера Кирилла Люкевича «Сталлоне. Любовь. Корова» . В 2021 году артисты спектакля: Анастасия Полянская, Артем Лисач и Владислав Демьяненко — были удостоены Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» .

Главной премьерой на основной сцене в 2020 году стал спектакль «Вещь» Андрея Сидельникова по «Бесприданнице» А. Н. Островского . В этом спектакле в роли Ларисы Огудаловой дебютировала на профессиональной сцене молодая киноактриса Елизавета Шакира, звезда сериала « Контейнер ». В том же сезоне на сцене «Субботы» вышла еще одна премьера со звездой сериалов — артист Андрей Гульнев — исполнитель главной роли в сериале « Невский » — сыграл главную роль в спектакле «Отец» по произведениям А. Стриндберга .

В следующем году на сценах театра вышли сразу три новых спектакля: комедия «Марево любви», подростковая драма «Holden» по Сэлинджеру (в 2022 году эта постановка Романа Габриа номинирована на премию «Золотой софит» как лучший спектакль малой формы) и «Родькин чердак» по роману «Преступление и наказание» к 200-летию Ф. М. Достоевского.

В 2022 году к 90-летию своего основателя театр представил премьеру биографического спектакля, созданного по дневникам Ю. А. Смирнова-Несвицкого «Прощания не будет» .

Репертуар

История театра

Театр возник в 1969 г. как театр-студия и долгое время оставался любительским театральным коллективом. Сначала располагался в здании ДК Выборгский.

С 1971 театр-клуб обосновался в Ленинградском Доме художественной самодеятельности на ул. Рубинштейна, 13. Здесь коллектив просуществовал десять лет. В 1982 «Суббота» переместилась в ДК Пищевой промышленности на ул. Правды.

В 1987 году театр стал профессиональным частным театром.

В 1989 г. в театре произошел раскол, большая часть труппы во главе с Натальей Никитиной покинули «Субботу» и создали свой театр, который получил название Театр Дождей . На их место к немногим оставшимся пришло новое поколение артистов, в их числе были: Константин Хабенский , Анастасия Резункова, Татьяна Абрамова , Сергей Уманов и другие, позднее к ним присоединились з.а. РФ Владимир Шагин, вернулся в «Субботу» актер Владимир Абрамов.

В 1994 году театр получил статус государственного театра, каким и остается до сегодняшнего дня.

Благодаря тому, что театр «Суббота» долгое время считался студией, внимание советской цензуры не было таким пристальным. Много здесь появлялось впервые в публичном пространстве. Так в 1974 году со сцены театра публично прозвучало стихотворение И. Бродского «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…» , включенное в спектакль «Окна, улицы, подворотни». Одним из первых в СССР второй половины ХХ века театр «Суббота» стал активно использовать интерактивные формы современного театра . Документальные спектакли, хеппенинги, перформансы и сайт-специфик спектакли были обычной практикой театрального коллектива в 1970-е годы . Новизна театрального языка, новая искренность и особая исповедальность спектаклей «Субботы» привлекала внимание к театру прессы и многих деятелей культуры. С театром сотрудничали и помогали: А. Володин , В. Фильштинский , Э. Кочергин , К. Гинкас , О. Волкова и многие другие.

В 1980-е театр начинает тяготеть к более традиционным формам театрального искусства. Обращается к интерпретациям классических текстов мировой литературы .

Спектакли «Субботы» всегда отличала особая музыкальность. И не только в буквальном смысле, потому что здесь начинали и писали для театра композиторы: Григорий Гладков , Владимир Голоунин, Евгений Умаров, Эдуард Жучков, Борис Потёмкин , Игорь Мациевский , Михаил Трегер , Наталья Никитина и многие другие.

Став частным театром в конце 1980-х годов, «Суббота» начинает активно гастролировать в Европе. Гастроли проходят в Швеции, Великобритании и Дании.

Во второй половине 1990-х годов театр лишился своей сценической площадки в ДК Пищевиков, спустя непродолжительное время фактически прекратил регулярную работу. Показывал новые спектакли на сцене Дома актера, театра Балтийский дом, ДК им. Газа в Санкт-Петербурге.

В 2002 г. коллектив получает возможность работать в новом здании на Звенигородской улице в Петербурге, где существует и . К небольшой труппе артистов, художников и музыкантов, прошедших вместе со Смирновым-Несвицким долгий и трудный путь, в их составе: Татьяна Кондратьева, Анастасия Резункова, Владимир Абрамов, Анатолий Молотов, Виктор Кренделев, Сергей Линьков, — в этот период присоединяется новое поколение: Андрей Гульнев, Владимир Шабельников, Максим Крупский, Марина Конюшко, Анна Васильева и другие. Восстановив репертуар в нулевые, Смирнов-Несвицкий создал возможность новой труппе разносторонне развиваться. И это дало силы новому творческому импульсу .

В разные годы в «Субботе» играли :

Постановки прошлых лет

  • «Театральные страницы»
  • «Театрализованный круг»
  • «Крепостные актерки»
  • «Преступление и наказание» Ф. Достоевский
  • «Пять углов» С. Коковкин
  • «Завтра была война»
  • «Чайка» А. П. Чехов
  • «Бремя страстей человеческих»
  • «Козлова и Курицына»
  • «Самоубийца» Н.Эрдман
  • «Рок-труппа „Стоп-кран“»
  • «Винни-Пух и все, все, все»
  • «Таланты и поклонники» А. Н. Островского
  • «Фантазии Фарятьева»
  • «Ночь нежна» Ф. С. Фицджеральд
  • «Бесшумное плавание во мгле»
  • «Я иду медвежонка искать»
  • «Чемодан чепухи» Л. Петрушевская
  • «Вождь краснокожих»
  • «Зеркало и кроссворд»
  • «Много хороших людей и один завистник»
  • «Кто там в крови» по мотивам трагедии У. Шекспира « Макбет »
  • «Сигнал из провинции»
  • «Внутренний голос» постановка Ю. А. Смирнова-Несвицкого
  • «Село Степанчиково» Ф.Достоевский
  • «Доходное место» по мотивам комедии А. Н. Островского постановка Ю. А. Смирнова-Несвицкого
  • «Глуповъ. Нашествие» по мотивам М. Е. Салтыкова-Щедрина режиссёр — Петр Смирнов
  • «Чайка Джонатан Ливингстон» Р. Баха , режиссёр — Андрей Корионов
  • «Томление души Риты В.» постановка Ю. А. Смирнова-Несвицкого
  • «Город, знакомый до слез…» сценарий и постановка Ю. А. Смирнова-Несвицкого
  • «Лунный пейзаж / Картины из нашей жизни», сценарий и постановка Ю. А. Смирнова-Несвицкого

Книги и статьи о Театре «Суббота»

  • Смирнов-Несвицкий Ю. А. Ещё одна жизнь. М.: «Искусство», 1979. 120 с.
  • Театр «Суббота». 50 лет. История в документах. История в мифах / авторы-сост.: Смирнова-Несвицкой М. Ю., Абрамов В. В. СПб.: Санкт-Петербургский театр «Суббота», 2019. ISBN 978-5-86983-888-9
  • Владимир Романов. Театр «Суббота» // Петербургские театральные сезоны 2002/03 2003/04. СПб.:СПбГАТИ, 2006. Вып.3. С. 191—197. ISBN 5-88689-028-9
  • Песочинский Н. В. Актёр театра-студии // Русское актёрское искусство XX века: [Коллективное исследование] / Российский институт истории искусств. — СПб.: "Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2018. С. 732—735. ISBN 978-5-93356-187-3 и ISBN 978-5-86845-221-5
  • Markova E. Off Nevsky Prospekt: St Petersburg’s Theatre Studios in the 1980s and 1990s. London; New-York: Routledge, 2013. Chapters: A youth rehabilitation center, Childish dreams of the age of Perestroika PP.29-37. ISBN 9789057021350

Документальные фильмы о Театре «Суббота»

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.
  2. Забозлаева Т. "Суббота" (рус.) // Театр : журнал. — 1982. — Ноябрь ( № 11 ). — С. 77 .
  3. . calendar.fontanka.ru (20161108T1754+0300Z). Дата обращения: 28 апреля 2021. 30 апреля 2021 года.
  4. Алексей Пасуев. . журнал "Театральный город" №10 . Дата обращения: 27 августа 2018. 28 августа 2018 года.
  5. (рус.) . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  6. (рус.) . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  7. (рус.) . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  8. (рус.) . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  9. Тропп Е. Э. (рус.) // Петербургский театральный журнал. — 2018. — № 2 (92) . — С. 131—134 . 28 августа 2018 года.
  10. Стоева Н. . Блог Петербургского театрального журнала (1 мая 2018). Дата обращения: 27 августа 2018. 28 августа 2018 года.
  11. Официальный сайт Министерства культуры Московской области . Дата обращения: 18 ноября 2019. 29 мая 2022 года.
  12. Официальный сайт высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" . Дата обращения: 18 ноября 2019. 2 ноября 2021 года.
  13. . Официальный сайт Российской национальной театральной премии "Золотая маска" . Дата обращения: 18 ноября 2019. 24 октября 2020 года.
  14. . Официальный сайт Санкт-Петербургского театра "Суббота" .
  15. . из оригинала 23 апреля 2021 . Дата обращения: 28 апреля 2021 .
  16. . www.goldenmask.ru . Дата обращения: 28 апреля 2021. 4 декабря 2021 года.
  17. . ТАСС . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  18. . Петербургский театральный журнал (Официальный сайт) | Профессиональный толстый театральный журнал, существующий с 1992 г. (10 ноября 2020). Дата обращения: 28 апреля 2021. 16 декабря 2020 года.
  19. . RT на русском . Дата обращения: 28 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  20. topspb.tv. . . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  21. (рус.) . сайт газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (3 ноября 2021). Дата обращения: 21 марта 2022. 5 ноября 2021 года.
  22. . www.dp.ru . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  23. . Российская газета . Дата обращения: 28 апреля 2021. 28 апреля 2021 года.
  24. Владимир Романов. Театр "Суббота" // Петербургские театральные сезоны. — СПб. : Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2006. — С. 193. — 320 с. — ISBN 5-88689-028-9 .
  25. Evnika Svetlanova. Saturday every day (англ.) // Soviet Life : magazine. — 1975. — December ( № 12 ). — С. 27—29 .
  26. Кантор В. Неофициальный театр Ленинграда 1970-х // Петербургский театрал : журнал. — 2017. — Июль-июнь-август ( № №4 ). — С. 36—37 .
  27. Песочинский Н. В. (рус.) // Русское актерское искусство XX века /Российский институт истории искусств. СПб. — 2018. — С. 732—735 . 26 ноября 2019 года.
  28. Пасуев А., Таршис Н. 45 ЛЕТ ТЕАТРУ «СУББОТА» // от 18 августа 2018 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Суббота (театр)