Interested Article - Форро
- 2021-06-05
- 2
Форро́ ( порт. forró , бразильское произношение: [fo'ʁɔ])— бразильский народный и социальный парный танец . Не так давно термин « forró » стал применяться для обозначения музыкального жанра . Форро — наиболее популярный жанр на северо-востоке Бразилии , в особенности, в городе Форталеза . Танец обретал свою форму во время народных праздников форро, которые проводились в летние дни католических святых, в частности в день Ивана Купала .
Традиционный танец форро, известный как форро пэ-де-серра ( forró pé-de-serra ), исполнялся в сопровождении трёх инструментов: простейшего аккордеона с 8 басами, называемого в Бразилии санфоной ( sanfona ), барабана ( zabumba ) и треугольника . К настоящему времени состав инструментов значительно расширился.
Родоначальником современного форро является бразильский аккордеонист, композитор и певец Луис Гонзага ( Luiz Gonzaga do Nascimento , 1912—1989), «Король Баиона» ( Rei do Baião ) . С 50-х годов XX века при миграции населения северо-востока на юго-запад и на строительство новой столицы Бразилиа , форро распространился по всей Бразилии.
В конце 90-х годов XX века возникла новая разновидность — университетский форро ( Forró universitário ) . В начале XXI века появилась ещё одна разновидность — электронный форро (forró eletrônico) — развившаяся из варианта конца 90-х годов XX века и явившая собой результат смешения с другими жанрами, например, с калипсо (Calypso) и ашé (Axé) .
В настоящее время благодаря бразильцам, проживающим за рубежом, наблюдается новый всплеск моды на танец форро за пределами Бразилии — в Европе .
Этимология
По одной из версий forró происходит от слова forrobodó , означающего большую шумную вечеринку или «шум, гам, возбуждение». Такая точка зрения выдвинута бразильским фольклористом Кáмара Кашкуду ( Câmara Cascudo ), изучавшего северо-восточную Бразилию почти всю свою жизнь. Возможно, что это значение исходит от французского понятия fauxbourdon , использовавшегося при Португальском дворе для обозначения скучных вечеринок.
Согласно другой версии слово forró происходит от английского выражения «for all» (для всех — англ.). Английские инженеры при строительстве Великой западной железной дороги (Great Western Railroad) устраивали танцы по выходным как для своего персонала, так и для населения в общем («for all»). Эта теория подтверждается схожей практикой персонала Военно-воздушных сил США , располагавшегося на Natal Air Force Base во время Второй Мировой войны. Многие из опрошенных бразильцев поддерживают эту теорию.
Также существует третья версия: слово произошло от числа локомотивов, которые использовали английские инженеры, утрамбовывая рельсы железной дороги, «40» или «Four-oh», упрощённое бразильцами до «forró».
В настоящее время в Бразилии понятие «forró» имеет несколько значений: народный праздник на северо-востоке Бразилии, танец, музыкальный жанр, место для танцев форро, шумная вечеринка.
Основные темы текстов песен форро
Наиболее старые песни forró рассказывают о трудовых буднях и бытовой жизни. Вслед за ними появились полные романтики и страсти песни о любви, надеждах, мечтах, воспоминаниях прошлого и тоске по дому.
Стили форро
Танец форро исполнялся в сопровождении различных региональных бразильских народных танцевальных ритмов: Xote , Xamego , Baião , Xaxado , и др. В итоге эти ритмы сформировали музыкальный жанр форро, который произошёл от одноимённого танца.
Автор серии книг о бразильских бальных танцах Марку Антониу Перна (Marco Antonio Perna) писал: «Форро является общим термином для обозначения различных ритмов северо-востока Бразилии: байона ( baião ), шоте ( xote ), шашаду ( xaxado ). Несмотря на то, что многие десятилетия мигранты с северо-востока танцевали форро на территории всей страны, форро вошёл в моду в 1997 году, соединив в себе все танцы и ритмы северо-востока Бразилии. Кроме этого форро вобрал в себя движения других бальных танцев ( danças de salão ) Рио-де-Жанейро. В то время именно благодаря форро у молодёжи проявился интерес к бальному танцу» .
Существует три основных ритма форро: шоте ( xote — как правило, медленный ритм), байон (baião), аррашта-пэ (arrasta-pé — наиболее быстрый из трёх), и, помимо этого, много танцевальных стилей, которые меняются в зависимости от местности и могут быть известны под разными названиями в разных местах. Форро танцуют парами, обычно партнёры держатся близко друг к другу. Левой рукой мужчина держит правую руку женщины как в вальсе, правую руку — на её спине. Левая рука женщины — вокруг шеи мужчины; в этом стиле правая нога мужчины находится между ног женщины, следуя африканской традиции закрытых бёдер. Другие стили исполняются немного порознь или на расстоянии приличия, держась только руками. Влияние сальсы и других карибских танцев придало forró динамичности различными поворотами и вращениями партнёров, хотя это и не всегда возможно на многолюдных танцплощадках ( forrós ).
Наиболее популярные стили forró в Бразилии:
Шочи ( Xote )
- Базовый стиль, исполняется в закрытой позиции, шаги небольшие, без динамичных вращений и поворотов;
- forró-love: походит на шоте, но испытал сильное влияние танца зук ( zouk );
- universitário: наиболее популярный стиль за пределами северо-востока Бразилии, похож на шоте, но обладает более выраженной динамикой. Содержит множество вариаций движений;
- miudinho: мужчина танцует с немного наклонённой левой стороной, его левая рука вокруг талии женщины, а её обе руки вокруг его шеи. Исполняется на одном месте (динамика создаётся вращениями), имеет множество стилизованных движений;
- puladinho/manquinho: правая нога партнёра неподвижна, а его левая нога отбивает ритм, при этом левая нога партнёрши неподвижна, и её правая нога отбивает ритм (партнёры могут менять позиции);
- merenguinho: партнёры двигаются параллельно, используя движения, похожие на танец меренге ;
- cavalguinho: очень похож на puladinho, но ноги партнёров двигаются в разном темпе, как бы имитируя верховую езду.
Бразильский танец шочи произошёл от экосеза (escocesa: xote < xótis < chótis < Schottisch ), и уже в виде контрданса повлиял на становление танца форро.
Baião/pé-de-serra
В основе лежит стиль шоте, но партнёры ходят из стороны в сторону и меньше перемещаются по площадке за счёт маленьких шагов, чтобы успевать за более быстрой музыкой;
- cacau: происходит из штата Параиба , где партнёры танцуют немного поодаль друг от друга с очень быстрыми движениями ног;
- amassa-cacau: вариант cacau из штата Сеара , партнёры держатся на расстоянии друг от друга, поскольку танец основан на активных движениях бёдер и ногами, которые имитируют взбирающегося на дерево какао человека;
- valsado: исполняется в тесном контакте, состоит из перемещения вдоль сторон, скрещивая ноги друг перед другом;
- valsadão: исполняется как valsado , но немного на расстоянии друг от друга. Вместе с universitário , это наиболее разнообразный по движениям и вариациям стиль;
- forrófieira: новейший стиль, возникший при заимствовании традиционным forró танцевальных движений из самбы де гафиейра , и ставший довольно популярным в Рио-де-Жанейро и некоторых областях северо-востока Бразилии.
Arrasta-pé
Во многом внешне похож на очень быстрый шоте, но акцент танца выполняется обеими ногами по очереди. Рисунок отличается от шоте или байан, что обуславливает особенности исполнения танца.
Miudinho и puladinho могут исполняться и под музыку baião , и даже под arrasta-pé , но в последнем случае движения ногами настолько интенсивны, что это тяжело и неестественно. Некоторые также включают brega/calypso в категорию форро, так как этот танец подвергался сильному воздействию со стороны форро на протяжении десятилетий, но он исполняется в своём собственном ритме, а не в сопровождении музыки стиля калипсо .
Известные исполнители
Отцом форро считается бразильский аккордеонист, композитор и певец Луис Гонзага (1912—1989), который внёс огромный вклад в создание, развитие и распространение форро в Бразилии. А также такие исполнители как: (1919—1982), ( порт. , 1935—2007), (порт.) . , ( порт. , 1941—2013), Роберту Леал ( порт. Roberto Leal , 1951 — 2019 ).
Forró музыканты: , , («трио с Северо-Востока ») , (группа «Великолепные»), («Черные трусики»), (« Кресс-салат с молоком»), , («Лимон с медом»), (сокращенная форма имени певца — Северину), , , Жералдинью Линс ( порт. Geraldinho Lins ), и . Как и новые исполнители: , («Самолеты форро»), («Бесстыдная девчонка»), («Рыцари форро»), («Юбка с каймой»), (российская группа форро из Москвы), (порт.) . ; музыканты: , Trio Juriti , , («Арлинду с 8 басами»: получил такое прозвище в связи с тем, что с 10 лет стал играть на аккордеоне ( порт. sanfona ) с 8 басами ), Висенте (Висенти) Нери ( порт. Vicente Nery ), , (порт.) . , , Алдема́риу Коэлью ( порт. Aldemário Coelho ), (порт.) . и прочие.
Документальный фильм 2008 года «Ради любви к форро» ( порт. «Por Amor ao Forró» ) рассказывает о некоторых новых исполнителях форро и содержит видеозаписи с фрагментами их выступлений на фестивалях форро.
Национальный день форро
6 сентября 2005 года президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва утвердил закон о Национальном дне форро ( Dia Nacional de Forró ). Праздник отмечается 13 декабря и приурочен ко дню рождения отца форро — бразильского музыканта и композитора Луиса Гонзага .
Примечания
- Significado, definição de forró
- Согласно Португальско-русской практической транскрипции дифтонг «ão» передаётся как «ан», например: São Paulo — Сан-Паулу
- ↑ (порт.) . Dicionário Cravo Albin da Música Popular Brasileira . Дата обращения: 5 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- от 22 декабря 2015 на Wayback Machine Forró
- от 14 июля 2014 на Wayback Machine Significado de Xote
- от 14 июля 2014 на Wayback Machine «xote», in Dicionário Priberam da Língua Portuguesa
- «Петролина-Жуазейру»: в песне поется о Петролине (штат. Пернамбуку , в котором родился Луис Гонзага), Жуазейру (штат. Баия ) и реке Сан-Франсиску . Петролина и Жуазейру — города смежных штатов Бразилии, соединенные мостом через реку Сан-Франсиску .
- Луис Гонзага: см. ссылки на внешние видеофайлы (слева от текста) с записями его песен.
- Jackson do Pandeiro: упомянут в документальном фильме , где назван одной из икон ( порт. ídolos ) жанра форро (слова о нем начинаются на отметке 12 мин. 41 сек.).
- (порт.) . Dicionário Cravo Albin da Música Popular Brasileira . Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
-
Mestre Zinho: см. интервью с ним в документальном фильме
(начинается на отметке 12 мин. 41 сек.). В предваряющем интервью с певцом вступительном слове говорится (перевод с португальского):
-
- Для любителей форро пэ-де-серра ( порт. forró pé-de-serra ) виниловая пластинка — настоящее сокровище, как с музыкой таких икон жанра, которые сегодня уже не с нами ( Луис Гонзага , , ), так и кумиров в рассвете своей творческой карьеры, таких как местре Зинью ( порт. Mestre Zinho ) , считающегося «самым значительным певцом форро из ныне живущих» (на момент создания фильма в 2008 г.; местре Зинью скончался 30 января 2010 г.) — слова о нем, сказанные ни много ни мало, как самим Gonzagão («Гонзага́н»: прозвище певца Луис Гонзага ).
-
- Trio Nordestino: см. ссылки на внешние видеофайлы (слева от текста) с выступлениями трио на фестивале форро Rootstock ( Сан-Паулу ).
- Аморин, порт. Amorim : конечная «m» фамилии певца передана в русском варианте буквой «н» в соответствии с правилами португальско-русской практической транскрипции , дающими следующие примеры передачи имен собственных подобного типа: порт. Bomfi m : Бонфи н ; порт. Joaqui m : Жуаки н
- Flávio José: см. ссылки на внешние видеофайлы (слева от текста) с выступлениями на фестивале форро Rootstock ( Сан-Паулу ).
- (порт.) . Dicionário Cravo Albin da Música Popular Brasileira . Дата обращения: 23 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
- Trio Juriti: группа упомянута в документальном фильме . См. ссылки на внешние видеофайлы (слева от текста) с выступлениями трио на фестивале форро Rootstock ( Сан-Паулу ).
- (порт.) . Dicionário Cravo Albin da Música Popular Brasileira . Дата обращения: 23 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
- Коэлью ( порт. Coelho }: в Википедии существуют статьи, передающие эту португальскую фамилию двумя способами: Коэлью и Коэльо (написание «на испанский манер», не отражающее португальского звучания фамилии). Наиболее известный носитель этой фамилии — бразильский писатель Паулу Коэльо , и закрепившееся в русском языке написание имени этого писателя соответствует именно написанию «на испанский манер».
- (порт.) . Dicionário Cravo Albin da Música Popular Brasileira . Дата обращения: 23 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
- .
- от 17 декабря 2013 на Wayback Machine Lei № 11.176, de 6 de Setembro de 2005
Литература
- Fernandes A. // Encyclopedia of Latin American Popular Music / Edited by G. Torres. — ABC-CLIO, 2013. — С. 168—170. — 484 с.
- Frota W.N. Forró // Bloomsbury Encyclopedia of Popular Music of the World. Vol. 9. Genres: Caribbean and Latin America / Principal Editors D. Horn, J. Shepherd. — Bloomsbury, 2014. — С. 307—313. — 949 с.
Ссылки
- 7th edition of Europe’s greatest Forró Festival! June 19th till 22nd, 2014
- (порт.) . (англ.) . — документальный фильм о форро 21 века на португальском языке с английскими субтитрами.
- 2021-06-05
- 2