Родился в семье ремесленника-предпринимателя, приписанного к
долгиновским
мещанам
, Мордуха Залмановича (Марка Соломоновича) Лисицкого (1863—1948)
и домохозяйки Сары Лейбовны Лисицкой
. После переезда семьи в
Витебск
, где отец открыл посудную лавку, посещал частную Школу рисования
Юделя Пэна
.
В 1916—1917 годах работал ассистентом в архитектурном бюро
Великовского
, затем у
Романа Клейна
. С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в
Киеве
. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на
идише
книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей
. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (
еврейское народное издательство
), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.
В этот же период (1916) принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек
белорусского
Поднепровья и
Литвы
с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;
результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в
Берлине
репродукции росписей
могилёвской
синагоги
на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (
Воспоминания о
могилёвской
синагоге
, журнал «Милгройм»)
— единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.
В 1917—1919 годах посвятил себя иллюстрации произведений современной
еврейской
литературы и в особенности детской поэзии на
идише
, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.
В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים»
(см.
, 1922), «Шифс-карта» (1922,
), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918—1922),
Равви
(1922) и другим.
Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).
После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
В 1919—1921 годах — один из активных деятелей возглавлявшегося К. Малевичем витебского
УНОВИСа
. Здесь Лисицкий создает свои
— аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий — учитель
Лазаря Хидекеля
, который после отъезда Лисицкого из
Витебска
возглавил архитектурную студию УНОВИСа, в которой произошел исторический переход из двухмерного супрематизма к объемному, то есть были сформулированы основы новой архитектуры и дизайна XX века.
С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском
ВХУТЕМАСе
(1921) и
ВХУТЕИНе
(с 1926); в 1920 вступил в
ГИНХУК
.
В мастерской Лисицкого был выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 году выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «
Победа над Солнцем
».
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «
Стиль
».
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
В 1927 году под руководством Эля Лисицкого в Москве прошла Всесоюзная типографическая выставка. Одной из задач мероприятия было «представить обозревателю… пути и этапы, пройденные человечеством … в области передачи друг другу мысли посредством различных символико-графических знаков». Дизайн выставки также был разработан Лисицким
.
В 1927 году создал «Кабинет абстракций» для музея в Ганновере. В то же время им был введен термин «Фотопись»
.
В мае 1928 года в
Кёльне
прошла выставка «Пресса», на которой был представлен советский павильон по эскизам Лисицкого. Это был масштабный проект с инсталляциями, стендами, кинетическими объектами и
фотомонтажным
фризом
.
В 1930—1932 годах по проекту Эль Лисицкого была построена
типография журнала «Огонёк»
55°46′38″ с. ш. 37°36′39″ в. д.
(дом № 17 по 1-му Самотёчному переулку).
Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько
агитационных
плакатов, например, «
Клином красным бей белых!
» (1920); разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).
Он увлекался фотографией, в частности,
фотомонтажом
. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в
Цюрихе
(1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается
циклопическое
изображение двух голов, слитое в единое целое.
В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эль Лисицкого, посвящённый принятию Сталинской Конституции, он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырёх выпусков журнала «
USSR in Construction
», которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой, в этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с новой»
.
Умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков». Похоронен на
Донском кладбище
в Москве.
Семья
Брат — Рувим Маркович Лисицкий (1895—1980)
, майор медицинской службы, участник Великой Отечественной войны, автор научных трудов по фармацевтике, многократно переиздававшегося и переведённого на иностранные языки учебника для фармацевтических школ и училищ «Медицинское товароведение: Инструменты, аппаратура, предметы ухода за больным, перевязочные материалы, очковая оптика, натуральные минеральные воды» (1939—1956), «Справочника по готовым лекарственным формам» (с соавторами, 1962), монографии «Хранение медикаментов» (с И. И. Левинштейном, 1940, 1954).
Жена — Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс (
, урождённая
Шнайдер
; 1891—1978), галеристка, искусствовед; первым браком была замужем за искусствоведом
.
В 1944 году как немка была с сыном выслана в
Новосибирск
, где жила до конца жизни.
Сын — Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий (
нем.
Jen Lissitzky
, 12 октября 1930, Москва — 22 января 2020), кинооператор, фотокорреспондент газеты «Советская Сибирь»
, член Союза кинематографистов СССР (1961). Работал оператором на Хабаровской дальневосточной студии кинохроники (1957—1962), Казанской студии кинохроники (1962—1963), Свердловской киностудии (1963—1967) и Новосибирской студии телевидения (1967). Переехал в Германию, затем в Испанию. На средства Бориса Лисицкого в 2013 году в Испании, недалеко от города Ронда провинции Малага (Lugar Partido Rural Penacerrada 3, Ronda, Málaga), был основан православный храм; сам Лисицкий 20 января 2016 года принял монашеский постриг с именем Иоанн.
— Имя Эль (сокращение имени Элиезер) во многих прижизненных изданиях художника склоняется: Владимир Маяковский. Для голоса. Типографика Эля Лисицкого. Берлин—Москва: Госиздат РСФСР, 1923; Илья Эренбург. Шесть повестей о лёгких концах. Пер. и иллюстрации Эля Лисицкого. Берлин: Геликон, 1922.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 сентября 2008.
29 октября 2008 года.
Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin,
ibid
.
Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture:
Денвер
(
Колорадо
), 2002.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 февраля 2009.
16 июня 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 сентября 2008.
29 октября 2008 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 марта 2020.
27 марта 2008 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 января 2015.
16 сентября 2017 года.
от 21 января 2018 на
Wayback Machine
: Борис Лисицкий был оператором на картине «Вера и Фёдор» (1974), работал на студии кинохроники.
(неопр.)
. РБК Петербург (1 июня 2021). Дата обращения: 10 июня 2021.
10 июня 2021 года.
Литература
«Для голоса» Маяковского/Лисицкого. Комментированное издание к 100-летию шедевра конструктивизма. Исследования и комментарии. М.: Арт Волхонка; АНО «Центр Зотов Конструктивное Пространство», 2024
Духан И.
Эль Лисицкий, 1890–1941: Геометрия времени. —
М.
: TASCHEN: Арт-Родник, 2010. — 96 с. — (Малая серия искусств). —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-404-00011-5
.
Канцедикас А.
,
Ярыгина З
.
В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.
Козлов Д. В.
СПб., 2014.
Раппопорт А.
// Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века. Сборник статей. — М., 1988.
Фоменко Андрей.
Монтаж, фактография, эпос: Производственное движение и фотография. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 374 с. — ISBN 978-5-288-04378-9.
Фоменко Андрей.
Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. — СПб.: СПГУТД, 2011. — 184 с. — ISBN 978-5-7937-0617-9.
Витебский музей современного искусства : история создания и коллекции (1918-1941) / В. А. Шишанов. — Минск: Медисонт, 2007. — 143 с. —
ISBN 978-985-6530-68-8
.
Шишанов В.
// #UNOVIS100: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 100-летию творческого объединения «УНОВИС». 12-14 февраля 2020 года, Витебск — Минск // сост.: А. Э. Духовников, В. А. Шишанов, Т. В. Котович; ред. кол.: Е. Л. Гринь [и др.]. — Витебск: Витебская областная типография, 2021. — С. 112—123.
Эль Лисицкий и его идея «Пангеометрии» //
. — М.:
Советский художник
, 1989. — Вып. 25. — С.113—130.
Эль Лисицкий: Повторы [предисл. И. А. Буа]
// Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — М. ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 9—218. — 906 с. —
ISBN 978-5-7525-2997-9
.
Berkovich, Gary
. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917—1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. С. 103.
ISBN
978-3-933713-63-6