Interested Article - Молодёжный авангард 1960—1970-х годов
- 2020-08-03
- 2
Молодёжный аванга́рд 1960-1970-х годо́в ( avant-garde с фр. — «передовой отряд») — общественное новаторское, радикальное движение молодых людей от 18 до 30 лет, которые обостренно восприняли новые формы капиталистической эксплуатации и выступали за искоренение недостатков общества потребления в 1960 - 1970 -х годах.
История вопроса
Ускорившееся экономическое развитие США после Второй мировой войны привело к небывалому экономическому буму, который иногда называют «золотым веком капитализма » .
США переживали время экономического процветания и относительного социального благополучия. Рост обеспеченного среднего класса способствовал формированию и окончательному закреплению философии потребления , которая стремилась к первоочередному материальному улучшению жизни.
В 1960-е годы в США произошло возрастание удельного веса молодежи в составе населения . Новые формы капиталистической эксплуатации создали перелом в общественном сознании молодежи, осознавшей свою значимость в производственной и общественно политической жизни.
Молодые люди обостренно воспринимали новые формы капиталистической эксплуатации, и наиболее заметной силой молодежного протеста стало студенчество , ярко отразившее переломы в сознании интеллигенции, прогрессивные идейные искания, которые были направлены на определение путей ликвидации «недостатков» нового общества и на «обоснование места и роли интеллигенции в общественной жизни» . Задачей молодежного авангарда стал поиск новой сердцевины, за которое может удержаться целое общество, не срастаясь с ценностями капитализма .
Черты молодежного авангарда 1960-1970-х годов
Типичными чертами движения молодежного авангарда были: позиция постоянного протеста или «перманентного бунта», «отказ от классических форм изобразительности и красоты в пользу ориентации на примитив» , способность к самостоятельному обновлению и футуристская склонность к жизнестроительству вне так называемого «общества потребления».
В период 1960-1970-х годов развились либеральные идеологические представления , но молодежь отказывалась связывать свои интересы с либеральными кругами и их организациями. Студенчество считало либералов виновными в предательстве идеалов и в капитуляции перед американской реакцией в годы маккартизма » . Среди прогрессивно и бунтарски настроенной молодежи наблюдалось яростное стремление к идейной, политической и организационной самостоятельности.
«Нас не любят — нам только покупают игрушки» , «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства» , «Наш мир — не для продажи!» — типичные лозунги на плакатах митингующих. Острые социальные вопросы, нежелание служить в армии, Вьетнамская война постепенно политизировали молодых людей и заставляли их включиться в рабочие протесты, переходящие в стадию революционных инициатив.
Организации молодой интеллигенции в Чикагском , Висконсинском , Колумбийском и Гарвардском университетах , в колледжах Берлин и Свартмор разрабатывали идейно-теоретическую платформу, на которой базировались бы пути преобразования американского общества . Авторы многотомной «Истории американских политических партий» писали, что в 1960-е годы обстановка в кругу молодежного сообщества характеризовалась мощным духом мятежа» .
В дальнейшем культура «молодежного авангарда» разрослась и за американскими границами. Начало влияния за рубежом было положено на Международном конгрессе по диалектике освобождения, состоявшейся в Лондоне в 1967 году. На конгрессе был выдвинут лозунг «немедленной революции в сознании», «осуществимой лишь при помощи особого комплекса “подпольных” (или “маргинальных”) средств и подчеркнутого аполитизма» . События, происходившие до 60-х годов, непосредственными участниками которых были молодые граждане страны, в основном носили исключительно локальный, немассовый характер. Бунты второй половины 20 века стали самыми ожесточенными, политизированными и массовыми актами неповиновения молодежи и студентов разных стран мира.
Холден Колфилд как предтеча молодежного авангарда 1960-1970-х годов
Профессор Московского государственного университета , доктор филологических наук Микеладзе Н.Э. называет Холдена Колфилда — главного героя романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - предтечей молодежного авангарда 1960 – 1970 -х годов. Роман Сэлинджера был опубликован в 1951 году, за десятилетие до начала молодежных бунтарских выступлений. Таким образом, образ Колфилда рассматривается профессором Микеладзе и ее коллегами-исследователями как реакция Сэлинджера на актуальную американскую общественно-политическую среду 1940 - 50 -х годов, которая в перспективе воплотилась в представителях молодежного авангарда.
На момент повествования в Холдену Колфилду 17 лет: он еще не студент, но взрослые, вполне осознанные бунтарские настроения захватывают его. Герою свойственна бессознательная любовь к динамике, а статика , стереотипы и клише , как нарушение естественного ритма жизни, вызывают у него неприязнь, имеющую много общего с активно растущим желанием молодых авангардистов-бунтарей быть самостоятельными. Учиться, чтобы стать «пронырой», а затем «работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег, и ездить на работу в машине или в автобусах по Мэдисон-авеню , и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино» – такая неизменная, статичная программа жизни не устраивает Холдена: по ней бредут миллионы, а он не один из этих «потребителей». Он деятелен, его «мечта» отличается от типичной «американской». Холден Колфилд отказывается тратить дополнительное чужое время на повествование своей истории, потому что это неинтересно ему в первую очередь, и отвергает возможность прогнозировать будущее, к чему склонны большинство финансистов, капиталистов и т.п.:
Откуда человеку заранее знать, что он будет делать? Ничего нельзя знать заранее! […] И спрашивать глупо честное слово!
— «Над пропастью во ржи», Джером Д. Сэлинджер
Герой Сэлинджера стремится «не проникнуть в общество, куда его не пускают, а выйти из него» , потому что для Колфилда нет ни одной подходящей группы или ячейки в обществе, где он мог бы чувствовать себя на своем месте.
Молодежь авангарда протестует против материалистического отношения к жизни, капиталистического прогресса и цели потребления как жизнеполагающей, не приносящей духовного или интеллектуального развития, и это ощущение передалось от героя Сэлинджера.
То, что больше всего угнетает Холдена и о чем он судит вполне «по-взрослому», заключается в ощущении безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь в соответствии с возвышенным гуманистическим идеалом
— Мулярчик А., предисловие изданию «Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы»; Ил. и оф. Г.Бойко и И.Шалито. – М.: Правда, 1991
Влияние
Молодежный авангард 1950–60-х годов определил политическую самоидентификацию молодежи посредством участия в протестном движении как одну из наиболее заметных тенденций социальной жизни многих стран мира. Подростковые мятежи в США , Западной Европе , России и странах арабского мира с того времени становятся первыми этапами гражданского неповиновения и трансформируются в массовые революционные волнения, которые охватывают все социальные слои населения. Они все еще продолжают оказывать влияние на ход мировой истории.
Волнения в декабре 2010 года, получившие название « Арабская весна », по аналогии с известными событиями в Европе 1968 года, вылились в серию протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке, а также спровоцировали в четырех странах региона ( Тунисе , Египте , Ливии и Йемене ) смену глав государств. Как в 60-е годы 20 века, немаловажную роль в массовых волнениях играло молодое поколение граждан. Протестное движение молодежи 60-70-х годов подтолкнуло развитие мировой «молодежной культуры» и предопределило возникновение огромного спектра молодежных субкультур. Актуальными для них стали идеи толерантности и мультикультурализма с целью обеспечения внутреннего мира и предотвращения повторения массовых революционных выступлений национальных меньшинств .
Критика
Неформальные молодежные объединения в отношении авангардного поведения осмеивают, по мнению психологов, принятые в обществе нормы поведения. Они становятся объектом издевательства, пока условные прежде нормы становятся основными и доводятся до полного абсурда . Такое провокативное поведение привело к нарушению официально принятых социальных норм и стало показателем девиантного , т.е. отклоняющегося от общепринятого, поведения.
C девиантным поведением связывают не только нарушения правовых норм, но и различные виды социальной патологии , например бродяжничество , безработицу и нищета . Психологи констатируют негативные последствия девиантного поведения, среди которых преступления, требующие пресечения на законодательном уровне социальной ответственности человека.
Американский социолог Иммануил Валлерстайн отмечал:
Эти движения вспыхнули и отгорели так же ярко и так же дымно, как порох, не оставив и следа. Но когда они отгорели, оказалось, что устои патриархального авторитарного общества выгорели и обуглились изнутри.
Примечания
- ↑ . (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 1 ноября 2017. 7 октября 2017 года.
- ↑ Иткина Н.Л.; Иткина Н.Л. Поэтика Сэлинджера (неопр.) . — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2002.
- Дата обращения: 1 ноября 2017. 3 декабря 2017 года.
- Сэлинджер, Д.Д.; Сэлинджер, Д.Д. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы (неопр.) . — М.: Правда, 1991.
- Новиков М.А.; Новиков М.А.. Молодежные бунты 60-х гг. XX в. и становление государственной молодежной политики . — Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 32., июнь 2012.
- Морозова, Е.А. . Дата обращения: 1 ноября 2017. 21 мая 2015 года.
- Павел Бурмистров, Дар Жутаев , , Руслан Хестанов, Григорий Тарасевич . . Эксперт Online. Дата обращения: 1 ноября 2017. 4 января 2014 года.
- 2020-08-03
- 2