Базилика Девы Марии (Шэшань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия расположена на Авентинском холме в Риме . Была существенно перестроена в XVIII веке в стиле барокко , хотя сохранила романские крипту и колокольню XII - XIII веков . Главными святынями храма являются мощи святых Вонифатия и Алексия, почивающие под главным престолом и икона Эдесской Божией Матери , иначе называемая « Мадонна ди Сант-Алессио ».
Первоначальная церковь на месте нынешней базилики была построена в конце V века . Сведения о почитании святого мученика Вонифатия , чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века . Последующая традиция связывает место постройки церкви с домом Евфимиана и Аглаиды — родителей святого Алексия , где прошли последние семнадцать лет жизни Алексия.
К X веку на Авентине сложилась большая греческая колония, ядро которой составили православные, бежавшие в Рим от преследований иконоборцев в VIII - IX веках . Богослужения в близлежащих церквах Санта-Мария-ин-Космедин и Сан-Джорджо-аль-Велабро велись по греческому обряду. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому . Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке . В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых — Вонифатия и Алексия.
Основанный Сергием монастырь, впоследствии известный как «Обитель Святых», в течение последующих веков являлся одним из духовных центров Италии, а его насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Самым известным из выходцев авентинской обители является святой Адальберт Пражский . С миссионерской деятельностью насельников обители связывается быстрое распространение почитания святого Алексия по всей католической Европе.
В понтификат Гонория III ( 1216 — 1227 ), происходившего из знатной римской семьи Савелли , владевшей близлежащей крепостью , церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами , опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи святого Алексия человека Божия были обретены и помещены под главным престолом базилики. При этом же папе пол базилики, сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати . Базилике покровительствовал и ещё один папа из семьи Савелли — Гонорий IV ( 1285 — 1287 ).
В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов - обсервантов , которые владели ими в течение последующих четырёх веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI -начале XVII веков , зафиксированные в книге «Il Tempio e monasterj dei Santi Bonifacio ed Alessio», написанной в 1752 году миланским аббатом Феличе Мариа Нерини ( 1705 — 1787 ). В 1587 году базилика была возведена в ранг кардинальской, то есть её титулярными наместниками становятся исключительно кардиналы .
Свой нынешний вид базилика святых Вонифатия и Алексия приобрела в результате значительной перестройки, предпринятой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году . Работы велись по проекту ( 1701 — 1756 ) из Комо , а после его смерти были завершены римским архитектором ( 1693 — 1759 ). Средства для перестройки были выделены титулярным кардиналом базилики ( 1680 — 1755 ), епископом Брешии и « архивариусом святой Римской Церкви». В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 — в ширину и 19 — в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII - XIII веков , а также венчающий тимпан византийский крест X века .
В 1846 году базилика святых Вонифатия и Алексия и монастырь были переданы папой Пием IX ( 1846 — 1878 ) нынешним владельцам - Братству клириков Сомаски . При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством и апсиды под руководством ( 1811 — 1869 ) из Пезаро .
( 1 ) (здесь и далее номера соответствуют номерам на плане) Фасад базилики выполнен в конце XVI — начале XVII веков по образу римской церкви Святых Апостолов . Крест, венчающий тимпан, выполнен в X веке в византийском стиле и является одним из немногих свидетельств о храме, существовавшем до перестройки Гонория III .
( 2 ) Гипсовая статуя папы Бенедикта XIII ( 1724 — 1730 ), установленная по заказу кардинала , спонсировавшего перестройку храма в 1750 — 1755 годах .
( 3 ) Портал в стиле Космати (начало XIII века ), сохранившийся от базилики Гонория III.
( 4 ) и ( 5 ) Канделябры предположительно школы Арнольфо ди Камбио , ранее украшавшие кенотаф папы Гонория IV (на его месте теперь капелла святого Алексия — ( 21 ))
( 23 ) — Романская кирпичная колокольня XII - XIII веков (подобная колокольням Санта-Мария-ин-Космедин , Санта-Чечилия-ин-Трастевере , Санта-Мария-Маджоре , Санта-Мария-ин-Трастевере ) высотой более 30 метров.
( 14 ) На пересечении осей главного нефа и трансепта находится главный престол базилики. Под престолом в мраморном саркофаге почивают мощи святых Вонифатия и Алексия, о чём свидетельствует надпись «S BONIFATI MART(yr) S ALEXII CONFE(ssor)». Богато украшенный киворий , осеняющий алтарь, сооружён в конце XVI века , а престол приобрёл современный вид в результате перестройки середины XVIII века .
Каменная плита ( 13а ) с ранее существовавшего престола была сохранена и помещена вертикально в апсиде за горним местом . Эта плита обрамлена двумя изящными маленькими мраморными колоннами ( 13b ) в стиле Космати (около 1180 ). Эти две колонны ранее находились в базилике Сан-Бартоломео на Тибрском острове и были перемещены в Сант-Алессио в 1638 году . Семнадцать идентичных колонн, оставшиеся в Сан-Бартоломео, исчезли в конце XVIII века из разграбленного французскими войсками храма.
За главным престолом находятся четыре надгробия , а именно:
( 12а ) Пьетро Савелли (умер 1288 ), изображённого в диаконском облачении, из семьи Савелли, покровительствовавшей базилике,
( 12b ) ( 1540 — 1591 ) из Палермо , первого (с 1587) кардинала — титулярного настоятеля базилики,
( 12c ) Блаженного (иначе Лупо) ( 1370 — 1433 ) из Олмедо, основателя ордена иеронимитов - обсервантов , в чьем владении базилика находилась с 1426 по 1846 годы )
( 12d ) (умер 1611 ), кардинала — титулярного настоятеля базилики.
По обе стороны апсиды находятся лестницы, ведущие в романскую крипту базилики.
В левой части трансепта находится ( 15 ) капелла святого Иеронима Эмилиани ( 1486 — 1537 ) — основателя ордена Клириков Сомаски . Первоначально на этом месте находилась частная капелла семьи Гвиди ди Баньо. Клирики Сомаски, получив базилику от папы Пия IX в 1846 году , посвятили капеллу своему основателю. Работы по перестройке капеллы были произведены до 1850 года под руководством . За алтарем находится картина «Святой Иероним с сиротой перед Мадонной».
В правой части трансепта в 1674 году аббатом Анджело Порро была устроена ( 11 ) капелла Святых Таин ("Святого Причастия"). Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750 — 1755 годах , обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV , жившего в Риме в монастыре Сант-Алессио после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году . Дарохранительница относится к эпохе Возрождения .
Над алтарём капеллы Святых Тайн находится почитаемая чудотворной икона Божией Матери « Мадонна ди Сант-Алессио ». По местному преданию образ, написанный евангелистом Лукой , был привезён в Рим митрополитом в 977 году , и это и есть Эдесская икона Божией Матери, от которой эдесскому церковному сторожу был глас Богородицы, назвавший Алексия человеком Божиим. Современные исследователи называют временем создания иконы XII - XIII века .
На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан. Таким образом, эта икона напоминает образ из деисусного ряда иконостаса православного храма, что указывает на её возможное греческое происхождение. В Риме помимо Мадонны-ди-Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона — образ «Жертвенник Небесный» (Мадонна Арачели) в базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. В 1645 году Мадонна-ди-Сант-Алессио была коронована по папскому указанию.
( 6 ) Кенотаф кардинала (умер 1617 ), титулярного кардинала базилики, архиепископа Сиены .
( 7 ) Могила Антонио Манчини ( 1852 — 1930 ) — итальянского художника- импрессиониста . В его доме в 1928 — 1932 годах арендовал апартаменты Джованни Баттиста Монтини (будущий Павел VI ). Останки Антонио Манчини были перенесены в базилику в январе 1935 года и помещены в гробницу, спроектированную ( 1884 — 1960 ).
( 8 ) Капелла Распятия с алтарным образом середины XVIII века
( 9 ) Памятник княгини Элеоноры Буонкомпаньи (умерла 1695 ), перенесенный в базилику в 1936 году из разрушенной церкви Санта-Лючия-деи-Джиннази
( 10а ) Надгробие ( 1877 — 1946 ), генерала Клириков Сомаски в течение шести лет, ректора базилики и благотворительного общества «Слепых святого Алексия»
( 10б ) Картина XVII века , на которой изображён умирающий под лестницей святой Алексий, держащий в руках свиток и взирающий на Ангела, несущего венец славы.
( 21 ) Капелла святого Алексия. Устроена в XVIII веке на месте, где находился кенотаф папы Гонория IV . Работа по обустройству барочной капеллы осуществлены римским декоратором и скульптором (умер в 1789 ). За алтарём капеллы находится гипсовая статуя святого Алексия, облечённого в одежду пилигрима с странническим посохом в руке, умирающего в каморке под лестницей. Позолоченная деревянная лестница, помещённая в стеклянный футляр, является, по местному преданию, подлинной лестницей из дома родителей святого Алексия.
( 20 ) Колодец дома родителей святого Алексия
( 19а ) Могила ( 1813 — 1895 ), священника братства Клириков Сомаски , прославившегося делами милосердия
( 19b ) Картина ( 1679 — 1752 ) «Святой Иероним Эмилиани препоручает осиротевших девочек Божией Матери» (1749).
( 18 ) Капелла блаженного Иеронима и святой девы Марселлы. Заалтарный образ титульных святых выполнен в середине XVIII века неизвестным мастером римской школы.
( 17 ) Копия (начало XX века ) работы ( 1809 — 1890 ) «Молитва Мадонне святого Иеронима Эмилиани». Оригинал находится в одном из приютов Клириков Сомаски.
( 16 ) Надгробие ( 1378 — 1457 ), миланского священника, гуманиста и поэта, автора поэмы о святом Алексии.
Современный адрес базилики святых Вонифатия и Алексия — Пьяцца Сант-Алессио, 23. Она расположена на Авентинском холме, на перекрестке улиц Санта-Сабина и Сант-Алессио. Ближайшие станции метро линии В — Circo Massimo и Piramide. От церкви Санта-Мария-ин-Космедин на Авентинский холм ведёт живописная улица-лестница — Скала-Рокка-Савелла .
По состоянию на апрель 2016 года базилика открыта для посетителей ежедневно с 09:00 до 12:00 и с 15:30 до 18:30 .
Церковь Святых Вонифатия и Алексия является титулярной церковью , кардиналом-священником с титулом церкви Святых Вонифатия и Алексия со 27 августа 2022 года , является бразильский кардинал Паулу Сезар Кошта .