Алексей III Ангел
- 1 year ago
- 0
- 0
«А́нгел Златы́е Власы́» , также известный как «Арха́нгел Гаврии́л» — новгородская икона XII века. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге , в собрании которого является древнейшей иконой. Изображает Архангела Гавриила по плечи.
На иконе по плечи изображён архангел Гавриил с наклонённой влево головой . Икона написана на деревянной доске (липа), которая имеет небольшой изгиб. На краях доски видны круглые следы от шпонок , в которые вставлялись сквозные деревянные штыри. И. А. Шалина называет такой способ крепления нетипичным для древнерусской иконописи. Первоначально золотистый фон был утрачен, вероятно, из-за плотного оклада . В XVII веке было произведено обновление фона, при котором мастер вырезал изначальный левкас и написал зелёный фон; в это же время была нанесена золотая разделка волос, которая впоследствии многократно дорабатывалась. Во время реставрации была усилена опись глаз, бровей и носа. Учёные Службы реставрации музейных ценностей ГРМ обнаружили золото разных составов. Лишь небольшой участок на левом плече Гавриила сохранил первоначальный ассист , нанесённый тонкими линиями иглообразной формы. Для подрумянки была использована киноварь . Наибольшее количество оригинальных красочных слоёв осталось на лике архангела. На щеке и волосах наблюдаются небольшие отсечения слоёв, на волосах и шее есть следы поздних доработок . Лико изображено редким бессанкирным способом .
Галина Колпакова предполагает, что «Ангел Златые Власы» был написан в Новгороде . Того же мнения придерживался и Михаил Алпатов . В художественном стиле просматривается схожесть с росписью церкви Спаса на Нередице в Новгородской области . Отнести работу к новгородской школе иконописи помогает «утрированность» изображения, большие глаза, изогнутый нос, что характерно для новгородской живописи 1200 года . Достоверно датировать образ невозможно. Виктор Лазарев относил «Ангела Златые Власы» к иконам 30—90-х годов XII века. Возможно, произведение являлось частью ныне утерянного деисусного чина , и не являлась самостоятельным объектом моления . Указать на принадлежность иконы к новгородской школе и XII веку Герольду Вздорнову помогли обнаруженные стилистические сходства с « Устюжским Благовещением » и « Спасом Нерукотворным », созданными в тот же период в Новгороде. Алексей Некрасов и Николай Порфиридов , однако, относили работу к началу — первой половине XII столетия. Отмечалось также глубокое влияние византийской иконописи на мастера. Искусствовед В. К. Лаурина предполагала даже греческое происхождение иконы .
Икона была обнаружена в 1864 году в Московском Кремле в колокольне Ивана Великого . На неё обратил внимание историк и музейный сотрудник Георгий Филимонов , когда отбирал иконы для отдела христианской древности Румянцевского музея , в котором икона содержалась вплоть до 20-х годов XX века. В отчёте с описью поступивших туда экспонатов «Ангел Златые Власы» был представлен как «прекрасный лик архангела из полного погрудного деисуса». Работники музея отнесли её к категории икон «греческого стиля, написанных не позднее XVI века», а на рубеже веков — к копии работы Симона Ушакова . В 1923 году Е. И. Брягин провёл расчистку иконы, после чего она попала в фонд Государственного исторического музея . В 1926 году музей экспонировал её в рамках выставки древнерусской иконописи . Была перемещена в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году и во время обмена экспонатами в 1934 году попала в Государственный Русский музей для пополнения коллекции домонгольской живописи, где содержится до сих пор под инвентарным номером ДРЖ-2115. Как отмечает Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея, «Ангел Златые Власы» является самым древним памятником в собрании живописи музея. Исторически располагается в первом зале .
В 1970-х годах икона участвовала в выставках «Живопись древнего Новгорода и его земель XII—XVII веков» в Ленинграде и «Живопись домонгольской Руси» в Москве. В 1997 году экспонировалась в Нью-Йорке, в 2004-м — в Риме, а в 2005-м в ГМИИ имени Пушкина .
В 2015 году в Государственный Русский музей поступило письмо от фонда «Иваново Дело», организованного российским бизнесменом Сергеем Шмаковым , о возможности использования иконы в богослужениях, на что музей ответил отрицательно. Научный сотрудник Надежда Пивоварова утверждала, что икона имеет «хрупкий красочный слой», из-за чего «Ангел Златые Власы» не может подвергаться перепадам температур, чего невозможно избежать при перемещении иконы в храмы . В 2017 году в Русский музей поступило письмо о возможности экспонирования иконы в церкви Архангела Михаила при Михайловском замке от имени Ю. А. Евтюхина, директора департамента культурного наследия Министерства культуры , который ссылался на обращение «Иванова Дела». Музей посетил министр культуры Владимир Мединский , он проинспектировал условия хранения иконы, которыми остался доволен. Директор музея Владимир Гусев , заместитель министра культуры О. В. Рыжков и другие провели совещание, на котором были объявлены условия экспонирования памятника, предложенные «Ивановым Делом»: помещать икону от 4 до 12 раз в год в Церковь Архангела Михаила, каждый раз сроком на две недели. Помимо отсутствия требуемого температурного режима, весь Михайловский замок , как указывал начальник службы безопасности Русского музея, требовал переоборудования системы безопасности, для чего была необходима реставрация внутренних помещений. Выделить 4 млн рублей на реставрацию церкви решила компания «Сапсан». Провести первую службу с участием «Ангела Златые Власы» планировалось уже 21 ноября 2017 года . При этом Шмакову предлагали изготовить список иконы, однако тот отказался, настаивая на подлиннике . В конце концов, после протестов сотрудников музея министр Мединский заверил, что «„Ангела“ никто трогать не будет» .
Искусствовед Лев Любимов называет «Ангела Златые Власы» «шедевром мирового значения». Он связывает «византийскую печаль», находящуюся в образе архангела, с «отражением русской души» . Сравнивая работу с «Устюжским Благовещением», Михаил Алпатов отмечал «особую задушевность» и «суровую сдержанность и аскетизм» образа Гавриила .