Interested Article - Фурнье, Эдуар

Рабочий кабинет Эдуара Фурнье
Мемориальная доска в Париже на доме, где умер Фурнье

Эдуа́р Фурнье́ ( фр. Édouard Fournier ; 15 июня 1819, Орлеан , Франция — 10 мая 1880, Париж ) — французский литератор, драматург и журналист, издатель старинных литературных текстов, в том числе ставшего знаменитым цитатника «L’Esprit des autres» (с фр. «Остроумие других») .

Биография

Принадлежал к семье художников-слесарей, которые веками добились заслуженной известности в своей специальности. Одним из предков Фурнье отлита из бронзы известная статуя Жанны д’Арк , украшающая город Орлеан .

Получив весьма тщательное воспитание, Фурнье в орлеанских журналах выступил в 1842 году рядом статей по литературной критике, а в 1847 году на основании разработки архивных документов дал монографию «Souvenirs historiques et littéraires du Loiret» (с фр. «Исторические и литературные воспоминания департамента Луаре »). В том же 1847 году написал ряд этюдов о народной музыке: «L’Opéra national, son passé et son avenir» (с фр. «Национальная опера, её прошлое и будущее»), в 1849 году дополнил этот труд работой, написанной совместно с Леоном Крейцером: «L’art lyrique au théâtre» (с фр. «Лирическое искусство в театре»). В 1851 году для театра « Комеди Франсез » им написана 2-актная комедия «Christian et Marguerite» (с фр. «Кристиан и Маргарита»), имевшая успех. В 1853 году для сцены « Одеона » написана им в стихах одноактная комедия «Le roman du village» (с фр. «Деревенский роман»). Затем последовало несколько оперных либретто (1854—59), комедия в стихах «Corneille à la butte Saint Roch» (с фр. « Корнель на холме Сен-Рош», 1862); «La fille de Molière» (с фр. «Дочь Мольера », 1863); «Racine à Uzés» (с фр. « Расин в Юзесе », 1864) и «Paradis trouvé» (с фр. «Обретённый рай») и драма «Gutenberg» (с фр. «Гутенберг», 1868) .

Наиболее выдающаяся сторона таланта Фурнье, которая собственно и доставила ему большую известность, — его обширная эрудиция, оживляемая большим остроумием. Большой знаток старины, Фурнье задался целью исправить многие ходячие заблуждения, и самые уже заглавия его книг показывают, насколько разнообразна область его исследований. Таковы «Paris démoli, mosaïques de ruines» (с фр. «Снесённый Париж, руинные мозаики», 1853), «L’esprit des autres» (с фр. «Остроумие других», 1855); «L’esprit dans l’histoire, recherches et curiosités sur les mots historiques» (с фр. «Остроумие в истории — исследования и любопытные данные об исторических выражениях»); «Le vieux-neuf» (с фр. «Старое и новое», 1859); «Enigmes des rues de Paris» (с фр. «Тайны парижских улиц», 1864) — дающие массу любопытного материала .

После неудачной попытки сыграть роль в деле освобождения Италии в конце 40-х годов, Фурнье навсегда отказался от политической деятельности в пользу литературной. Им изданы также «Histoire des hotelleries et des cabarets» (с фр. «История постоялых дворов и таверен», 1850); «Un prétendant portugais au XVI siècle» (с фр. «Португальский претендент XVI века», 1852); «Histoire de l’imprimerie et de la librairie» (с фр. «История книгоиздания и книготорговли», 1854); «Les lanternes — histoire de l’ancien éclairage de Paris» (с фр. «Фонари — история старинного уличного освещения Парижа», 1854); «Histoire du Pont Neuf» (с фр. «История Нового моста », 1862); «Le jeu de pomme, son histoire et sa description» (с фр. « Жё-де-пом — история и описание», 1862); «Le roman de Molière» (с фр. «Роман Мольера », 1863); «L’art de la reliure en France aux derniers siècles» (с фр. «История французского книжного переплёта последних веков», 1864); «La comédie de Labruyère» (с фр. «Комедия Лабрюйера », 1866) .

Кроме того, Фурнье издал целый ряд памятников по истории древней французской литературы — таковы «Les variétés historiques et littéraires» (с фр. «Исторические и литературные вариации»), «Le roman bourgeois» (с фр. «Буржуазный роман») Фюретьера ; «Les caquets de l’accouchée» (с фр. «Болтовня роженицы»), «Le livre commode» (с фр. «Удобная книга») Авраама Дю Праделя; «Lettres inédites de la marquise de Créqui» (с фр. «Неизданные письма маркиза де Креки »); «Théâtre français en XVI et ΧVII s.» (с фр. «Французский театр в XVI и XVII веках», 1817 и 1874); «Théâtre français avant la Renaissance, 1450—1550» (с фр. «Французский театр до Ренессанса , 1450—1550» 1873), «Œuvres complètes de Régnard» (с фр. «Полное собрание сочинений Реньяра », 1875) и «Oeuvres complètes de Beaumarchais» (с фр. «Полное собрание сочинений Бомарше », 1876). С 1853 по 1855 годы Фурнье был редактором журнала «Le Théâtre», а затем сотрудничал в «Patrie» и стоял во главе «Revue des provinces» .

С 1872 года — библиотекарь Министерства внутренних дел Франции .

Примечания

  1. (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 3 сентября 2017. 25 апреля 2016 года.
  2. (фр.) . Éditions Plein Chant . Дата обращения: 3 сентября 2017. 16 ноября 2017 года.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1902. — Т. XXXVIa. — С. 900.
Источник —

Same as Фурнье, Эдуар