Interested Article - Тайны Канзас-Сити

«Тайны Канзас-Сити» ( англ. Kansas City Confidential ) — нуаровый триллер режиссёра Фила Карлсона , вышедший на экраны в 1952 году .

Фильм рассказывает о неудачливом водителе цветочного магазина ( Джон Пейн ), который оказывается несправедливо обвинённым в ограблении банка, после чего начинает самостоятельную охоту на преступников, и в итоге добивается не только их ликвидации, но и находит свою любовь.

Фильм стал единственной работой продюсерской компании Эдварда Смолла Associated Players & Producers . Сегодня в США фильм находится в общественном доступе .

Сюжет

В течение недели отправленный в отставку капитан полиции Канзас-Сити Тим Фостер ( Престон Фостер ) наблюдает за дверями банка и за расположенным по соседству с ним цветочным магазином, фиксируя время прибытия и отъезда инкассаторов, а также машины доставляющей цветы. Убедившись, что обе машины ежедневно прибывают и отъезжают точно по расписанию, он собирает банду из трёх мелких преступников для ограбления банка, среди них игроман с крупными долгами Пит Харрис ( Джек Элам ), вор и дамский угодник Тони Романо ( Ли Ван Клиф ) и начинающий киллер Бойд Кейн ( Нэвилл Брэнд ). Фостер беседует с каждым из них поодиночке в снятом им гостиничном номере, скрывая своё лицо под маской и изменяя голос. Путём кулаков, запугивания и шантажа он принуждает каждого из них согласиться на участие в ограблении, обещая каждому гонорар в четверть миллиона долларов.

В день убийства все четверо в масках, чтобы сохранить в тайне друг от друга свои личности, ожидают, когда грузовичок с цветами отъедет от магазина, а затем быстро подъезжают на его место точно таком же грузовике. В костюмах служащих цветочного магазина они подбегают к выходящим из банка инкассаторам, бьют их сзади дубинками по голове, выхватывают мешки с деньгами, прыгают в грузовичок и быстро скрываются с места преступления. Они загоняют грузовичок в огромный трейлер, и выезжают на нём за пределы города.

По дороге Фостер говорит, что если снять маски или разделить деньги сейчас, то кто-либо из грабителей обязательно засветится и в итоге подставит всех остальных. Он заявляет, что деньги он оставит у себя, и они будут разделены позднее в месте, куда он всех пригласит. Так как никто из грабителей не знает друг друга в лицо, для идентификации друг друга Фостер выдаёт каждому по половине игральной карты, а затем высаживает их из трейлера в разных местах.

Тем временем полиция останавливает грузовик цветочного магазина и задерживает его ничего не подозревающего водителя Джо Рольфа ( Джон Пейн ). Джо доставляют в полицейский участок, где его избивают и жестоко допрашивают, требуя сознаться в ограблении и сдать своих подельников. Джо оказывается заслуженным ветераном войны и недоучившимся инженером, который некоторое время назад был осуждён за карточные долги, после чего был вынужден поступить на работу водителем в цветочный магазин. В конце концов, полиция обнаруживает грузовик, на котором было совершено ограбление, и Джо освобождают, однако он теряет работу и становится изгоем, поскольку в местных газетах уже вышла информация о краже более миллиона долларов из банка и об участии в нём Джо.

Чтобы восстановить своё доброе имя и отомстить преступникам, Джо обращается к своему фронтовому товарищу Эдди, работающему барменом. Эдди сводит Джо со своим братом Риком, явно связанным с нелегальным бизнесом. Рик, должником которого, возможно, является Харрис, сообщает ему, что несколько дней назад Харрис сбежал в мексиканский курортный город Тихуана, что, возможно, связано с его участием в ограблении.

Джо едет в Тихуану, и с помощью местного таксиста объезжает все нелегальные игральные клубы и казино в поисках Харриса. Наконец, он выслеживает его за игрой в рулетку в одном из подпольных клубов. На улице заметивший слежку Харрис нападает на Джо с пистолетом, однако Джо справляется с ним, и проходит в гостиничный номер Харриса. Там Джо избивает Харриса и обыскивает его вещи, находя маску и половинку игральной карты, а также телеграмму от Фостера, вызывающую его в курортный город Борадос и билет на самолёт. Кулаками Джо выбивает из Харриса признание в том, что он участвовал в ограблении, а также о том, что он должен делать далее, чтобы получить деньги. Вместе они приезжают в аэропорт, где неожиданно появляется полиция, ведущая розыск Харриса за карточные долги. Когда Харрис пытается достать из кармана документы, полицейские стреляют в него, решив, что в кармане у него находится пистолет.

Джо решает лететь в Барадос под именем Харриса. По дороге из аэропорта на курорт он случайно оказывается машине вместе с молодой привлекательной дочерью Фостера по имени Хелен ( Колин Грэй ).

На курорт уже прибыли Романо и Кейн, и они, как и Джо, пытаются вычислить среди постояльцев как своих партнёров по ограблению, так и его организатора. Тем временем Фостер под видом добродушного и общительного туриста-рыбака следит за участниками ограбления. Кроме того, он приглашает на курорт своего давнего друга, страхового следователя Скотта Эндрюса (Говард Нэгли), который ведёт дело об ограблении, сообщая ему, что Романо и Кейн могут быть связаны с ограблением. Известно, что похищенными из банка деньгами нельзя воспользоваться, так как все номера банкнот зафиксированы, однако Эндрюс подтверждает, что тому, кто поможет поймать грабителей и вернуть деньги положено вознаграждение в размере четверти похищенного.

Тем временем Джо во время игры в покер в холле гостиницы бросает на стол свою половинку карты, надеясь таким образом привлечь к себе внимание других участников ограбления. Сразу после этого Романо забирается в бунгало Джо и обыскивает его. Однако Джо ловит его, избивает и выясняет, что он знает о других участниках ограбления и, в частности, о Кейне.

Джо сближается с Хелен, и следующее утро проводит с ней время около бассейна. Хелен рассказывает, что она учится на юриста, между ними явно возникает взаимная симпатия. Романо прерывает их разговор, вызывая Джо для срочного разговора в бунгало. Вставая из шезлонга, Джо роняет из кармана пистолет, который несколько минут спустя обнаруживает Хелен. Когда Джо заходит в бунгало, на него набрасывается Кейн и начинает его избивать. Оказывается, что они выяснили, что Джо не Харрис, так как в газетах появилось сообщение о том, что Харрис был убит в аэропорту Тихуаны. Кейн уже готов застрелить Джо, но в этот момент в бунгало заходит Хелен с пистолетом Джо. Бандиты уходят, а Хелен говорит, что чувствует, что Джо в опасности и хотела бы помочь ему. Однако, опасаясь за её жизнь, Джо просит её не вмешиваться и держаться от него подальше.

Вечером все трое грабителей получают записку, приглашающую их на тайную встречу на катер, который стоит в порту. Записку разослал Фостер, который вместе с Эндрюсом устроил на катере засаду, рассчитывая арестовать преступников.

Перед тем, как отправиться на катер, Фостер разговаривает с Хелен, которая признаётся ему, что влюблена в Джо, и её не останавливают слова отца о том, что Джо был осуждён. Под видом того, что едет на рыбалку, Фостер предлагает подвезти на своей машине до катера Джо, Романо и Кейна. Джо оказывается первым на борту катера. Заметив деньги на одной из полок в шкафчике, он быстро запирает шкафчик, чтобы остальные не увидели, где лежат деньги. Затем входит Романо, угрожая Джо оружием. Однако Джо говорит, что только он знает, где находятся деньги, и предлагает Романо застрелить Кейна, чтобы увеличить свою долю за его счёт. Романо убивает Кейна, но затем вновь направляет пистолет на Джо.

В этот момент в дверях появляется Фостер, фактически спасая Джо. Хотя Фостер утверждает, что он полицейский, Джо догадывается, что он был организатором преступления, так как он единственный, кто знает Харриса в лицо. Джо неожиданно толкает Романо, тот стреляет в Фостера, но и сам гибнет от пули в драке с Джо. Джо приподнимает умирающего Фостера, который просит не говорить Хелен о его участии в ограблении. Появляется Эндрюс вместе с полицейскими, которым Фостер заявляет, что Джо помог ему вычислить Харриса и не имеет отношения к преступлению. Джо не возражает, чтобы таким образом спасти себя и репутацию Фостера.

Через некоторое время Эндрюс говорит Хелен, что перед смертью Фостер благословил её роман с Джо, и она обнимает возлюбленного.

В ролях

В титрах не указаны

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Продюсер Эдвард Смолл более всего был известен своими работами в приключенческом жанре. Вместе с тем он продюсировал и некоторые фильмы нуар , среди них «Идти преступным путём» (1948), « Секреты Нью-Йорка » (1955) и « Нагая улица » (1955), а также работал в продюсерской команде таких значимых фильмов жанра, как « Грязная сделка » (1948) и « Свидетель обвинения » (1957). Кроме того, Смолл в разном качестве участвовал в продюсировании трёх нуаров Карлсона — « Скандальная хроника » (1952), «Тайны Канзас-Сити» (1952) и « Ривер-стрит, 99 » (1953) .

Для Смолла, Карлсона и актёра Джона Пейна фильм «Тайны Канзас-Сити» (1952) стал одним из лучших в их карьерах. Они также совместно работали над ещё одним сильным фильмом нуар « Ривер-стрит, 99 » (1953), а Карлсон и Пейн — также над цветным приключенческим нуаром « Адский остров » (1955) . Среди других заметных работ Карлсона , который считается одним из ведущих режиссёров жанра фильм нуар категории В , также фильмы « Скандальная хроника » (1952), « Узкое место » (1955) и « История в Феникс-сити » (1955) . Актёр Джон Пейн в начале 1940-х годов стал звездой благодаря мюзиклам, таким как « Серенада Солнечной долины » (1941), драме « Остриё бритвы » (1946), а также рождественской сказке « Чудо на 34-й улице » (1947). Затем Пейн удачно сыграл в нескольких фильмах нуар , к которым помимо фильмов Карлсона относятся также « Кража » (1948), « Преступный путь » (1949) и « Оттенок алого » (1956) . Колин Грэй сыграла свои лучшие роли в таких значимых фильмах нуар , как « Поцелуй смерти » (1947), « Аллея кошмаров » (1947), « Спящий город » (1950) и « Убийство » (1956) . Во время съёмок фильма «Тайны Канзас-Сити» (1952) у Грэй начался роман с Пейном , вскоре они снова сыграли вместе в вестерне « » (1953) .

Оценка критики

Сразу после выхода фильма кинокритик Босли Краузер дал фильму весьма нелицеприятный отзыв, написав: «Необычно большое число ударов по лицу, в живот и в пах, этих стандартных демонстраций враждебной злобы бандитов и преступников на экране, является единственной отличительной особенностью этого криминального фильма Эдварда Смолла… Практика жестокости в этом бессмысленном криминальном фильме не ограничивается только преступными и тёмными личностями, которые почти исключительно наполняют этот фильм… основную часть насилия осуществляет герой, бывший осуждённый, который пытается очистить своё имя,… что ни в коей мере не оправдывает его безобразных действий» . По словам Кроутера , фильм «не даёт ничего, кроме упражнений в порочности, выполненных не слишком ловко, которые нацелены исключительно на возбуждение любопытства и жестокости». Характеризуя работу создателей фильма, Краузер пишет, что «сценарий Джорджа Брюса и Гарри Эссекса — это лишённая логики криминальная басня, режиссёрская работа Фила Карлсона монотонна и однообразна, а главная роль сыграна Джоном Пейном скучно и прямолинейно…» .

Сегодня фильм оценивается в основном положительно, хотя отмечается, что он и не лишён недостатков. Критики особенно подчёркивают присущий картине высокий темп повествования, саспенс , экшн и демонстрацию жестокости, не свойственную фильмам того времени. Так, журнал Variety назвал фильм «быстрым, полным саспенса выходом на рынок экшна » . Критик Деннис Шварц сказал, что это «насыщенный экшном фильм нуар с вспышками демонстративной жестокости, хотя саму историю вряд ли можно назвать правдоподобной» . Отметив, что «фильм выполнен в полудокументальом стиле», Шварц пишет: «В полном соответствии с традициями жанра нуар , два озлобленных героя меняются местами и везением, при этом практически не видно разницы между нечистым на руку копом и бывшим уголовником» . Роджер Фристоу также отметил, что постановочная Карлсона в «полудокументальном стиле придала дополнительное ощущение реализма и непосредственности картине» . Натан Сазерн указал на то, что «хотя фильм произведён в рамках норм, установленных кодексом Хейса , он был одним из самых грубых и жестоких в своё время; в этом качестве он сохраняет историческое значение и даже претендует на культовый статус» . Крейг Батлер отметил, что хотя «корни категории В видны в изобилии в этом фильме, но это не мешает ему стать впечатляющим путешествием в мир фильма нуар » . Проводя параллели между режиссёром и главным героем картины, Батлер пишет: «Как герой фильма, так и Карлсон полностью преданы достижению своей цели, даже когда они на 100 процентов не уверены, в чём она заключается… Как и его главный герой, бедный бывший заключённый, которому приходится действовать исключительно с помощью своих мозгов и кулаков, также точно и режиссёр вынужден опираться на свои ограниченные ресурсы,… но каким-то странным образом, дешевизна фильма только усиливает степень его воздействия» . Батлер подытоживает своё мнение словами: «Недостатки фильма не позволяют ему стать классикой, но всё же он доставляет большое удовольствие» .

Критикуя фильм за аморальность, Краузер написал, что тот факт, что герою достаётся вознаграждение, показывает зрителю, что успеха можно добыть нечестными и преступными средствами. Кроме того, он пишет, что фильм содержит «очевидный и отвратительный намёк на то, что полиция Канзас-Сити не только груба и жестока с подозреваемыми, но и применяет безнравственные методы допроса с пристрастием» . Роджер Фристоу, однако, отмечает, что тема полицейской жестокости «через некоторое время станет чрезвычайно распространённой в кино» . Фристоу приводит слова самого Карлсона о том, что его жестокие картины значительно опередили своё время, и впоследствии «копировались и снова копировались много раз». Однако вклад самого Карлсона оценён не был, «так как он никогда не был известной публичной фигурой» .

Касаясь сценария, Батлер обратил внимание на слабость и непродуманность самой истории: «Сценарий начинается с великолепного хитроумного ограбления, которое приводит всё в движение, но слишком быстро правдоподобность происходящего начинает теряться. Следуют многочисленные сюжетные повороты и запутывание следов, и кажется, что авторы сценария просто не знают, что делать дальше» .

Критики в основном положительно характеризовали режиссёрскую работу Карлсона , отметив его способность управлять актёрами, поддерживать высокий темп повествования, а также умение формировать атмосферу с помощью изобретательного визуального ряда, включающего необычные ракурсы и сверхкрупные планы. Фристоу приводит слова критика Леонарда Молтина, написавшего: «Когда смотришь фильмы „Тайны Канзас-Сити“, „ Скандальная хроника “ (оба — 1952) и особенно головокружительную „ Историю в Феникс-сити “ (1955), создаётся ощущение, что Карлсон мог бы стать ведущим мастером нуара ». Но, заключает Фристоу, «к сожалению, Карлсон так и не поднялся до фильмов категории А. Его самым большим коммерческим успехом стал фильм „ “ 1973 года» . Variety пишет: «За исключением развязки, режиссёр Фил Карлсон управляет своими актёрами в жестокой беспощадной атмосфере, развивая скорость по ходу повествования» . Батлер обращает внимание на умение Карлсона грамотно выстроить кадр, чтобы «подчеркнуть противостояние и вдохнуть в сцену порой недостающий ей смысл… Даже если часть сюжета выглядит немного натянутой, то Карлсона это не пугает; он просто использует один из своих фирменных сверхкрупных планов, чтобы наполнить сцену нужным ему содержанием» .

Актёрская работа Пейна вызвала противоречивые отклики: Краузер посчитал её откровенно неудачной, по мнению Батлера его игра вызывает вопросы, «так как он тяготеет к безликости; но его работа крепкая, а тот факт, что у него нет устоявшегося экранного образа заставляет нас гадать, каковы его намерения и добьётся ли он своих целей» . С другой стороны, Variety положительно охарактеризовал работу Пейна , написав, что он «создаёт впечатляющий портрет безжалостного аутсайдера, который раскалывает банду» .

Батлер высоко оценил игру других актёров, написав: « Карлсону помогают его актёры, где Престон Фостер и Ли Ван Клиф великолепны в ролях плохих парней, а восхитительная Колин Грэй ужасно привлекательна работа в качестве хорошей девушки» . По мнению же негативного настроенного Кроутера , « Нэвилл Брэнд , Джек Элам и Престон Фостер не сияют в своих ролях, а смотрятся как тусклые представители мира жестокости, которая наполняет и разъедает этот жалкий фильм» . С другой стороны, Фристоу отмечает, что " Джек Элам , Нэвилл Брэнд и Ли Ван Клиф , которые играют трёх преступников,… вскоре стали известны своими ролями бандитов в кино и на телевидении. В частности, взлёт в карьере Ли Ван Клифа наступил в середине 1960-х годов, когда он снялся в нескольких спагетти-вестернах с Клинтом Иствудом , среди них « За пригоршню долларов » (1965) и « Хороший, плохой, злой » (1966) .

См. также

Примечания

  1. от 30 августа 2014 на Wayback Machine Associated Players & Producers [us]]
  2. . Дата обращения: 31 марта 2014. 30 июля 2015 года.
  3. Впервые на экране.
  4. . Дата обращения: 31 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  5. . Дата обращения: 31 марта 2014. 8 сентября 2013 года.
  6. . Дата обращения: 31 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  7. . Дата обращения: 31 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 31 марта 2014. 22 июня 2015 года.
  9. Bosley Crowther. от 29 июля 2017 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 31 марта 2014. 31 марта 2014 года.
  11. Dennis Schwartz. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine
  12. Roger Fristoe. от 31 марта 2014 на Wayback Machine
  13. Nathan Southern. от 7 мая 2014 на Wayback Machine
  14. Craig Butler. Review. от 23 января 2014 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Тайны Канзас-Сити