Interested Article - Вид Делфта

Современная фотография, сделанная предположительно с того места, с которого писал свой пейзаж Вермеер

«Вид Делфта» ( нидерл. Gezicht op Delft ) — одна из наиболее известных картин голландского живописца Яна Вермеера , на которой изображён родной для художника город Делфт . Является одной из самых больших по размеру картин Вермеера и одним из двух его известных пейзажей (другим является « Маленькая улица », 1657).

Композиция картины

Вермеер показал город с юго-востока от канала реки . Время действия — утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 утра. Сравнивая эту картину с рисунками и гравюрами других авторов, можно сделать вывод, что Вермеер для более гармоничной композиции несколько изменил реальный вид Делфта, в частности, здания на самом деле были выше и уже. Слева направо изображены: пивоварня «Попугай», Кетельские ворота, Схидамские ворота, башня Новой Церкви, Роттердамские ворота. К настоящему времени сохранилось лишь здание арсенала (его крыша видна позади Схидамских ворот), остальные здания, изображённые Вермеером, не сохранились, даже обе церкви впоследствии были перестроены, шпиль Новой Церкви после пожара в 1872 году был заменён. Осталась неизменной только форма гавани.

Картина делится по горизонтали на четыре неравных пространственных плана: высокое небо, здания на противоположном берегу, вода и передний прибрежный план. Удивительного ощущения глубины пространства, создающего настроение покоя и умиротворённости, Вермеер достиг с помощью тональных и цветовых контрастов: тёмные облака в верхней части картины, спокойствие воды и просветлённость дальнего плана. В правой части среднего пространственного плана, за тёмным силуэтом двубашенных городских ворот светится желтоватая стена. Эта деталь, придающая картине ещё большую глубинность, издавна волновала многих ценителей голландской живописи. В одном из эпизодов экстравагантного романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (1913—1927) писатель Берготт восхищается именно этой деталью картины — жёлтым пятном стены, которое «держит» всю композицию: «„Вот так мне надо было писать“, — думал он. Берготт вдруг ощутил, что его творчество стало слишком сухим и безжизненным, и он охотно променял бы все свои произведения на волшебную живопись этого жёлтого пятна». Этот эпизод использовал шведский писатель и искусствовед Петер Корнель в собственном произведении — воображаемых комментариях к несуществующей рукописи (1987) так называемого нелинейного письма, или интерактивной литературы . В данном случае мы видим феномен отражения изображения в слове .

Марсель Пруст писал об этой картине Вермеера, которую он видел в музее Гааги 18 октября 1902 года, своему другу, художественному критику Ж.-Л. Водуае: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Делфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире» (письмо от 2 мая 1921 г.) . В романе «Пленница» герой « В поисках утраченного времени » Берготт умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине.

В 1696 году знаменитая впоследствии ведута была продана за 200 гульденов. В 1822 году Маурицхёйс приобрёл картину уже за 2900 гульденов.

В 2011 году Королевский нидерландский монетный двор выпустил памятные серебряную и золотую монеты достоинством в 5 и 10 евро с изображением ведуты .

Примечания

  1. К. Kaldenbach. Discovering Hidden Corners in Delft
  2. Корнель П. Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи. — СПб.: Азбука-классика, 1999
  3. Власов В. Г. Искусствознание против искусства. Изображение и интермедиальная реалистика // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2017. — № 4 (60)
  4. Пруст М. Пленница. — М: Художественная литература, 1990
  5. Michael Alexander. (англ.) . Coin update (15 апреля 2011). Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано из 21 августа 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Вид Делфта