Interested Article - Церковная фабрика
- 2020-05-18
- 1
Церко́вная фа́брика ( лат. Fabrica ecclesiae ) — часть церковного имущества, предназначенная для церковно-строительных и богослужебных целей.
История
В первые века христианства все церковное имущество предназначалось на служение всем нуждающимся в призрении. Как миряне, так и духовные лица, если они не имели собственных средств и не могли существовать на свой заработок, жили исключительно на счёт церковного имущества. Из этого же источника покрывались церковно-строительные и богослужебные издержки.
Значительно увеличившееся с торжеством христианства церковное имущество уже в V веке делится на четыре части, из коих одна часть идёт в пользу епископа ( лат. quarta episcopi ), другая — в пользу клира ( quarta cleri ), третья — в пользу бедных ( quarta pauperum ) и четвёртая — в пользу фабрики, то есть на церковно-строительные и богослужебные издержки ( quarta fabricae ).
Позднее, с образованием приходов , аналогичный раздел имущества происходит и в них: здесь различают двоякое имущество — служащее для обеспечения приходского богослужения и идущее на содержание духовных должностных лиц в приходе. Канонисты в каждом из этих имуществ усмотрели субстрат для двух фиктивных лиц, из которых первое назвали фабрикой, а другое — бенефицией . Кроме вышеуказанной квоты из церковного имущества, доход фабрик как епископской церкви, так и приходской составлялся из сборов, производимых во время богослужения, и из сумм, взимаемых церковью за продажу могильных мест , за колокольный звон, за отдачу в наем стульев и вообще мест для сидения в церквях и т. п.
Фабрика имеет целью поддержание церковных строений; но в случае её несостоятельности эта обязанность (Baulast) возлагалась субсидиарно ещё со времён франкского государства на целый ряд лиц, начиная с владельцев церковной недвижимости и кончая общиной мирян. Регламентирование этой строительной тягости впервые было сделано Триентским собором , по определению которого она в патронатских церквях лежит на патроне, а в тех церквах, где патрона нет, — на целой градации лиц, субсидиарно обязанных. Каждое из них обязано под страхом цензур и даже гражданских наказаний прийти на помощь фабрике.
Управление фабрикой в епархиях принадлежало капитулам , в приходах — . В разных странах был привлечён к более или менее деятельному участию в управлении фабрикой и мирской элемент. Раньше, чем в других странах, произошло это во Франции , где для управления делами фабрики выбирались с согласия духовенства особые администраторы — так называемые .
Революция , секуляризовав церковное имущество, уничтожила фабрику; но в 1801 году по конкордату с папой церковные имущества были возвращены и фабрики восстановлены. В 1803 году было указано, что возвращённое фабрике имущество должно состоять под управлением маргильеров, назначаемых префектом по представлению мэра или кюре .
Управление фабрикой
В настоящее время управление делами фабрики ведут:
В состав совета входят, во-первых, непременные члены — кюре и местный мэр; во-вторых, члены переменные, числом 9 или 5, смотря по численности членов общины. Из числа маргильеров 5 из 9 или 3 из 5 назначаются епископом, остальные — префектом. Срок службы — 6-летний. Совет из своей среды избирает председателя, но ни кюре, ни мэр им быть не могут.
Бюро маргильеров есть власть исполнительная. В его состав входят кюре и три члена, выбранные советом из своей среды. Бюро выбирает себе председателя (не кюре), секретаря и казначея. Через год один из маргильеров выходит по жребию и заменяется новым из состава совета. Вследствие взгляда французского законодательства на фабрику как на «публичное установление, существование которого может лечь бременем на бюджет общин и государства», фабрики во Франции подлежит большим стеснениям и контролю со стороны государственной власти.
В других католических странах управление фабрикой зависит от системы отношений между государством и церковью, но в основном находится в руках церковной общины. В евангелической церкви фабрика принципиально существует, но управление ею ничем не отличается от управления другими церковными имуществами и принадлежит церковной общине. В православных церквах Востока, как и России, фабрики как специального имущества для покрытия церковно-строительных и богослужебных издержек не существовало и не существует.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Permaneder, "Die Kirchl. Baulast" (Мюнхен, 1890)
- Helfert, "Von d. Erbanung, Erhaltung u. Herstellung d Kirchl. Gebäude" (Прага, 1834)
- Affre, "Traité de l'administrat. temporelle des paroisses" (П., 1890)
- Pinel-Beaufîn, "Législat. génér. des fabriques des égl. cath. de France" (Пар., 1894)
- Библиографию см. у Friedberg, "Lehrbuch d. Kath. u. ev. Kirchenrechts" (Лпц., 1895).
- 2020-05-18
- 1