Interested Article - Электрофон

Типичный радиограммофон 1950-х годов
Стереофонический электрофон 1-го класса «Вега-109» (СССР) с ЭПУ фирмы en ( Польша )
Стереофонический электрофон 2-го класса «Аккорд-201», 1974 г., СССР
Монофонический электрофон 3-го класса «Россия-323» 1984 г., СССР

Электрофо́н — по принятой в СССР терминологии — электроакустический аппарат, конструктивно объединяющий электропроигрыватель (ЭПУ) , полный усилитель мощности сигналов звуковой частоты и бытовую встроенную или выносную акустическую систему , предназначенный для воспроизведения звука с грампластинок .

В быту электрофон обычно называли прои́грывателем , но официальный термин « электропроигрыватель » обозначал аппарат, не имеющий встроенного усилителя (кроме, может быть, усилителя-корректора ) . До конца 1950-х годов в СССР устройства, аналогичные электрофону, назывались «радиограммофонами» , иногда «электрограммофонами», «радиопатефонами» и т. п. Лишь к началу 1970-х был установлен термин «электрофон».

Устройство

Основным узлом всех электрофонов является электропроигрывающее устройство (ЭПУ), выполненное в виде функционально законченного блока. В состав ЭПУ входят электродвигатель, массивный диск, тонарм с головкой звукоснимателя и различные вспомогательные устройства: автостоп, автомат для установки звукоснимателя на вводную канавку грампластинки, микролифт для плавного опускания и подъёма головки звукоснимателя и т. д.

Таким образом, электрофон можно представить как ЭПУ, помещённое в корпус с источником питания , органами управления, усилителем и акустической системой . В отличие от электропроигрывателя — электрофон не требует каких-либо дополнительных устройств для воспроизведения грамзаписи.

История

Своим появлением электрофоны (как и электропроигрыватели) обязаны одной из первых систем звукового кино « Вайтафон » . Фонограмма фильма воспроизводилась с грампластинки электрофоном, привод вращения которого был синхронизирован с валом протяжки киноплёнки кинопроектора . Новая технология электромеханического звуковоспроизведения обеспечивала громкое озвучивание, качеством много выше прежних «граммофонных» стандартов кинопоказа — «Гомон Хронофон» и других .

Первый электрофон в СССР был разработан в 1932 году и получил название ЭРГ («Электрорадиограммофон») . Предполагалось, что его производство будет развернуто на Московском электротехническом заводе «Мосэлектрик», но этого не произошло. Советская промышленность в предвоенные и военные годы производила в основном проигрыватели граммофонных пластинок без встроенных усилителей мощности, а первый электрофон массового производства был выпущен лишь в 1953. Он имел название УП-2 («универсальный проигрыватель») вильнюсского завода «Эльфа» . Он был собран на трёх радиолампах и мог воспроизводить как обычные в то время пластинки со скоростью проигрывания 78 об./мин., так и долгоиграющие пластинки со скоростью проигрывания 33 об./мин. В электрофоне «УП-2» ещё использовались сменные стальные «патефонные» иглы.

В 1957 г. был выпущен первый советский электрофон, пригодный для воспроизведения объёмного звука — «Юбилейный-Стерео». Это было высококачественное устройство, имевшее уже три скорости вращения (была добавлена скорость 45 об./мин. — стандартная в США), встроенный усилитель на семи лампах и две выносные акустические системы. Но и стоимость «Юбилейного» по тем временам была очень высока — 1200 рублей (до денежной реформы 1961 года) при средней зарплате в стране в то время около 700 рублей .

Термин «электрофон» впервые упомянут в № 6 журнала « Техника — молодёжи » за 1934 год как название прибора, по принципу действия аналогичного патефону, но с электродвигателем вместо пружинного привода. Такой аппарат показан в мультфильме « Одна из многих » 1943 года. Затем, после длительного перерыва, официальное название «электрофон» (а не «радиограммофон») в тепершнем значении (то есть, не только с электродвигателем, но и с электронным усилителем) впервые получило устройство «Молодёжный», выпускавшееся с 1965 года. Оно же стало одним из первых электрофонов, в которых ЭПУ было выполнено в виде унифицированного блока. В «Молодёжный» устанавливалось III-ЭПУ-20 или II-ЭПУ-40 .

Первым транзисторным электрофоном в СССР стал «Концертный-3», выпускавшийся с 1967 года, но ламповые электрофоны продолжали выпускаться до 1980 года. Любопытно, что наиболее долго выпускавшаяся устаревшая модель называлась «Юность» .

Всего в СССР производилось около 40 различных моделей электрофонов. Начиная с 1980-х годов некоторые из них комплектовались импортными ЭПУ (чаще всего — польскими, фирмы Unitra). Из необычных конструкций стоит отметить электрофон « Каравелла-203-стерео », выпускавшийся с 1982 года на кировском заводе «Ладога». Грампластинка в нём воспроизводилась в вертикальном положении, а игла тонарма перемещалась прямолинейно по радиусу пластинки, в отличие от традиционного перемещения по дуге. Помимо необычных в то время технических новшеств этот электрофон отличался и «футуристическим» внешним видом .

Современность

В России разработка и производство электрофонов в целом прекратились с распадом СССР, хотя небольшие партии из старого задела деталей выпускались до 1994 года. Использование грампластинок как носителей аудиозаписей в 1990-е годы существенно снизилась, и много электрофонов пользователи выбросили из-за ненадобности или по причине отказов. Производители бытовой электроники из Юго-восточной Азии, по выражению журналистов, «подхватили упавшее знамя», возобновив выпуск проигрывателей грампластинок, встроенных в музыкальные центры .

С 2006 года продажи грампластинок демонстрируют устойчивый рост , поэтому электрофоны стали вновь покупаемы. На отечественном вторичном рынке бытовой электроники постоянно находится в продаже множество моделей советского производства и запчастей к ним, а зарубежные производители выводят на рынок новые модели электрофонов. Но большинство меломанов и любителей так называемого «винилового звука» обычно предпочитают электрофонам проигрыватели, так как им не нужно платить за встроенный усилитель и акустические системы, которые в дешёвых моделях имеют невысокое качество, а необходимое оборудование у всякого искушённого пользователя практически всегда уже имеется.

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 17 мая 2019. 11 января 2020 года.
  2. Прозоровский Ю. Н. Радиограммофон. — М.-Л.:Госэнергоиздат, 1950
  3. Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
  4. Д. Меркулов. . Архив журнала . « Наука и жизнь » (август 2005). Дата обращения: 7 января 2015. 7 января 2015 года.
  5. Oliver Chesler. (англ.) . Time Machine . Wire to the Ear (15 июня 2012). Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано из 9 января 2015 года.
  6. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  7. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  8. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  9. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  10. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  11. . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  12. . Дата обращения: 6 ноября 2013. 11 декабря 2013 года.

Литература

  • Анисимов Н. В. Транзисторные радиоприёмники, радиолы, электрофоны, магнитофоны. Справочник. — Киев: Техніка, 1980.
  • Дегрелл Л. Проигрыватели и грампластинки / Перевод с венгерского В. К. Пискарева под редакцией Ю. А. Вознесенского. — М.:Радио и связь, 1982.
Источник —

Same as Электрофон