Interested Article - Конан

Ко́нан ( англ. Conan ) — воин-варвар из Киммерии , придуманный Робертом Ирвином Говардом в цикле повестей о Хайборийской Эре , написанных в жанре фэнтези и издававшихся в журнале « Weird Tales ». Персонаж книг, комиксов, кинофильмов и компьютерных игр, один из наиболее популярных фантастических персонажей XX века . В книгах Говарда Конан описан как умелый воин, наёмник и путешественник, любимец женщин, сражающийся ради богатства и развлечения, но не лишённый благородства. В адаптациях его образ часто делали более героическим, представляя Конана как борца со злом.

После смерти Говарда серия произведений про Конана по инициативе Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера была продолжена другими литераторами и в настоящее время насчитывает многие десятки томов. Среди авторов, писавших о Конане, — Роберт Джордан , Пол Андерсон , Стив Перри . Ряд российских писателей также издали книги о Конане и Хайбории под иностранными псевдонимами ( Олаф Бьорн Локнит , Поль Уинлоу , Дуглас Брайан и др.).

О Конане сняты два фильма с Арнольдом Шварценеггером в 1980-е, один с Джейсоном Момоа в 2011 году, телесериал с Ральфом Мюллером и мультсериал. Все эти картины почти не связаны сюжетно с рассказами Говарда и заимствуют из них лишь сам образ персонажа и отдельные элементы Хайборийской вселенной.

Внешность и личные качества

Внешность Конана описывалась Говардом часто и подробно. Это высокий мускулистый человек с длинными чёрными волосами и ярко-синими глазами. Бороды и усов Конан не носит . Конан обладает огромной физической силой и звериной выносливостью, но при этом ловок и проворен «подобно дикой пантере». Привлекателен для женщин. Он хорошо владеет большинством видов оружия, но чаще всего использует меч или топор . Одежда Конана, не считая доспехов , меняется в зависимости от текущего рода деятельности и места жительства — как правило, он приспосабливается к местной военной моде. Вопреки распространённым иллюстрациям, в частности, Фрэнка Фразетты и Луиса Ройо , в рассказах Говарда Конан появлялся полуобнажённым лишь несколько раз.

Конан наделён способностями прирождённого лидера и полководца; он быстро завоёвывает расположение воинов и одерживает победы, командуя ими (но, как правило, Конану не удаётся сохранить плоды своих побед). При этом киммериец почти не амбициозен: будучи в подчинении у других, он исполняет их приказы и легко оставляет даже перспективную службу, едва она ему надоест. Конан имеет пристрастие к красивым женщинам и выпивке, что нередко оборачивалось против него.

Несмотря на варварское происхождение, в ходе своих странствий Конан побывал в самых разных уголках мира и приобрёл обширные познания как в географии, так и в укладе жизни разных народов и рас, а также неплохо изучил человеческую психологию. Он знает все основные языки Хайбореи и умеет на них читать . С детства Конан исповедовал традиционную для киммерийцев веру в воинственного бога Крома , относясь к другим религиям «с терпимостью, присущей варварам». Однако в поздний период он признавался в симпатии к культам Митры и Асуры рассказе «Чёрный Колосс» бог Митра сам указывает на Конана как на своего избранника для защиты королевства Хорайя). Конан не лишён черт расизма , явно характерного для Говарда (в посмертно опубликованной повести «Сокровища Траникоса» Конан спасает от пиктов двух своих врагов, мотивируя это тем, что не может позволить цветным дикарям убить хайборийцев).

Противоречия образа в творчестве последователей

Образ главного героя сильно трансформировался под пером различных авторов, в разные десятилетия писавших «Сагу».

Оригинальный Конан, рождённый в творчестве отца-основателя серии Роберта Говарда, далёк от сглаженного идеализированного героя приключенческой литературы. Он не брезгует преступными промыслами, воровством и пиратством , не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, мстит своим обидчикам с крайней жестокостью — иными словами, довольно сильно напоминает исторических « варваров » ( викингов , германцев времён крушения Римской империи и т. п.). При этом ему присущ свой кодекс чести, от которого он никогда не отступает, и своеобразное обаяние, грубое, но действенное чувство юмора. Конан Говарда скорее прославлял собой грубую первобытную силу и живучесть, особенно заметную на фоне «цивилизованных» людей, и уж точно не являлся «борцом со злом».

С возрастом (тут Говард проявил нехарактерный для авторов фэнтези «психологический реализм») Конан существенно меняется. Захватив трон ради своих амбиций, «узурпатор» постепенно проникается подлинной ответственностью за судьбы страны и правит справедливо, снижая налоговое бремя и заботясь о безопасности своих подданных. Иными словами, несмотря на фрагментарность творчества Говарда, герой претерпевает вполне очевидные метаморфозы: из свирепого, дикого юнца, наводящего страх на дно «города воров», — в умудрённого жизнью полководца и монарха .

Однако в творчестве последователей Конан претерпевал самые разные метаморфозы, сохраняя только внешние приметы оригинала: необычную внешность (сочетание смуглой кожи и чёрных волос с синими глазами), исполинскую физическую силу и виртуозное мастерство в обращении с оружием, присловье «клянусь Кромом» да большую любовь к женскому полу. В остальном же в зависимости от «видения» нового автора варвар превращался то в рыцаря- паладина , сражающегося с потусторонним злом, то в лишённого чести и совести проходимца с замашками, напоминающими современных уголовных преступников, то в комического недотёпу, наделённого чудовищной физической силой при весьма скудном рассудке, а то и вовсе в без пяти минут современного интеллектуала, склонного между кровавыми сражениями предаваться размышлениям о природе насилия.

Книжная биография

Конан — сын киммерийского кузнеца , родился прямо на поле боя, когда его беременная мать бросилась с мечом отражать набег ванов. Его дед принадлежал к южному киммерийскому роду, покинул родной очаг из-за кровной мести и после долгих скитаний прибился к одному из кланов севера. Конан участвовал в битвах с тех пор, как смог держать в руках меч, и в 14 лет одним из первых поднялся при штурме на стену крепости Венариум. Вместе с племенем асов Конан сражался против ванов и гиперборейцев, лишь ненадолго посетив Киммерию. К гиперборейцам Конан попал в плен, однако ему удалось бежать на юг, в Замору; оттуда началось его странствие по миру. На момент событий в Башне Слона Конану едва минуло 17 лет .

Одно время Конан назывался предводителем казаков с реки Запорожка:

В широких степях между морем Вилайет и границами самых восточных Хайборейских королевств в последней половине века возникла новая раса, сформированная изначально из сбежавших преступников, разорившихся людей, беглых рабов и солдат-дезертиров. Это были люди, запятнавшие себя многими преступлениями из многих стран, рождённые в степях или сбежавшие из западных королевств. Они звались казаками, что означает «разоритель». Живя в диких открытых степях, не имея никакого закона, кроме своего собственного кодекса, они стали силой, способной бросить вызов даже великому монарху. …
— Мы должны соблазнить Конана покинуть казаков, — сказал внезапно советник. — Их военный лагерь сейчас разбит где-то в нижних плёсах реки Запорожка.


— Кто ты?
— Я — Конан, гетман этих казаков.

Robert E. Howard. The Devil in Iron , p. 18—19, Berkley Publishing Corporation, 1967.

Несколько лет Конан был пиратом , прославившись среди жителей Чёрных королевств как Амра (Лев). После гибели его пособницы Белит и их команды сошёл на берег и стал наёмником. Служил сперва под началом принца Амальрика, вскоре сам стал военачальником, часто меняя хозяев. После свержения королевы Тарамис , у которой он служил, стал вождём кочевников. Враждовал с Туранскими властями. Позднее люди Конана были разбиты войсками царя Йездигерда, и их атаман некоторое время бродил по южным землям в поисках сокровищ.

Вернувшись на север, Конан завербовался в армию Аквилонии и покрыл себя славой, сражаясь против пиктов , быстро дослужившись до генерала. Король Нумедидес, опасаясь его растущей популярности, бросил киммерийца в тюрьму Железная Башня. Конан бежал и вместе с бароном Троцеро возглавил , закончившийся свержением и убийством Нумедидеса. После чего сорокалетний варвар был коронован как Конан I и правил Аквилонией до старости (с небольшим перерывом — см. « Час дракона »), несмотря на многочисленные покушения и заговоры. Первоначально ведя оборонительные войны, Конан из чувства самосохранения был вынужден перейти к нападению. В поздние годы Конан посещал Кхитай и Гирканию, малоизвестные области к северу и к югу от них, а также безымянный континент в западном полушарии .

В браке с Зенобией у Конана родились два сына и дочь. Старший сын, Конн, почти точная копия отца, внешне и по характеру, наследовал его трон .

Библиография

Книги о Конане не имеют сквозного сюжета и точной последовательности. В основном это повести об отдельных приключениях в разных частях света, не связанных друг с другом. Роберт Говард пресекал любые попытки выстроить рассказы о Конане в хронологическом порядке, так как, по его мнению, когда воины беседуют друг с другом у костра о делах прошлого, они редко придерживаются какой-то хронологии своих историй, пересказывая то, что вспомнилось в данный момент.

По косвенным признакам — упоминаниям о предыдущих приключениях, возрасте Конана, отдельных сквозных персонажах — библиографы составляют последовательности для чтения, а Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер даже написали соединительные предисловия к повестям. Тем не менее, в деталях эти последовательности часто разнятся.

Р. И. Говард

Часть повестей и рассказов опубликованы посмертно.

Доработаны и опубликованы посмертно:

  • Бог из чаши ( англ. The God in the Bowl , 1952) — отредактировано Л. Спрэг де Кампом
  • Дочь ледяного гиганта ( англ. The Frost Giant’s Daughter , 1953) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Сокровища Траникоса ( англ. The Treasure of Tranicos , 1953) — соавтор: Л. Спрэг де Камп (авторское название «Чёрный чужеземец»)
  • Барабаны Томбалку ( англ. Drums of Tombalku , 1955)
  • Окровавленное божество ( англ. The Blood-Stained God , 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Дорога орлов ( англ. The Road of the Eagles , 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Кинжалы Джезма ( англ. The Flame Knife , 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Ястребы над Шемом ( англ. Hawks over Shem , 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Долина пропавших женщин ( англ. The Vale of Lost Women , 1967)
  • В зале мертвецов ( англ. The Hall of the Dead , 1967) — соавтор: Л. Спрэг де Камп
  • Рука Нергала ( англ. The Hand of Nergal , 1967) — соавтор: Лин Картер
  • Волки по ту сторону границы ( англ. Wolves Beyond the Border , 1967) — соавтор: Л. Спрэг де Камп (единственное произведение, где Конан не появляется, а только упоминается)
  • Рыло во тьме ( англ. The Snout in the Dark , 1969) — соавторы: Л. Спрэг де Камп, Лин Картер

Другие литераторы

В 1990-е «Сага о Конане» стала очень популярой в России. Официально она выпускалась дважды — издательствами «Северо-Запад» (в 1993—1995 годах) и «Азбука» (двумя сериями — малого и большого формата — в 1995—1997 годах).

Что касается книг, выпускавшихся совместно издательствами «Тролль», АСТ и «Северо-Запад Пресс» начиная с 1996 года и до настоящего времени, то, несмотря на наличие иностранных имён на титулах , эти книги не имеют никакого отношения к официальной западной Саге. Подавляющее большинство этих произведений, с точки зрения копирайта являющихся пиратскими, написано под псевдонимами российскими фантастами, в частности, Мартьяновым, Глумовым, Хаецкой и другими. [ источник не указан 3253 дня ] На 2007 год Сага о Конане, выпущенная этими издательствами, включала следующие книги :

  1. Конан и четыре стихии
  2. Конан и боги тьмы
  3. Конан и меч колдуна
  4. Конан бросает вызов
  5. Конан и повелители пещер
  6. Конан и песня снегов
  7. Конан и небесная секира
  8. Конан на дороге королей
  9. Конан принимает бой
  10. Конан и карусель богов
  11. Конан и дар Митры
  12. Конан и ночные клинки
  13. Конан и грот Дайомы
  14. Конан и зеркало грядущего
  15. Кона и время жалящих стрел
  16. Конан и псы войны
  17. Конан и талисман зла
  18. Конан и бич Нергала
  19. Конан и Город пленённых душ
  20. Конан и источник судеб
  21. Конан и сердце Аримана
  22. Конан и багровое око
  23. Конан и призраки прошлого
  24. Конан и воинство мрака
  25. Конан. Варвар из Киммерии
  26. Конан и рыжий ястреб
  27. Конан и пленники бездны
  28. Конан и заговор теней
  29. Конан и копьё Крома
  30. Конан и врата вечности
  31. Конан и алмазный лабиринт
  32. Конан и расколотый идол
  33. Конан и чаша бессмертия
  34. Конан и ледяной страж
  35. Конан и торговцы грёзами
  36. Конан и алтарь победы
  37. Конан и битва бессмертных
  38. Конан и пожиратели плоти
  39. Конан и берег проклятых
  40. Конан и оковы безмолвия
  41. Конан и Владычица Небес
  42. Конан и древо миров
  43. Конан и кольцо власти
  44. Конан и зов древних
  45. Конан и пророк тьмы
  46. Конан и гнев Сета
  47. Конан и храм ночи
  48. Конан и король воров
  49. Конан и подземный огонь
  50. Конан и мятеж четырёх
  51. Конан и клеймо змея
  52. Конан и хозяин океана
  53. Конан и корона мира
  54. Конан и Посланник света
  55. Конан и спящее зло
  56. Конан и звёзды Шадизара
  57. Конан и склеп хаоса
  58. Конан и жрец Тарима
  59. Конан и святилище пиктов
  60. Конан и повелитель молний
  61. Конан и тигры Хайбории
  62. Конан и всадники бури
  63. Конан и след исполина
  64. Конан и слуга тумана
  65. Конан и лик зверя
  66. Конан и обитель драконов
  67. Конан и наследие мёртвых
  68. Конан и закат Аргоса
  69. Конан и Алая печать
  70. Конан и танец пустоты
  71. Конан и посланник мрака
  72. Конан и голос крови
  73. Конан и тень ветра
  74. Конан и принц Зингары
  75. Конан и жемчужина пустыни
  76. Конан и духи гор
  77. Конан и сокровища Тарантии
  78. Конан и нефритовый кубок
  79. Конан и убийцы чудовищ
  80. Конан и странники морей
  81. Конан и путь героев
  82. Конан и владыка леса
  83. Конан и награда наёмника
  84. Конан и Легион Зари
  85. Конан и пламя возмездия
  86. Конан и трон ведьмы
  87. Конан и честь Империи
  88. Конан и месть Бела
  89. Конан и Камень желаний
  90. Конан и Волчья башня
  91. Конан и клятва Варвара
  92. Конан и скипетр мага
  93. Конан и золотая пантера
  94. Конан и легенда Лемурии
  95. Конан и ярость титанов
  96. Конан и тайна песков
  97. Конан и раб талисмана
  98. Конан и поход обречённых
  99. Конан и чары Колдуньи
  100. Конан. Герой Хайбории
  101. Конан и Чёрное солнце
  102. Конан и заложники рока
  103. Конан и Пагода сна
  104. Конан и ритуал Луны
  105. Конан и львы Стигии
  106. Конан и Тёмный охотник
  107. Конан и клыки Асуры
  108. Конан и суд богини
  109. Конан и щит Вендии
  110. Конан и лики Ахерона
  111. Конан и Зачарованный остров
  112. Конан и демоны степей
  113. Конан и Чародеи Юга
  114. Конан и узники Камня
  115. Конан и Красное братство
  116. Конан и Глаз паука
  117. Конан и цепь оборотня
  118. Конан и Фонтан Жизни
  119. Конан и Река забвения
  120. Конан и долина дикарей
  121. Конан и земля призраков
  122. Конан и оракул смерти
  123. Конан и слепой жрец
  124. Конан и неудачник из Аграпура
  125. Конан и морок чащи
  126. Конан и круг времён
  127. Конан и дочь друидов

Кино и игры

Художественные фильмы:
В 1982 и 1984 годах о Конане были сняты два фильма, благодаря исполнению главной роли в которых прославился Арнольд Шварценеггер :

Оба фильма не являются экранизацией каких-либо книг и обладают полностью новым, самостоятельным сценарием, хотя и использующим некоторые идеи и сцены из произведений Говарда и некоторых других книг. По фильму «Конан-разрушитель» Роберт Джордан позднее написал его новеллизацию, которую назвал «Рог Дагота». Третьим, завершающим фильмом должен был стать «Конан-завоеватель» ( англ. Conan the Conqueror ), основанный на повести Говарда «Час дракона», где Конан становится королём Аквилонии. Однако Шварценеггер отказался участвовать в этом фильме, так как срок контракта с ним закончился, и он теперь был занят в фильме « Хищник », а выбранный взамен Кевин Сорбо не хотел играть чужую роль. В результате задуманная трилогия осталась незаконченной. Сценарий переделали, заменив Конана на другого героя Говарда — Кулла из Атлантиды , а фильм назвали « Кулл-завоеватель » (1997) .

В 2011 году была снята ещё одна версия « Конана-варвара » от режиссёра Маркуса Ниспела . В главной роли снялся Джейсон Момоа («Звёздные врата. Атлантида», «Игра престолов», «Лига Справедливости»). Фильм был провален в прокате, заработав чуть больше половины бюджета (48 миллионов долларов при бюджете в 80-90 миллионов) и получил негативные оценки.

О Конане также снят телесериал с Ральфом Мёллером в главной роли и два анимационных сериала — « Приключения Конана-варвара » и « ». Готовится к выходу полнометражный мультипликационный фильм «Red Nails» («Гвозди с красными шляпками») по одноимённому рассказу Роберта Говарда.

К выходу также готовился новый фильм о Конане с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — «Легенда о Конане» ( англ. The Legend of Conan ) , однако в апреле 2017 года проект был закрыт из-за возможных проблем с бюджетом.

Мультсериалы:

Компьютерные игры:

Компании Paradox и Digital Development Management собираются создать новую видеоигру про Конана.

В изобразительном искусстве

Картины американского художника Френка Фразетты , посвящённые Конану, считаются каноническими по части изображения персонажа. Картина Фразетты The Destroyer продана на выставке КомикКон-2010 в Сан-Диего за 1,5 миллиона долларов .

Комиксы

Как персонаж комиксов Конан дебютировал в 1970 году в издательстве Marvel Comics, опубликовавшем первую историю из серии (сценарий Роя Томаса , иллюстрации Барри Смита). Успех этой серии привёл к запуску в 1974 году другой, рассчитанной уже на взрослую аудиторию — чёрно-белой (опубликована импринтом Marvel Curtis Magazines). Созданный Джоном Бушема и Альфредо Алькала по сценариям Роя Томаса, Savage Sword of Conan скоро стал одним из популярнейших комикс-сериалов 1970-х, и теперь считается классикой.

Марвеловские истории о Конане также публиковались в виде газетных стрипов ежедневно и по воскресеньям, с 4 сентября 1978 года до 12 апреля 1981 года Первоначально написанная Томасом и проиллюстрированная Бушемой, газетная серия была продолжена несколькими разными художниками и сценаристами Marvel. Marvel прекратило издавать все комиксы о Конане в 2000 году. В 2003 году Dark Horse Comics приобрели лицензию на публикацию персонажа.

Влияние на культуру

Сага о Конане, хотя и не считается первым современным фэнтези -произведением, является первым произведением в нынешней форме этого жанра, добившимся широкой известности и коммерческого успеха. Подражания циклу и продолжения его фактически создали поджанр «героического фэнтези», «фэнтези меча и магии». Фактически заложенный Говардом канон жанра остаётся единственным, с которым работают фэнтези-авторы. Разумеется, не все подражают Говарду, и наряду с подражательскими, эпигонскими произведениями, «продолжающими традиции» Говарда, существует немало «боевого фэнтези», спорящего с «конаническим» подходом к жанру, полемизирующего, осмеивающего штампы «Саги», «смотрящего под иным углом», но не в силах вырваться из-под влияния заложенного в повестях Говарда о Конане стандарта жанра. Тонгор из романов Лина Картера — не слишком оригинальный слепок с Конана, Мрак авторства Юрия Никитина — «русифицированный», вернее, даже обрусевший Конан, Элрик Мелнибонейский, « антигерой » Майка Муркока, — отчётливый «анти-Конан», Друсс — Легенда из «Дренайского Цикла» Дэвида Гэммела — непрерывная полемика с Конаном и Говардом.

  • Говард допускает в выборе имён и названий только одну заметную ошибку. Негры-пираты не могли дать Конану прозвище Амра. Это слово арабского происхождения. До сих пор льва называют «Симба» даже в тех африканских странах, которые испытали арабо-мусульманское влияние.
  • Стереотипным стал образ Конана как длинноволосого воина с обнажённым мускулистым торсом. Хотя этот образ был создан в большей части фильмами и художниками, нежели собственно книгами, он оказал значительное влияние на другие образы, неоднократно копировался и пародировался .
  • Некоторые параллели с образом Конана прослеживаются в романе Марии Семёновой « Волкодав ». В частности, завязка романа похожа на завязку фильма « Конан-варвар », а в фильме-экранизации «Волкодав из рода Серых Псов» это сходство ещё усилено. Первый тираж романа был издан под рекламным слоганом «Русский Конан» , хотя сама Семёнова отрицательно относится к сравнению Волкодава с Конаном. Как отмечает « Мир фантастики », между самими главными героями нет почти ничего общего: они «не двойники, а во многом даже противоположности… Легкомысленный авантюрист, любитель женщин и вина — и молчаливый отшельник, защитник слабых» .
  • В компьютерной игре Fallout встречаются журналы комиксов «Гронак Варвар», дающие игровому персонажу возможность улучшения навыка боя без оружия.
  • В компьютерной игре The Sims 2: Университет один из видов стипендий для абитуриентов называется «Конан-варвар». Она присуждается подросткам, достигшим высшего уровня навыка «Культура тела».
  • В сериале Wayne главные герой Уэйн время от времени читает комикс о Конане. Также в начале одной из серий видит небольшой сон, где он сидит в боулинг-клубе и общается с доисторическим варваром, а затем совместно они вершат правосудие над мужчиной, который грубо относился к своей семье .
  • Персонажи, пародирующие Конана.
    • Коэн-Варвар , также известный как Чингиз-Коэн, — персонаж нескольких романов Терри Пратчетта о Плоском Мире , девяностолетний старик с артритом, который умеет мастерски сражаться, ограбил храмы всех богов Плоского Мира и периодически спасает девственниц (правда уже почти не помнит — для чего).
    • Герой пилотной серии (производство было остановлено) анимационного сериала «Коргот из Варварии» (действие происходит в далёком будущем, Коргот молчалив, жесток, почти гол, брутален и по-прежнему привлекателен для женщин).
    • Кондон-Варвар из пародийной новеллы «Чудо-Занудо» ( англ. The Boring Beast , 1984) знаменитого фантаста Гарри Тертлдава , где варвар очень брутален, и также присутствуют таверны, принцессы и маги в цитаделях.
    • из цикла произведений .
    • Мультфильм « Ронал-варвар ».

Критика и отзывы

  • Конан занял 4-е место в списке 10 самых главных персонажей фэнтези по версии журнала « Мир фантастики ». Автор назвал Конана эталоном фэнтезийного варвара, добавив, что «он не так прост, как может показаться. Сильный, но ловкий. Дикий, но умный. Амбициозный, честолюбивый, словом — герой себе на уме» .

См. также

Примечания

  1. Говард тепло отзывался об иллюстрациях Наполи, тем не менее, отмечая «черты древнего римлянина, которые не подходят этому типу лица».
  2. Р. И. Говард — «Сокровища Гвалура» (1935)
  3. По Говарду, молиться Крому бесполезно, так как бог только давал жизнь, силу и волю новорождённому, а всё остальное зависело от самого человека.
  4. Из письма Р. Говарда литератору П. С. Миллеру и химику Д. Д. Кларку, 1936 год. См. «Конан из Киммерии» 2002, ISBN 5-04-009113-X , 5-699-11546-3
  5. По утверждению самого Говарда в письме П. С. Миллеру и Д. Д. Кларку, у варвара «не было потомков мужского пола, поскольку он не удосужился найти время и, соблюдая все формальности, сделать какую-нибудь женщину королевой, а его сыновья от наложниц (их у него было внушительное количество) не могли считаться наследниками престола».
  6. Например, Грегори Арчер, Андре Олдмен, Даниел Уолмер. Конан и алтарь победы. — СПб.: Северо-Запад, 1997. — 480 с.
  7. Брайан Д. Конан и дочь друидов. — М.: АСТ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2007. — 414 с. — (Конан). — ISBN 5-17-039221-4 , ISBN 5-93698-357-9
  8. . Дата обращения: 26 августа 2015. 4 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 1 ноября 2010. 10 марта 2016 года.
  10. . Дата обращения: 2 января 2014. 2 января 2014 года.
  11. . Дата обращения: 25 сентября 2014. 21 июля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 23 апреля 2008. Архивировано из 10 октября 2007 года.
  13. Мир фантастики № 95; июль 2011. от 15 марта 2015 на Wayback Machine
  14. .
  15. Михаил Попов. // Мир фантастики . — июль 2006. — № 35 . 26 апреля 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Конан