Interested Article - Владимирский собор 1274 года

Владимирский собор 1274 года архиерейский собор Русской Церкви , проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире . Ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше .

Предыстория

В 1237—1241 годах Русь пережила монголо-татарское нашествие . В условиях тяжёлого кризиса церкви в 1243 году митрополитом стал Кирилл III (ум. 1281). Стержнем его политики было признание власти монголов ради передышки, и в этом он был солидарен с Александром Невским .

Митрополит Кирилл в 1270 году обратился к деспоту (полунезависимому князю) из Болгарии Иакову Святославу и просил его прислать славянский список Кормчей , с толкованиями Зонары и Вальсамона, так как до этого на Руси ходил только славянский текст без толкований.

Новая Кормчая была прислана. Это книга, переведённая около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский, и её стали называть "Кормчая Саввы Сербского". В 1274 году (по некоторым данным в 1273 году) митрополит Кирилл созвал собор для устранения разногласий в церковном праве.

Участники

На соборе присутствовали следующие епископы: Далмат Новгородский , Игнатий Ростовский , Феогност Сарайский и Симон Полоцкий . Там же был поставлен епископом Владимирским архимандрит Серапион Печерский .

Решения

На этом соборе была признана в качестве собрания правил новая Кормчая книга . Известны также 9 определений собора против нестроений:

1. Ограничена симония — поставление в сан «по мзде», установлена фиксированная плата за рукоположение: по 7 гривен за поповство и дьяконство о обоих; оговариваются качества тех, кто собирается стать клириком (должны пройти испытания и быть старше 30 лет);
2. Указывается совершать крещение только в три погружения и запрещается смешивать миро и елей при миропомазании ;
3. Говорится о распространении обычая кулачных боёв в праздники;
4. Перечисляются нарушения в чине проскомидии , которые имели место в некоторых храмах;
5. Говорится о пьянстве клириков и мирян в период «от святыя недели вербныя до всех святых» (в день Вербного Воскресения );
6. Запрещается освящать «кубок за мертвых» диаконам или простым служкам;
7. Говорится о языческом обычае водить невест к воде;
8. О распространении «дионусова праздника» , или « русалии » в Великую субботу (массовые оргии и языческие пляски);
9. О кресте и святой воде .

Значение

Собор способствовал упрочнению церковной дисциплины, уточнению церковной практики.

Примечания

  1. Ивакин Г. Киев в XII—XV веках – Киев, «Наукова думка», 1982 – С. 22

Источники

  • Колобанов В. А. К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных «деяниях» 1274 г. // Труды Отдела древнерусской литературы. М.-Л., 1960. Т. 16.
  • Лаушкин А. В. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половине XIII века // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10.
  • Мелентьев Ф. И. «Правило» митрополита Кирилла и «Поучение к попом» // Макариевские чтения. Русь исконная — Русь крещеная: Материалы XIX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2012. Вып. 19.
  • Печников М. В. К изучению соборных правил 1273 г. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. № 4.
Источник —

Same as Владимирский собор 1274 года