Interested Article - Глаз (символ)

Глаз , как духовно-религиозный символ , будучи органом зрения , тесно связан со светом , способностью духовного видения , познания и открытия истины .

А поскольку зрение, это своего рода отражение окружающего мира в душе человека, глаз и сам стали считать зеркалом души, считая что отражение души можно увидеть в глазах человека извне .

Дурной глаз

С представлением о глазах, как о зеркале души связано и архаическое представление о том, что глаза способны излучать некую духовную энергию. В суевериях многих народов недобрый взгляд злого и/или обладающего магической силой существа способен нанести вред наблюдаемому. Так взгляд Медузы Горгоны , героини греческих мифов , был способен превращать в камень, а злой взгляд Балора , короля фоморов в ирландской саге действовал, когда четверо мужчин поднимали веко его глаза. Для защиты от дурного глаза люди изготавливали различные амулеты , это суеверие живо и поныне.

В Древнем Египте

Соколиный глаз Гора

Как глаз часто ассоциируется с солнцем в микрокосме , который нередко видят в человеке, так и Солнцу многие народы поклонялись или поклоняются как всевидящему оку божества (к примеру, семанги , бушмены , огнеземельцы ) . Подобный культ был и в Древнем Египте, и, в частности, был связан с сокологоловым богом Гором , правый и левый глаза которого ассоциировались с солнцем и луной . Стилизованное изображение левого соколиного глаза Гора (луны) известно как Уаджет . Его использовали для амулетов , символизировавших различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия .

В России

С конца XVIII века символ, называемый « Всевидящее око » появляется в оформлении русских храмов . Имеет и другое название — Око провидения — выражение, пришедшее в русский язык из христианства, и означающее «промысел Всевышнего, всеведение Божие» . Позднее аналогичные изображения начинают выполнять на иконописной доске, как иконы . Они получили широкое распространение в середине XIX века .

До середины XVIII века символ использовался в качестве различных изображений на боевых знамёнах . В XIX веке неоднократно можно встретить изображения на медалях .

Православная икона

С конца XVIII — пер.пол. XIX веков изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие», являющаяся символико-аллегорической композицией на слова Священного писания о неусыпно всевидящем и всеведущем Христе. Идея иконы восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18) .

Русский классицизм

Начиная с XVIII века в России распространяется западноевропейский вариант трактовки Всевидящего ока, связанный с влиянием, в частности масонства.

Египетские мотивы классицизма проникали в русское искусство ( ), стремящееся не отставать от моды. Главными их распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр Сергеевич Строганов . Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии» .

Другое

Изображение «Всевидящего ока» используется на Большой печати США , откуда оно попало на американскую однодолларовую купюру . Также «Всевидящее око» размещено на аверсе медали «В память Отечественной войны 1812 года» .

Примечания

  1. Meslin, Michel. / Thomson Gale. — Encyclopedia of Religion. — 2005. — Т. 5. 20 ноября 2015 года.
  2. Ганс Бидерманн, научн. редактор русского перевода И. С. Свенцицкая . Глаз // . — М. : Республика, 1996. — С. —56. — 336 с. — ISBN 5-250-02592-7 .
  3. Шеркова Т. А. // Вестник древней истории . — 1996. — № 4 . 19 сентября 2012 года.
  4. . Дата обращения: 28 февраля 2015. 22 октября 2017 года.
  5. . Дата обращения: 4 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  6. . Дата обращения: 20 апреля 2015. 27 апреля 2015 года.
  7. . Дата обращения: 3 мая 2020. 7 марта 2016 года.
  8. от 22 октября 2017 на Wayback Machine // Иконы России.
  9. В. А. Дубровина. Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков

Литература

  • Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии : [сборник статей] / ред. . — М. : РГГУ , 2014. — (Традиция - текст - фольклор. Типология и семиотика). — ISBN 978-5-7281-1565-6 .
  • Бидерманн Г. Глаз // / научн. редактор русского перевода И. С. Свенцицкая . — М. : Республика, 1996. — С. —56. — 336 с. — ISBN 5-250-02592-7 .
  • Виноградова Л. Н. // Славяноведение . — 2015. — № 5 . — С. 59—64 .
  • Майер П. В. // XVII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944—1995): Сб. статей. — Ярославль, 2013. — С. 188—209 .
  • Глаза / Н. И. Толстой // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 500—502. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Филатов В. В. Всевидящее око // Словарь изографа. — М. : ПСТБИ , 1997. — С. 46—47. — 288 с. — ISBN 5-86240-106-7 .
  • Blodi F. C. // Documenta ophthalmologica. — 1988. — Т. 68. — №. 3. — P. 401—421.
  • Foster E., Pilkington J. G. . — 1873. — 839 p. — P. 259—260.
  • Henning A. // Klinische Monatsblätter für Augenheilkunde. — 2003. — Т. 220. — №. 4. — С. 284.
  • Henning A. // Wurzburger medizinhistorische Mitteilungen / im Auftrage der Wurzburger medizinhistorischen Gesellschaft und in Verbindung mit dem Institut fur Geschichte der Medizin der Universitat Wurzburg. — 2004. — Т. 24. — С. 329—340.
  • Meslin, Michel. Eye // / Lindsay Jones. — 2-nd. — Thomson Gale, 2005. — Т. 5. — С. 2940—2943. — ISBN 978-0-02-865733-2 .
  • Trompoukis C., Kourkoutas D. // Canadian Journal of Ophthalmology / Journal canadien d’ophtalmologie. — 2007. — Т. 42. — №. 3. — P. 455—459.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Глаз (символ)