Interested Article - Человек с киноаппаратом
- 2021-09-17
- 1
«Челове́к с киноаппара́том» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссёра Дзиги Вертова , выпущенный на экраны в 1929 году .
В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён . В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён . В списке ста лучших украинских фильмов по версии кинокритиков, составленном в 2021 году, фильм занимает 3-е место .
Авторский замысел
«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «киноглаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра . Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника . Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.
В начале фильма даётся авторская характеристика фильма:
Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кинопередачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.
Одним из главных персонажей фильма стал киносъёмочный аппарат, роль которого выполнила самая популярная в те годы французская камера
Debrie Parvo
. Она же, благодаря своей компактности, позволила снимать с самых неожиданных точек,
продемонстрировав
возможности «нового зрения»
. С помощью анимации камера на штативе «оживает», становясь альтер эго создателей фильма.
Сюжет
Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка , ускоренная съёмка , совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее. На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы , Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным . На базе отснятого материала жена режиссёра Е. Свилова смонтировала практически абстрактный в своей бессюжетности фильм.
Симфония монтажа
Человек с киноаппаратом находится в самом центре жизни, он вместе с ней дышит, слышит, ловит ритмы города и людей. Камера в руках человека не только средство фиксации жизни, а главный её участник.
Вертов отринул титры как элемент литературного повествования и открыл способ передачи смысла чисто кинематографическими средствами — через сложнейшие приёмы визуального сопоставления и ассоциативного монтажа. Сгущённость монтажных решений оставляет впечатление, что на экране за один раз происходят полдюжины разных событий, что отражает плотность чувственных ощущений в условиях современной городской жизни .
Джим Хоберман назвал «урбанистическую симфонию-калейдоскоп» Вертова кинематографическим эквивалентом джойсовского « Улисса »: благодаря визуальной рифмовке «каждый кадр вписан в те или иные ассоциативные ряды» . По словам киноведа, «Человек с киноаппаратом» — главный кандидат на звание фильма с наибольшей плотностью монтажных склеек . Именно монтаж наполняет смыслом проносящиеся образы. В этом панегирике человеческому труду как процессу преобразования реальности цикл кинопроизводства сопоставлен с индустриальным конвейером , а ритмы обычного дня уподоблены круговращению жизни и смерти .
Вертов предлагает зрителям поставить себя на место кинематографистов, приглашает их воспринимать киноизображение (и, как следствие, окружающий мир) творчески . На протяжении фильма внимание всё время заостряется на том, как кинооператор и монтажёр не столько фиксируют, сколько заново конструируют окружающую их действительность.
Звуковое сопровождение
Фильм немой, хотя его показ в кинотеатрах и сопровождался живой музыкой. Для современных переизданий было создано более десяти саундтреков . На рубеже XX и XXI вв. над звуковой дорожкой к фильму работали Alloy Orchestra (1995) , Biosphere (1996), (1999), The Cinematic Orchestra ( Man with a Movie Camera , 2002), Майкл Найман (2002) и многие другие.
Примечания
- В некоторых кадрах мелькают утраченные ныне памятники архитектуры — как, например, Страстной монастырь на Пушкинской площади , небоскрёб Гинзбурга в Киеве и др. Начальные кадры — интерьер лучшего в Киеве кинотеатра на Крещатике , принадлежавшего до революции предпринимателю А. Шанцеру (не сохранился)
Источники
- . studiodaily . 2012-08-01. из оригинала 5 февраля 2021 . Дата обращения: 1 августа 2012 .
- . BBC News (1 августа 2014). Дата обращения: 1 августа 2014. 4 июня 2018 года.
- . Дата обращения: 1 августа 2014. 26 января 2017 года.
- . Дата обращения: 1 августа 2014. 6 августа 2014 года.
- (укр.) . Детектор Медіа . www.bbc.com (25 июня 2021). Дата обращения: 4 июля 2021. 6 июля 2021 года.
- , с. 63.
- . Дата обращения: 12 августа 2012. 12 ноября 2011 года.
- ↑ The Village Voice Film Guide . ISBN 978-0-471-78781-5 . Pages 163—164.
- на YouTube
- Дмитрий Масуренков. № 4 . 16 октября 2012 года. // « » : журнал. — 2007. —
Литература
- Масуренков Д. Кинематограф. Искусство и техника. Часть 2 № 6 . — С. 62—64 . // MediaVision : журнал. — 2011. —
Ссылки
- на YouTube
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте AllMovie
- MacKay, John. « .»
- 2021-09-17
- 1