К объединению/15 апреля 2022
- 1 year ago
- 0
- 0
Гобелены Фьонавара ( The Fionavar Tapestry ) — книжная трилогия в жанре фэнтези, созданная канадским писателем Гаем Гэвриелом Кеем . Основное действие происходит в вымышленном мире Фьонавар, «первом из миров Гобелена». Сюжет разворачивается вокруг пятерых студентов Торонтского университета , которые попали в этот мир в качестве гостей, но вскоре прониклись его судьбой и вступили в борьбу за его спасение. Основным источником вдохновения для автора служила кельтская мифология .
Основное действие разворачивается в стране Бреннин, которой правит король Айлиль дан Арт. Столица — город Парас-Дерваль. Старший сын короля Айлерон находится в изгнании. Младший сын, Дьярмуд, является наследником престола; это грациозный и бесстрашный воин, но при этом фривольный и любящий рискованные выходки. Дьярмуд влюблён в принцессу южного государства Катал, Шарру, которую называют «Чёрной Розой Катала». У власти в Катале находится её отец Шальхассан.
В Бреннине находится Совет Магов, который может включать до семи человек, однако на момент действия книги в нём находятся только трое: Лорин Серебряный Плащ (и его источник, гном Мэтт Сорин), Первый маг Метран (и его источник Денбарра), Тейрнон (и его источник Барак). Между магом и источником существует очень тесная личная связь. Каждый источник связан с магом особыми ритуалами и клятвами, а его жизненная сила служит для мага энергией. Теоретически маг может выпить всю энергию источника, но это приведёт к смерти последнего и лишит мага его сил. Книга Нильсома ( гримуар , принадлежавший некогда жившему безумному магу) содержит описание тайного отвратительного ритуала, дающего магу возможность питаться из множества источников.
Среди других жителей Бреннина, принимающих значительное участие в сюжете — ясновидящая Исанна; Джаэль, верховная жрица Даны; Ваэ, Шахар и их сын Финн; Мабон, герцог Роденский, спасший Дейва от Авайи, чёрного лебедя; Лила, девочка пятнадцати лет, у которой установилась тесная связь с Финном.
К северу от Бреннина раскинулись равнины, где пасутся стада элторов — животных, напоминающих антилоп. Там же обитают племена миролюбивых кочевников дальри, которые охотятся на элторов и в то же время охраняют их стада. Каждое племя возглавляет вождь, при котором находится шаман; в юности шаманов ослепляют, чтобы они могли лучше сосредотачиваться на внутреннем зрении. В книге фигурирует главным образом третье племя, которым правит Айвор дан Банор при поддержке шамана Гиринта. Также в сюжете играет важную роль семья Айвора, особенно его сын Табор.
Светлые альвы обитают в Данилоте, стране на северо-западе, которую они скрыли мерцающим магическим туманом, чтобы защититься от Могрима и его слуг. Могрим особенно ненавидит их, потому что они являются воплощениями света. В сюжете романа большую роль играют Брендель, один из знатных альвов, и король Ра-Тенниэль.
В горах близ озера Калор Диман обитают гномы. Это суровый народ, который оказался обманут посулами гномов, служивших Могриму. Немалое участие в сюжете принимают бывший король гномов Мэтт Сорин и верный ему Брок.
В том же регионе находится страна Эриду, населённая людьми. Все они погибли в ходе романа от ядовитого магического дождя; единственным выжившим оказался Фейбур, которого изгнали из родной страны.
Далеко в горах обитают остатки мифической расы великанов параико. Они не способны на насилие, даже когда речь идёт о спасении жизни, но перед смертью могут проклясть своих убийц.
Кроме того, в сюжете играют большую роль другие места, такие как Пендаранский лес, остров Кадер Седат и цитадель Могрима Старкадх.
По ходу сюжета в Фьонаваре оказываются два великих воина прошлого, Артур и Ланселот . Одна из героинь романа оказалась перевоплощением Джиневры , которая терзается от любви к ним обоим. Регулярное повторение их истории в разных мирах — их искупление за совершённые когда-то грехи.
По задумке Кея, Фьонавар — первый из миров, а остальные миры (включая и наш) вторичны по отношению к нему. Это проявляется в том числе в мифологии: сказания и легенды других миров берут здесь своё начало. То, что происходит в Фьонаваре, отражается в других мирах — поэтому победа или поражение Ракота Могрима будет иметь последствия и в нашем мире.
Один из главных мотивов трилогии — свобода воли . Она проявляется по-разному: Дженнифер принимает решение оставить Дариена, а впоследствии отослать Ланселота; Пол и Кевин приносят себя в жертву; Дьярмуд выходит на бой против ургаха, чтобы Артур смог принять участие в решающем бою; Ким отказывается вызвать дракона озера Калор Диман ради войны; Дариен делает свой решающий выбор .
Другой важный мотив — прощение. Он проявляется в судьбе разных людей: это Артур, давно простивший Джиневру и Ланселота; Пол, который под конец прощает себя за смерть Рэчел; отказ от мести Галадану и его решение начать жизнь заново; Дариен, понявший и простивший мать перед смертью; есть и другие примеры.
Ещё одна тема романа — это цена силы. Она часто покупается кем-то или чем-то другим; яркий пример — маги и их источники. Сюда же следует отнести Ким, которая несколько раз в ходе сюжета призывает других существ, и часто именно они платят цену этого призыва.
В романе использован ряд преданий, главным образом кельтских. Наиболее очевидный пример — образы Артура, Ланселота и Джиневры, составляющих любовный треугольник и искупающих грехи. Кей включил в книгу сюжет о рождённых в мае детях, убитых Артуром: «Когда погибли дети, Великий Ткач отметил его бесконечной и неизменной судьбой. Повторяющимися войнами и искуплением своей вины под множеством имен во множестве миров, чтобы как-то восполнить тот невосполнимый ущерб, который был нанесен убийством детей и убийством любви». В романе появляется и ( англ. ), верный пёс Артура. Встреча Ланселота с Лейзе из Лебединой марки, её безнадёжная любовь к нему и последующее отплытие на запад — отсылка к истории Элейны из Астолата .
Могучий дуб, известный как Древо Жизни (или Летнее Древо), напоминает Иггдрасиль , мировое древо в скандинавской мифологии. Бог Морнир напоминает скандинавских богов: его называют громовником, как Тора , при этом его сопровождают два ворона, Мысль и Память (подобно тому, как Одина сопровождали вороны Хугин и Мунин ). Светлые и тёмные альвы также происходят из скандинавских мифов.
Котёл Кат Миголя и его воскрешающая сила происходят из кельтских легенд: в них встречаются многочисленные волшебные котлы . Одним из них являлся котёл Аннуна , хранившийся на острове Каэр Сиди (в романе он называется Кадер Седат); о плавании на этот остров за котлом повествуется в валлийской поэме « ». Авторство поэмы приписывают Талиесину , который появляется в книге (в образе духа Флидиса) и цитирует свои строки. Королём Аннуна был Пуйл , чье имя жители Фьонавара дали Полу Шаферу. Кабан, ранивший Кевина, напоминает кабана Турх Труйта .
Миф о Дикой охоте был раньше широко распространён в Европе. Считалось, что увидеть её — предзнаменование какой-либо беды (например, войны или чумы) или же скорой смерти того, кто наблюдал за ней. Люди, которые встретятся на пути Дикой охоты или рискнут последовать за ней, могли быть похищены и привезены в царство мёртвых. В разных местах существовали различные представления о том, кто возглавляет Охоту: так, в Британии её вожаком называли короля Артура, в Скандинавии — Одина. Однако суть Дикой охоты везде примерно одинакова — это группа призрачных всадников, скачущих по небу в поисках добычи.
Гибель Лиадона, приносящая весну, перекликается с мифом об Адонисе , воплощающем плодородие. Согласно этому мифу, Адонис является любовником Афродиты и трагически погибает от клыков кабана.
Гора Рангат, в которой был заключён Ракот Расплетающий Основу, напоминают историю пленения царя обезьян Сунь Укуна из китайского романа « Путешествие на Запад ». Сунь Укун был заточён Буддой в горе, созданной им из собственных пяти пальцев , и провёл там 500 лет. Эта история напоминает о пяти сторожевых камнях, державших Ракота в заточении.
В романе часто фигурирует мотив ткачества: так, вселенная предстаёт в виде огромного Гобелена. Связь судьбы и ткачества имеет давние мифологические традиции .
Фьонавар в значительной степени напоминает Средиземье и, по-видимому, был вдохновлён им (что неудивительно, так как Кей помогал Кристоферу Толкину в обработке и издании « Сильмариллиона »).