Interested Article - Доминго, Пласидо
- 2021-02-16
- 2
Пла́сидо Доми́нго (полное имя Хосе́ Пла́сидо Доми́нго Эмбиль ( исп. José Plácido Domingo Embil ); род. 21 января 1941 , Мадрид , Испания ) — испанский оперный певец и дирижёр, лирико-драматический тенор , с 2009 года исполняющий наряду с теноровыми партии баритонового репертуара, генеральный директор Лос-Анджелесской оперы.
За более чем полувековую карьеру на сцене в разных странах мира Доминго исполнил 150 ведущих оперных партий, больше чем любой другой оперный певец . Доминго провёл более 300 вечеров в оркестровой яме или за дирижёрским пультом, всего участвовал более чем в 3900 представлениях. Записал более 100 выступлений, представляющие собой полнометражные оперные спектакли, сольные записи и дуэты . Не менее 21 раза открывал сезоны в Метрополитен-опера , побив рекорд Карузо .
Биография
Пласидо Доминго родился в январе 1941 года в квартале Ретиро в Мадриде , Испания .
Родители — Пласидо Доминго старший и Пепита Эмбиль ( басконка по национальности) — были звёздами сарсуэлы , испанского музыкально-драматического жанра. Впервые Пласидо связал себя узами брака в 1957 году c мексиканской пианисткой Аной Марией Геррой, вскоре родился сын Хосе. В 1962 году Пласидо Доминго женился на мексиканской певице Марте Орнелас (сопрано), с которой познакомился во время учёбы в консерватории в Мехико . У них родились два сына — Пласидо младший (род. 1965 год ) и Альваро Маурицио (род. 1968 ) .
Начало карьеры в Мексике
В 1949 году в возрасте восьми лет Пласидо вместе с семьёй переехал в Мексику , где его родители основали собственную театральную труппу . На 13 лет столица Мексики стала его родным домом. В Мехико Пласидо учился музыке в национальной консерватории, куда был принят в возрасте 14 лет, участвовал в бэк-вокале «Los Black Jeans» и в музыкальной группе под руководством Сезара Косты ( 1958 год ). Доминго изучал также дирижирование и фортепиано .
В 16-летнем возрасте Пласидо дебютировал в труппе своих родителей как певец, его первой ролью стал Борса в опере « Риголетто », затем он исполнил более значительную партию капеллана в мексиканской премьере оперы Пуленка « Диалоги кармелиток ».
Рано став отцом, в молодости Пласидо брался за любую музыкальную работу. Пел в мюзиклах, играл на фортепиано для гастролирующей балетной труппы, подрабатывал тапёром в барах, исполнял небольшие драматические роли в телевизионных постановках по произведениям Пиранделло , Гарсиа Лорки и Чехова , попутно сочиняя фоновую музыку для спектаклей. Организовал собственную музыкальную программу на новой культурной радиостанции в Мехико, обучал хор для сарсуэлы и мюзиклов, где впервые встал за дирижёрский пульт; аккомпанировал матери на пианино во время её сольных выступлений, исполнял в театральной труппе отца небольшие роли как баритон , продюсировал американскую популярную музыку для мексиканских звукозаписывающих компаний и для себя самого. Всё это дало Пласидо неоценимый жизненный и профессиональный опыт.
В первой мексиканской постановке « Моя прекрасная леди » сыграл роль второго плана в 185 спектаклях, 170 раз выходил на сцену в постановке « Весёлая вдова ».
На большой сцене
Его дебют на большой сцене состоялся 23 сентября 1959 года в партии Борсы в опере « Риголетто » в Palacio de Bellas Artes Мехико . В этом же году распадается первый юношеский брак певца. Некоторое время он исполнял второстепенные роли в операх « Диалоги кармелиток », « Тоска », « Турандот » и др. Первая главная роль — Альфредо в « Травиате » в театре Монтеррея была исполнена 19 мая 1961 года.
В ноябре 1961 года Доминго дебютирует в США. Его первой площадкой становится ближайший к Мексике Даллас , где артист исполнил роль Артуро в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Начало 1962 года ознаменовано знакомством в консерватории с певицей-сопрано Мартой Орнелас, на которой 21-летний Пласидо вскоре женится. Супруги переезжают в Тель-Авив , где в течение трёх сезонов выступают на сцене Еврейской национальной оперы. За это время Доминго исполнил 12 партий в 280 спектаклях . Биографы отмечают, что в этот период Марта и их общий друг Франко Иглесиас помогают Пласидо преодолеть небольшие технические проблемы в пении. В 1965 году чета покидает Израиль , Марта завершает свою карьеру певицы и полностью посвящает себя семье и карьере мужа. В этом же году родился сын Пласидо-младший, а спустя три года, в 1968-м, сын Алваро. Спустя много лет Марта Орнелас смогла вернуться к творческой деятельности уже в качестве оперного режиссёра.
Через полгода после возвращения из Израиля Доминго впервые появляется в Нью-Йорке, исполнив роль Альберто в мировой премьере «Дона Родриго» Хинастеры, которой New York City Opera открыла новый Линкольн-центр в Нью-Йоркском государственном театре. После этого успеха на артиста обрушивается град приглашений, для него открываются сцены лучших оперных театров. В 1967 году Пласидо уже как именитый профессионал открывает для себя Европу, где прошло его детство: он дебютирует на сцене Гамбургской государственной оперы в спектакле «Тоска», в Венской государственной опере в «Дон Карло».
1968 год начинает новый этап в жизни тенора: Доминго дебютирует на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, тогда он спел партию Маурицио в опере «Адриана Лекуврёр». Следующие четыре десятилетия без Пласидо здесь не обходится ни один сезон.
В 1969 году Доминго уже разрывается между Европой и Америкой, тенор поёт в опере « Турандот » на сцене Вероны , в опере « Эрнани » в миланском театре La Scala , для участия в « Богеме » прилетает в Сан-Франциско. В 1970 году солирует в спектакле « Джоконда » в Мадриде, в « Торжественной мессе » Бетховена на Эдинбургском фестивале . В октябре 1970 года впервые выступил в « Бале-маскараде » Верди в дуэте с испанской певицей Монтсеррат Кабалье , этот дуэт потом стал одним из самых популярных в мире.
1971 год отмечен его участием в Лондонской королевской опере Ковент Гарден («Тоска»), 1972 год — в Баварской государственной опере в Мюнхене («Богема»), 1973 год — в Парижской опере («Трубадур»). В сезоне 1973/1974 в опере « Травиата » в Нью-Йорк Сити дебютировал как дирижёр. В 1975 году пел на Зальцбургском фестивале («Дон Карло»). В 1992 году Доминго впервые выступил на Байрейтском фестивале в опере «Парсифаль».
В 2003 году в Лос-Анджелесе певец исполнил роль Распутина в мировой премьере оперы «Николай и Александра», написанную Джеем Ризом на исторический сюжет из жизни семьи последнего русского царя. В июле 2004 года Доминго пел в опере «Гойя», написанной специально для него Ж. К. Менотти и впервые исполненной тенором ещё в 1986 году в Вашингтоне. В 2005 году Доминго блистал в опере «Сирано де Бержерак» в Метрополитен-опера. Первого императора Китая певец сыграл в 2006 году в премьерной постановке одноимённой оперы китайского композитора Тан Дуна. Широко популярные оперы «Тоска», «Богема» и «Кармен» известны тем, что Доминго в них много десятков раз и солировал, и дирижировал. Необычное событие в жизни Пласидо произошло в июле 2003 года в Лондоне: в дневном представлении оперы «Паяцы» Леонкавалло Доминго солировал, а в вечернем представлении той же оперы — дирижировал .
При всём многообразии разноплановых партий у артиста не было ни любимой оперной роли, ни любимой оперной сцены, отмечают музыковеды. Однако подмечено, что в Метрополитен-опере Доминго выступал чаще, чем на других ведущих площадках мировой оперной сцены. 21 раз тенор открывал сезоны в Метрополитен-опере, ещё в 1999 году побив рекордное достижение Карузо .
С 1968 по 2009 год Пласидо Доминго 42 сезона кряду выступал на сцене Метрополитен-опера. Ежегодный график тенора включал 60-70 выступлений в качестве исполнителя и ещё несколько десятков представлений в качестве дирижёра . На правах руководителя оперных театров Лос-Анджелеса и Вашингтона каждый сезон Доминго включал в репертуар не только произведения Моцарта , Верди и Пуччини , но и оперы американских композиторов.
В 1992 году был художественным руководителем Всемирной выставки в Севилье.
24 августа 2008 года на церемонии закрытия Олимпийских игр в Пекине Доминго исполнил песню на китайском языке с певицей .
В 2012 году 71-летний тенор участвовал более чем в 80 представлениях, включая пение и дирижирование, — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Валенсии, Монте-Карло, Мадриде, Берлине, Лиссабоне, Шанхае, Вероне, Лондоне, Киеве, Сантьяго (Чили), Мехико, Цюрихе, Зальцбурге, Новом Орлеане, Севилье, Вене, Бахрейне, Стокгольме, Мальмё, Праге и Акапулько .
14 января 2016 года сольный концерт Доминго состоялся в большом концертном зале Крокус сити холл в Москве.
21 октября 2021 года во время международного конкурса «Опералия» он записал масштабный видеоролик с участием российского историка и тенора Евгения Понасенкова .
Состояние здоровья
В феврале 2010 года после серии концертов в Японии тенор почувствовал с каждым днём прогрессирующее недомогание. Впоследствии Доминго вспоминал, что долго терпел боль и не придавал ей значения, надеясь, что всё обойдётся. Прошёл медицинское обследование, которое обнаружило серьёзную болезнь . 2 марта 2010 года 69-летнему тенору в Нью-Йорке сделана операция по удалению раковых полипов толстого кишечника , которая прошла удачно и не повлекла серьёзных последствий для здоровья и продолжения карьеры. Всего через 6 недель после операции, 16 апреля 2010 года, Пласидо Доминго триумфально вернулся на сцену, выступив в миланском театре Ла Скала как баритон в опере Верди «Симон Бокканегра», прямую трансляцию спектакля вели десятки телекомпаний мира. Доминго дал шесть спектаклей в театре Ла Скала, затем выступил в лондонском Королевском оперном театре и в мадридском Тeatro Real . В апреле же Доминго планировал выступить с сольным концертом в Москве, однако не смог прилететь в российскую столицу из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии . Тем не менее запланированный концерт в Москве состоялся через два месяца.
9 июля 2013 года Доминго был госпитализирован в Мадриде в связи с тромбом в лёгком. Тромбэмболия легочной артерии ( ТЭЛА ) явилась следствием тромбоза глубоких вен нижних конечностей. В связи с этим, Доминго был вынужден отменить свои выступления в опере Даниэля Катана «Почтальон» в Мадридском Королевском театре . 14 июля артист выписан из больницы после пятидневного лечения, вопрос о завершении карьеры им не рассматривается . Через 3 недели после выписки Доминго уже выступал на Зальцбургском фестивале. В концертном исполнении оперы Верди «Жанна д’Арк» Доминго исполнил партию Джакомо — отца Жанны.
22 марта 2020 года на своей странице в фейсбуке Пласидо Доминго объявил, что заразился коронавирусом .
Сексуальные домогательства
В августе 2019 года против Пласидо Доминго было выдвинуто коллективное обвинение в неоднократных сексуальных домогательствах . В связи с этим Оперный театр Сан-Франциско и Симфонический оркестр Филадельфии отменили участие певца в своих концертах. В феврале 2020 года американская гильдия музыкантов по результатам проведённого ею независимого расследования пришла к выводу, что Доминго долгое время злоупотреблял служебным положением в театрах и склонял женщин к действиям сексуального характера. Всего за период 20 последних лет 27 женщин сделали признание юристам-расследователям, что подвергались домогательствам со стороны тенора или его неподобающее поведение происходило у них на глазах . В качестве примера харассмента упоминались слова неназванной партнёрши по сцене о том, что тенор в ходе бизнес-ланча пытался держать её за руку, коснулся колена и целовал. Доминго принёс извинения женщинам, пострадавшим от домогательств, принял на себя ответственность, выразил «глубокие сожаления о содеянном» и обещал способствовать тому, чтобы такие происшествия в оперной сфере больше не случались .
Увлечения
С детства сильной страстью Пласидо был футбол , с энтузиазмом он наблюдал и за корридой . Став прославленным исполнителем, Доминго охотно принимал участие в благотворительных концертах перед стадионной аудиторией на спортивных мероприятиях.
Творчество
- 23 сентября — « Риголетто » Дж. Верди — Борса (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 21 октября — « Диалоги кармелиток » Ф. Пуленк — Капеллан (Дворец изящных искусств — Мехико)
- « Весёлая вдова » Ф. Легар — Камилл де Россильон, Данило Данилович (Городской театр — Монтеррей)
- 11 сентября — « Турандот » Дж. Пуччини — Альтоум (Городской театр — Монтеррей)
- 1 октября — «Турандот» Дж. Пуччини — Панг (Городской театр — Монтеррей)
- 5 октября — « Лючия ди Ламмермур » Г. Доницетти — Норманн (Городской театр — Монтеррей)
- 8 октября — « Травиата » Дж. Верди — Гастон (Городской театр — Монтеррей)
- 15 октября — « Кармен » Ж. Бизе — Ремендадо (Городской театр — Монтеррей)
- 17 октября — « Отелло » Дж. Верди — Кассио (Городской театр — Монтеррей)
- 19 мая — « Травиата » Дж. Верди — Альфред (Городской театр — Монтеррей)
- 28 мая — «Последний сон» Х. Васкес — Энрико (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 28 июня — «Амелия идет на бал» Дж. Менотти — Любовник (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 2 июля — « Федора » У. Джордано — Дезире, барон Рувель (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 8 августа — « Борис Годунов » М. П. Мусоргский — Юродивый, князь Шуйский (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 15 августа — « Андре Шенье » У. Джордано — Аббат, «Невероятный» (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 21 августа — « Тоска » Дж. Пуччини — Сполетта (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 15 сентября — « Мадам Баттерфляй » Дж. Пуччини — Горо (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 30 сентября — «Тоска» Дж. Пуччини — Каварадосси (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 4 марта — « Богема » Дж. Пуччини — Рудольф (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 10 мая — « Так поступают все » В. А. Моцарт — Феррандо (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 17 мая — « Адриана Лекуврёр » Ф. Чилеа — Маурицио (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 7 октября — « Мадам Баттерфляй » Дж. Пуччини — Пинкертон (Театр «Исауро Мартинес» — Торреон)
- 26 ноября — « Лючия ди Ламмермур » Г. Доницетти — Эдгар Равенсвуд (Опера Форт-Уэрта — Форт-Уэрт)
- 21 января — « Искатели жемчуга » Ж. Бизе — Надир (Оперный театр Израиля — Тель-Авив)
- 5 сентября — « Евгений Онегин » П. И. Чайковский — Ленский (Оперный театр Израиля — Тель-Авив)
- 21 января — « Сельская честь » П. Масканьи — Туридду (Оперный театр Израиля — Тель-Авив)
- 30 июля — « Самсон и Далила » К. Сен-Санс — Самсон (Опера Шатокуа — Шатокуа)
- 7 сентября — « Сказки Гофмана » Ж. Оффенбах — Гофман (Дворец изящных искусств — Мехико)
- 1 января — «Карлота» Л. Санди — Максимилиан (Большой театр «Лисео» — Барселона)
- 1 января — «Северино» Морено — партия тенора (Большой театр «Лисео» — Барселона)
- 1 января — «Мулатка из Кордобы» Х. Монкайо — Ансельмо (Большой театр «Лисео» — Барселона)
- 22 февраля — «Дон Родриго» А. Хинастера — Дон Родриго (Нью-Йорк сити опера)
- 3 марта — « Андре Шенье » У. Джордано — Андре Шенье (Опера Нового Орлеана)
- 6 апреля — « Ипполит и Арисия » Ж. Рамо — Ипполит (Оперный театр Бостона)
- 9 августа — « Паяцы » Р. Леонкавалло — Канио (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 16 сентября — « Севильский цирюльник » Дж. Россини — граф Альмавива (Театр Деголладо — Гвадалахара)
- 15 ноября — « Анна Болейн » Г. Доницетти — лорд Перси (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 8 марта — « Плащ » Дж. Пуччини — Луиджи (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 11 мая — « Аида » Дж. Верди — Радамес (Гамбургский оперный театр)
- 19 мая — « Дон Карлос » Дж. Верди — Дон Карлос (Венская государственная опера)
- 31 мая — « Бал-маскарад » Дж. Верди — Ричард (Немецкая опера в Берлине)
- 14 января — « Лоэнгрин » Р. Вагнер — Лоэнгрин (Гамбургский оперный театр)
- 15 февраля — « Манон Леско » Дж. Пуччини — де Грие (Коннектикут Опера)
- 14 марта — « Трубадур » Дж. Верди — Манрико (Опера Нового Орлеана)
- 2 января — « Риголетто » Дж. Верди — герцог Мантуанский (Гамбургский оперный театр)
- 18 января — « Сила судьбы » Дж. Верди — дон Альваро (Гамбургский оперный театр)
- 20 февраля — « Манон » Ж. Массне — де Грие (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 16 июля — « Турандот » Дж. Пуччини — Калаф (Арена ди Верона)
- 7 декабря — « Эрнани » Дж. Верди — Эрнани (Ла Скала — Милан)
- 14 мая — « Джоконда » А. Понкьелли — Энцо (Театр сарсуэлы — Мадрид)
- 15 октября — « Роберто Деверё » Г. Доницетти — Роберто Деверё (Нью-Йорк сити опера)
- 4 ноября — « Луиза Миллер » Дж. Верди — Рудольф (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 22 марта — «Франческа да Римини» Р. Дзандонаи — Паоло (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 3 ноября — «Африканка» Дж. Мейербер — Васко да Гама (Опера Сан-Франциско)
- 9 апреля — « Сицилийская вечерня » Дж. Верди — Арриго (Опера Гарнье — Париж)
- 28 сентября — « Ромео и Джульетта » Ш. Гуно — Ромео (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 26 ноября — « Девушка с запада » Дж. Пуччини — Дик Джонсон (Театр Реджо — Турин)
- 15 февраля — « Федора » У. Джордано — Лорис (Большой театр «Лисео» — Барселона)
- 18 декабря — « Вертер » Ж. Массне — Вертер (Баварская государственная опера)
- 9 сентября — «Клятва» С. Меркаданте — Вискардо (Венская государственная опера)
- 19 июня — «Поэт» Ф. Торроба — Хосе де Эспронседа (Королевский театр — Мадрид)
- 21 сентября — « Норма » В. Беллини — Поллион (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 26 сентября — « Троянцы » Г. Берлиоз — Эней (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 15 ноября — «Гойя» Дж. Менотти — Гойя (Вашингтонская национальная опера)
- 5 июня — «Гуарани» А. К. Гомес — Пери (Оперный театр Бонна)
- 1 ноября — « Идоменей, царь Критский » В. А. Моцарт — Идоменей (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 8 ноября — « Иродиада » Ж. Массне — Иоанн (Опера Сан-Франциско)
- 19 января — « Симон Бокканегра » (ред. 1881 года) Дж. Верди — Габриель Адорно (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 28 июня — « Симон Бокканегра » (ред. 1857 года) Дж. Верди — Габриель Адорно (Королевский театр Ковент-Гарден — Лондон)
- 18 октября — «Божественные Слова» А. Г. Абриль — Лусеро (Королевский театр — Мадрид)
- 21 мая — « Пророк » Дж. Мейербер — Иоанн Лейденский (Венская государственная опера)
- 18 марта — « Пиковая дама » П. И. Чайковский — Герман (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 11 декабря — «Маргарита Привратница» Р. Чапи — Дон Жуан де Аларсон (Королевский театр — Мадрид)
- 30 июня — « Битва при Леньяно » Дж. Верди — Арриго (Королевский театр Ковент-Гарден — Лондон)
- 1 апреля — «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» Э. Вольф-Феррари — Кристофер (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 18 июня — «Луиза Фернанда» Ф. Торроба — Видаль Фернандо (Ла Скала — Милан)
- 14 сентября — «Николай и Александра» Д. Драттелл — Распутин (Лос-Анджелес Опера)
- 13 мая — «Сирано де Бержерак» Ф. Альфано — Сирано (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 21 декабря — «Первый император» Т. Дунь — Император Цинь (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 27 ноября — «Ифигения в Тавриде» К. В. Глюк — Орест (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 26 марта — «Тамерлан» Г. Ф. Гендель — Баязет (Королевский театр — Мадрид)
- 24 октября — « Симон Бокканегра » Дж. Верди — Симон Бокканегра (Немецкая опера в Берлине)
- 31 декабря — « Зачарованный остров » музыка барочных авторов — Нептун (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 25 марта — « Таис » Ж. Массне — Атанаэль (Дворец искусств Королевы Софии — Валенсия)
- 15 сентября — « Двое Фоскари » Дж. Верди — Франческо Фоскари (Лос-Анджелес Опера)
- 14 марта — « Травиата » Дж. Верди — Жорж Жермон (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 15 апреля — « Набукко » Дж. Верди — Набукко (Королевский театр Ковент-Гарден — Лондон)
- 6 августа — « Жанна д’Арк » Дж. Верди — Джакомо (Зальцбургский фестиваль)
- 29 ноября — « Трубадур » Дж. Верди — граф ди Луна (Театр Шиллера — Берлин)
- 7 февраля — « Макбет » Дж. Верди — Макбет (Театр Шиллера — Берлин)
- 20 марта — « Эрнани » Дж. Верди — дон Карлос (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 12 сентября — « Джанни Скикки » Дж. Пуччини — Джанни Скикки (Лос-Анджелес Опера)
- 11 июня — « Дон Карлос » Дж. Верди — Родриго ди Поза (Венская государственная опера)
- 29 марта — « Луиза Миллер » Дж. Верди — Миллер (Метрополитен-опера — Нью-Йорк)
- 23 августа — « Искатели жемчуга » Ж. Бизе — Зурга (Зальцбургский фестиваль)
1970 год
- «Оберон» К. М. фон Вебер — Хюон
1971 год
- « Кавалер розы » Р. Штраус — Итальянский певец
- « Ломбардцы в Первом крестовом походе » Дж. Верди — Оронте
1972 год
- « Жанна д’Арк » Дж. Верди — Карл VII
- «Гвоздика» Х. Серрано — Фернандо
- «Пресвятая Дева Скорбящая» Х. Серрано — Рафаэль
1974 год
- «Мефистофель» А. Бойто — Фауст
1975 год
- «Наваррка» Ж. Массне — Аракиль
1976 год
- « Джанни Скикки » Дж. Пуччини — Ринуччо
- «Луиза» Г. Шарпантье — Джулиан
- « Макбет » Дж. Верди — Макдуфф
- « Нюрнбергские мейстерзингеры » Р. Вагнер — Вальтер фон Штольцинг
- «Любовь трёх королей» И. Монтемецци — Авито
1977 год
- « Любовный напиток » Г. Доницетти — Неморино
1978 год
- « Осуждение Фауста » Г. Берлиоз — Фауст
1979 год
- « Вилли » Дж. Пуччини — Роберто
- « Реквием » Г. Берлиоз — партия тенора
- «Беатрис и Бенедикт» Г. Берлиоз — Бенедикт
1982 год
- «Ласточка» Дж. Пуччини — Руджеро
- «Набукко» Дж. Верди — Измаил
1986 год
- « Летучая мышь » И. Штраус-сын — Альфред
1988 год
- « Ирис » П. Масканьи — Осака
- « Тангейзер » Р. Вагнер — Тангейзер
1989 год
- « Женщина без тени » Р. Штраус — Кайзер
1990 год
- «Человек из Ла-Манчи» М. Ли — Дон Кихот
1991 год
- « Летучий голландец » Р. Вагнер — Эрик
1992 год
- « Севильский цирюльник » Дж. Россини — Фигаро
1994 год
- «Донья Франсискита» А. Вивес — Фернандо
- «Вербена Паломская» Т. Бретон — Джулиан
1995 год
- «Луиза Фернанда» Ф. Торроба — Хавьер
1996 год
- «Портовая таверна» П. Сорозабар — Леандр
1998 год
- «Симфония Фауста» Ф. Лист — партия тенора
- «Боль» Т. Бретон — Лазарь
1999 год
- « Песнь о земле » Г. Малер — партия тенора
- « Месса Танго » Л. Бакалов — партия тенора
- « Фиделио » Л. В. Бетховен — Флорестан
- «Мерлин» И. Альбенис — Король Артур
2000 год
- «Великий Путь» Ф. Чуэка — Рыцарь Грации
2001 год
- «Револьверная» Р. Чапи — Фелиппе
2005 год
- « Тристан и Изольда » Р. Вагнер — Тристан
- « Пепита Хименес » И. Альбенис — дон Луис де Варгас
2006 год
- « Эдгар » Дж. Пуччини — Эдгар
2010 год
- «Ночь мая» Р. Леонкавалло — партия тенора
- «Медичи» Р. Леонкавалло — Джулиано Медичи
Голос Доминго — ярко выраженный лирико-драматический тенор, тембрально насыщенный, мощный и выразительный. Тембр его голоса критики называют экстраординарно тёплым . Манера исполнения — экспрессивная, страстная.
За более чем полувековую карьеру в августе 2018 года Доминго достиг невероятной цифры — 150 партий на сцене и в студии .
Многие альбомы тенора проданы более чем миллионным тиражом, стали золотыми и платиновыми, принесли Доминго 11 наград «Grammy». Записал несколько десятков оперных видео, стал соавтором четырёх известных оперных фильмов — «Травиата», «Отелло», «Кармен» и «Тоска» . Певец также получил премию «Эмми» за телевизионные фильмы «Hommage a Sevilla» и «Mets Silver Gala».
Будучи с детства поклонником сарсуэлы, Доминго способствовал популяризации этого вида испанской оперетты в международном масштабе. В постановке «Лусия Фернанда» в Милане исполнил партию Дона Видаля для баритона. Благодаря артисту «Лусия Фернанда» вошла в программы Вашингтонской национальной оперы, Лос-Анджелесского оперного театра, а также «Teatro Real» в Мадриде .
Доминго — автор книги воспоминаний «Мои первые 40 лет», первое издание мемуаров вышло в 1983 году, неоднократно переиздавались. В 2009 году опубликована его книга «Радость оперы».
Три тенора
Вместе с другими всемирно известными тенорами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом Пласидо Доминго участвовал в совместных концертах. Первый концерт состоялся в Риме 7 июля 1990 года при закрытии чемпионата мира по футболу . Изначально концерт предназначался для сбора средств в основанный Каррерасом фонд борьбы с лейкемией .
Затем совместные концерты состоялись во время чемпионатов мира по футболу в 1994 году в Лос-Анджелесе , в 1998 году в Париже и в 2002 году в Иокогаме .
В 2006 году Доминго выступал во время чемпионата мира по футболу в Берлине .
Выступления в Москве и Санкт-Петербурге
Доминго много раз приезжал в Москву и Санкт-Петербург для сольных выступлений, в качестве члена жюри оперных конкурсов, а также для участия в других мероприятиях. Впервые в СССР он побывал в 1974 году. Среди концертов, получивших широкое освещение в прессе, выступления в Барвиха Luxury Village 12 июля 2009 года (в сопровождении Вирджинии Тола), и в Крокус сити холле 7 июня 2010 года (в сопровождении Анны-Марии Мартинес).
19 декабря 2012 года Доминго и Хосе Каррерас приняли участие в благотворительном концерте в Храме Христа Спасителя , и это было их первое совместное выступление за пять лет, со времени смерти Лучано Паваротти .
2 мая 2013 года Доминго пел и дирижировал на открытии новой сцены Мариинского театра и праздновании 60-летнего юбилея Валерия Гергиева , а также исполнил партию Набукко в одноимённой опере Верди на исторической сцене Мариинского театра .
На выступлениях в Москве тенору аккомпанировал симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, за пультом был американский дирижёр Юджин Кон. Среди хитов своего репертуара Доминго исполнил, в частности, на русском языке арию Германа из оперы « Пиковая дама » П. И. Чайковского .
13 июня 2018 года певец выступил на Красной Площади в Москве в рамках концерта «Звезды мировой оперы в поддержку Чемпионата мира по футболу 2018», при этом исполнив два сольных номера (включая знаменитую «Гранаду») и один дуэт с Ильдаром Абдразаковым (из оперы «Дон Карлос»). Среди зрителей был президент РФ Владимир Путин. За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев.
В феврале 2020 года Доминго исполнил ведущую партию в опере Верди «Симон Бокканегра» в Мариинском театре .
В октябре 2020 года Пласидо Доминго впервые встал за пульт симфонического оркестра Большого театра . Маэстро продирижировал оперой « Манон Леско » Джакомо Пуччини , дал гала-концерт со звездами мировой оперы, а также дал эксклюзивное интервью для проекта «Билет в Большой». По итогам гастролей певца в Москве российским режиссёром Николаем Сергеевым был снят документальный фильм «Пласидо Доминго. Возвращение в Большой» .
Конкурс «Опералия»
С 1993 года Пласидо Доминго даёт путёвку на большую сцену даровитым молодым оперным исполнителям — обладателям всех типов голосов . О цели конкурса маэстро сказал так: « Для молодых артистов совершенно необходимо попасть в зону внимания импресарио , менеджеров, кастинг-директоров, дирижёров и руководителей театров, которые могут способствовать росту их профессиональной карьеры ». Каждый год 40 претендентов, прошедших строгий отбор, принимают участие в конкурсе «Опералия», проходящем в разных странах под патронатом певца, а их выступления оценивает авторитетное международное жюри. Смотр уже состоялся в Мехико , Мадриде , Бордо , Токио , Гамбурге , Лос-Анджелесе , Вашингтон , Валенсии , Милане , Париже , Пуэрто-Рико и других городах. С 18 по 24 июля 2011 года конкурс «Опералия» прошёл на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко .
В 2008 году стартовали «Программа для молодых исполнителей Доминго—Кафритца» в Вашингтонской национальной опере и «Программа для молодых исполнителей Доминго — Тортона» в опере Лос-Анджелеса .
Доминго был ментором аргентинского тенора Хосе Кура , исполнявшего главные роли в Метрополитен-опера. В 1994 году Кура стал победителем на международном конкурсе певцов, который проходил под патронатом Доминго .
Признание
Журнал « Newsweek » выбрал историю и фотографию артиста главной темой для обложки, назвав Доминго «Король оперы». Итальянская газета « Corriere della Sera » написала о Пласидо: «Настоящий человек эпохи Ренессанса!». « Коммерсантъ » озаглавил анонс к московскому концерту Доминго 2010 года «Великий рабочий сцены» .
Критики отмечают, что Доминго, несмотря на возраст и преодолённый недуг, всегда честно и добросовестно работает на своих концертах, исполняя всякий раз не меньше объёма оперной партии: спеть только три арии и номер на бис ему не свойственно .
Почётные звания
Доминго является Почётным доктором Мадридского университета, доктором изящных искусств Нью-Йоркского университета, Почётным доктором музыки в университете Оклахомы, Филадельфийском колледже сценических искусств и в Джорджтаунском университете.
14 февраля 2019 года во время визита в Украину Пласидо Доминго присвоено звание Почетного профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского (Киевской консерватории) .
Награды
- Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» ( 1997 ) .
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» ( 1991 ) .
- В феврале 2009 года Пласидо Доминго назван первым лауреатом премии имени Биргит Нильсон (знаменитая шведская оперная певица, 1918—2006). Приз в миллион долларов США будет вручаться за выдающиеся достижения в оперном искусстве каждые три года .
- Пласидо Доминго получил звезду на аллее славы в Голливуде за вклад в развитие театра.
- Орден Дружбы ( 18 июля 2011 года , Россия ) — за большой вклад в развитие российско-испанского сотрудничества в области музыкального искусства
- Орден «Достык» II степени ( Казахстан , 2017 ) .
- Премия Вольфа в области искусств (музыка, 2012)
- Введён в Зал славы журнала Gramophone
- Рыцарь Большого креста ордена государственного образования (2018)
- Орден Ацтекского орла Орден Ацтекского орла
- Рыцарь Национального ордена кедра Национальный орден Кедра
- Императорская премия (2013)
Награды Grammy
- 1971 Дж. Верди. Аида. Солист лучшей оперной записи
- 1974 Ж. Пуччини. Богема. Солист лучшей оперной записи
- 1983 Дж. Верди. Травиата. Солист лучшей оперной записи
- 1984 Ж. Бизе. Кармен. Солист лучшей оперной записи
- 1984 Навсегда в моём сердце. Лучшее поп-представление в стиле латино
- 1988 Р. Вагнер. Лоэнгрин. Солист лучшей оперной записи
- 1990 Концерт Каррераса, Доминго и Паваротти. Лучшее классическое вокальное представление
- 1992 Р. Штраус. Женщина без тени. Солист лучшей оперной записи
- 1999 100 лет Марьяче. Лучшее Мексиканско-Американское представление
- Латиноамериканские награды Grammy
- 2000 Т. Бретон. Долорес. Лучший классический альбом
- 2001 И. Албенис. Мерлин. Лучший классический альбом
Фильмография
- 1983 — Джузеппе Верди Травиата (Альфред Жермон), режиссёр Франко Дзеффирелли
- 1984 — Жорж Бизе «Кармен» (Дон Хозе), режиссёр Франческо Рози
- 1986 — Джузеппе Верди «Отелло» (Отелло), режиссёр Франко Дзеффирелли
- 1998 — Камиль Сен-Санс , опера « Самсон и Далила » (Самсон), постановка «Метрополитен-Опера», дирижёр — Джеймс Ливайн . Постановка оперы была приурочена к 30-летию Пласидо Доминго на сцене Метрополитен-Опера .
Примечания
- ↑ Joshua Barone. (англ.) . www.nytimes.com . New York Times (22 августа 2018). Дата обращения: 23 августа 2018. 22 августа 2018 года.
- ↑ от 11 июля 2013 на Wayback Machine
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 29 июля 2013. 4 марта 2016 года.
- ↑ Коротко о Пласидо Доминго. Программа концерта 7 июня 2010 года в Москве
- (неопр.) . Дата обращения: 8 сентября 2007. 15 октября 2007 года.
- от 13 октября 2007 на Wayback Machine
- от 12 октября 2007 на Wayback Machine
- ↑ (неопр.) . 19 июля 2013 года.
- (неопр.) . 25 августа 2013 года.
- (неопр.) . 25 августа 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 14 июля 2013. 5 марта 2016 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 22 марта 2020. 22 марта 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 февраля 2020. 26 февраля 2020 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 27 февраля 2020. 27 февраля 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 июля 2013. 29 июля 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 14 июля 2013. 30 июля 2013 года.
- ↑ (неопр.) . 19 июля 2013 года.
- (неопр.) . 19 июля 2013 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 14 июля 2013. 4 марта 2016 года.
- Николай Сергеев. (неопр.) . Bolshoi Theatre (20 ноября 2020). Дата обращения: 10 декабря 2020. 13 января 2021 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2013. 4 декабря 2011 года.
- (неопр.) . www.ukrinform.ru. Дата обращения: 14 февраля 2019. 15 февраля 2019 года.
- (итал.)
- (итал.)
- (неопр.) . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- (рус.) . Вести.ру (22 июля 2011). Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 23 августа 2018. 24 августа 2018 года.
- от 8 октября 2018 на Wayback Machine (итал.)
- (англ.) . Wolf Foundation. Дата обращения: 2 июля 2012. 6 августа 2012 года.
- (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 25 сентября 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
Литература
- Амон Р. Пласидо Доминго. Гений мировой сцены / Пер. с исп. А. Миролюбовой, А. Горбовой. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 325 с. — ISBN 978-5-389-02545-5
- Волкова Г. И. Domingo, Plácido // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 205—206. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
Ссылки
- 2021-02-16
- 2