Interested Article - Крепостной театр Дурасова

Крепостно́й теа́тр Никола́я Дура́сова крепостной театр , расположенный в усадьбе Люблино . Был основан Николаем Дурасовым в 1806 году. Труппа состояла из крепостных артистов, обученных в театральной школе .

История

Предыстория

Изначально усадьба называлась Юркино, первые сведения о ней появились в XVI веке [ источник не указан 114 дней ] . Этими землями владели потомки бояр Годуновых . В 1730 году Аграфена Годунова вышла замуж за дворянина Владимира Прозоровского , через 13 лет имение унаследовал их сын Пётр. Он официально зарегистрировал усадьбу Люблино в документах. В 1800-м её выкупил промышленник , купец и меценат Николай Дурасов .

Театральное здание

Два флигеля театральной школы, 2014 год

В 1805 году на усадебном участке по проекту архитекторов Ивана Еготова и Родиона Казакова построили главное здание с ротондой . Особняк задумывался как посвящение античному богу Солнца Аполлону и был выполнен в классическом стиле . В доме установили тройные венецианские окна: на втором этаже — с полуциркульным завершением над ними, на первом — с акцентами в виде сдвоенных пилястр . В 1806-м вдоль въездной аллеи в усадьбу Люблино возвели комплекс построек: здание театра, первую в России театральную школу, дом управляющего, конный двор и оранжерею. Здание школы состояло из двух флигелей , соединённых двойной колоннадой , их фасады украшали рельефы с изображением танцующих фигур . Флигели также использовались как жилые помещения для крепостных актёров, комнаты были разделены на мужскую и женскую половины. Также в школе располагались гримёрные .

Здание самого театра внешне напоминало храм. Центральный зал, в котором давались представления, был расписан гризайлью — живописью, создающей эффект скульптурного рельефа. Во время спектаклей использовалось современное оборудование, например шум ветра создавался при помощи специального аппарата, для парения актёров над сценой использовалась лебёдка , звук дождя озучивался горохом, который сыпали в полую колонну сцены. Актрисы выступали с веерами, на которых был написан текст на случай, если они его забывали .

…Дурасов одну руку подал матери моей, а другою повел мою сестрицу. Пройдя несколько комнат, одна другой богаче, мы вошли в огромную, великолепную и очень высокую залу, так высокую, что вверху находился другой ряд окон. Небольшой круглый стол был убран роскошно: посредине стояло прекрасное дерево с цветами и плодами; граненый хрусталь, серебро и золото ослепили мои глаза. Сестрицу мою хозяин посадил возле себя и велел принесть для неё вышитую подушку. Только что подали стерляжью уху , которою заранее хвалился хозяин, говоря, что лучше черемшанских стерлядей нет во всей России, как вдруг задняя стена залы зашевелилась, поднялась вверх, и гром музыки поразил мои уши! Передо мной открылось возвышение, на котором сидело множество людей, державших в руках неизвестные мне инструменты. Я не слыхивал ничего, кроме скрипки, на которой кое как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки. Я был подавлен изумлением, уничтожен. Держа ложку в руке, я превратился сам в статую и смотрел, разиня рот и выпуча глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами, и откуда вылетали чудные, восхитительные, волшебные звуки, то как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары… Хозяин, заметя мое изумление, был очень доволен и громко хохотал, напоминая мне, что уха простынет. Но я и не думал об еде…
Описание театра в повести Сергея Аксакова « Детские годы Багрова-внука »

Становление театра

В основную труппу входило от 100 до 120 актёров из числа крепостных крестьян. В качестве массовки иногда участвовали обычные крестьяне . В театральной школе обучали сценическому мастерству, гриму, танцам и музыке, давали уроки декламации и фехтования . Руководил всем писатель и актёр Пётр Плавильщиков , выступавший на сцене Петровского театра , а после — Императорского . В качестве преподавателей приглашали известных деятелей искусства. Театр был известен по всей стране и входил в число двадцати крупнейших в России . Помимо основной труппы, Николай Дурасов создал ещё две: первая находилась в Симбирске , вторая — в его заволжском поместье села Никольское-на-Черемшане .

Николай Дурасов заблаговременно приглашал на спектакли московскую знать и иностранных гостей . Приёмы проходили по заведённому порядку: вначале — ужин и танцы, затем представление . Их показывали дважды в неделю, а также по большим праздникам и торжественным случаям. Репертуар включал пьесы российских и французских драматургов. Реже ставились балеты и оперы . Один из последних праздников был устроен в честь императрицы Марии Фёдоровны , супруги Павла I . В 1818 году она посетила усадьбу с визитом. В память об этом в одном из залов был установлен её бюст и сделана надпись: «В память посещения Люблина императрицей Марией Фёдоровной. Мая, 23 дня 1818 года» .

В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония .
— мисс Кэтрин Вильмот

В июне 1818 года Николай Дурасов умер. В качестве завещания он оставил труппе актёров вольные грамоты . Приёмы в усадьбе прекратились, театр был закрыт . Многие актёры перешли на работу в императорские театры Москвы и Санкт-Петербурга . Имение приобрёл купец Конон Никонович Голофтеев , основал там дачный посёлок [ источник не указан 114 дней ] . От построек театрального комплекса сохранился только корпус школы. После 1917 года в усадьбе разместилась академическая школа, затем дом культуры. В 1950-х в здании расположился Гидрофизический институт Академии наук СССР . В 1990-е годы участок выкупило частное лицо .

Современность

В 2000-м усадьба была отреставрирована, а в ней организован музей Николая Дурасова. С 2010 по 2014 год проводилась реставрация здания театральной школы. С конца апреля по декабрь 2015-го в нём проходила выставка «Будни и праздники крепостного театра» . Однако на 2018 год существует немного материалов про историю театра и о его создателе и владельце .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Культурно-исторический центр «Наше наследие» (2018). Дата обращения: 10 октября 2018. 26 октября 2018 года.
  2. ↑ , с. 7.
  3. , с. 434.
  4. , с. 62.
  5. Борис Бейлин. (неопр.) . Радиовести (9 апреля 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. 1 октября 2018 года.
  6. (неопр.) . РИА Фактор-новости (5 декабря 2016). Дата обращения: 10 октября 2018. 29 октября 2018 года.
  7. (неопр.) . mgomz.ru (2018). Дата обращения: 10 октября 2018. 15 октября 2018 года.
  8. (неопр.) . Три века (11 января 2016). Дата обращения: 10 октября 2018. 25 октября 2018 года.
  9. (неопр.) . Музеи России (30 апреля 2015). Дата обращения: 10 октября 2018. 29 октября 2018 года.
  10. (неопр.) Московская правда (26 декабря 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. 20 октября 2018 года.
  11. Августин Северин. (неопр.) . Вечерняя Москва (7 июня 2012). Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано из 30 октября 2018 года.
  12. (неопр.) . Первый канал (9 октября 2015). Дата обращения: 10 октября 2018. 29 октября 2018 года.
  13. .
  14. , с. 12.
  15. , с. 26.
  16. , с. 115.
  17. ↑ , с. 63.
  18. .

Литература

  • Аксаков С. . — М. : Типография Каткова и К, 1858. — С. 520.
  • Абсалямов Р., Геннадий С. . — М. : Московский рабочий, 1983. — С. 157.
  • Бейсов П. С. . — К. : Куйбышевское книжное издательство, 1960. — С. 185.
  • . — М. : Вся Москва, 1991.
  • Жукова А. . — М. : АСТ, 2017. — С. 128. — ISBN 978-5-17-102666-0 .
  • Марина Мурзина. // Аргументы и Факты : газета. — 2013. — 10 октября (№ 15 (1692)). — С. 7 .
  • Пыляев М. И. . — М. , 1892.
  • Слука И., Чернышева О. . — М. : Эксмо, 2015. — 252 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-77129-5 .
  • Ярцев А. А. . — М. : Издательский союз «Андронум», 2015. — 98 с.

Ссылки

  • на портале «Музеи России»

Same as Крепостной театр Дурасова