Interested Article - Чашник, Илья Григорьевич

Илья́ Григо́рьевич Ча́шник ( 26 июня 1902 , Люцин 4 марта 1929 , Ленинград ) — советский художник, дизайнер. Один из двух, с Николаем Суетиным , ближайших учеников Казимира Малевича ; последовательный супрематист .

Биография

Родился в еврейской семье в Латгалии — в городе Люцине Витебской губернии Российской империи (ныне город Лудза в Латвии ) .

Илья был младшим среди восьми братьев и сестёр , и после рождения последнего ребёнка семья переехала в губернский Витебск . В одиннадцатилетнем возрасте Илья был определён учеником в оптико-механическую мастерскую, в которой работал ежедневно по 10-11 часов .

Юдель Пэн . Автопортрет. 1922

С пятнадцати лет, в 1917—1918 годах, Илья Чашник начал по воскресным дням посещать частную Школу рисования и живописи Юделя Пэна , в которой до него учились Эль Лисицкий , Осип Цадкин , Марк Шагал и многие другие, впоследствии выдающиеся художники .

В 1918 году шестнадцатилетний Чашник поехал в Москву и записался в архитектурные мастерские во Вторых Государственных свободных художественных мастерских , где преподавал в том числе Казимир Малевич . Но услышав, что в Витебск приехал Марк Шагал, преобразовавший школу своего учителя Пэна в Народную художественную школу , Чашник вернулся в родной город и начал заниматься у Шагала. Летом 1919 года молодой художник был отмечен премией на первой отчётной выставке школы, а одна его картина была рекомендована в школьный музей .

Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий , Вера Ермолаева , Марк Шагал , Давид Якерсон , Юдель Пэн , Нина Коган , Александр Ромм . Стоит делопроизводительница училища

В 1919 работал в Витебске в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л. М. Лисицкого. В Витебск приехала погостить к своим родственникам родившаяся в Витебске, но уехавшая из него ещё в детстве художница . Вместе с Чашником Хентова начала посещать мастерскую Шагала. Вслед за Хентовой в городе появился безответно в неё влюблённый Лазарь Лисицкий , которому Шагал предложил возглавить в училище мастерскую графики, печати и архитектуры. Чашник, уже делавший попытку связать свою судьбу с архитектурой, сразу же перешёл в мастерскую к Лисицкому, но Лисицкого, получившего фундаментальное архитектурное образование в Германии, в это время больше интересовала не архитектура, а современное еврейское искусство .

C 1920 года — член « УНОВИСа ».

В 1919—1922 годах участвовал в оформлении городских празднований годовщин Октябрьской революции, в Витебске и Смоленске. Преподавал в Высшем художественно-практическом институте (бывшая Народная школа).

В 1921—1922 годы участвовал в выставках в Москве.

В 1922 году окончил институт «по основному научному разделу» и уехал в Петроград.

В 1922—1923 годы начал заниматься дизайном, проблемами рекламы и плаката.

В 1923 году принимал участие в проходившей в залах Академии Художеств «Выставке картин петроградских художников всех направлений за 5-летний период деятельности 1918—1923» .

С 1923 — научный сотрудник ГИНХУКа . Оставался в ГИНХУКе до времени его закрытия.

В 1925 был зачислен в Декоративный институт в должности научного сотрудника, в лаборатории где вместе с ним работали К. С. Малевича, К. И. Рождественский, Н. М. Суетин. Работал в Декоративном институте до декабря 1926 года, когда институт был закрыт.

В ноябре-декабре 1926 участвовал в выставке в Доме Печати «Плакат и реклама после Октября».

В 1923—1926 работал с Комитетом художественной промышленности ГИИИ. Разрабатывал супрематические орнаменты для текстиля и обоев.

В 1927—1928 эскизы Чашника легли в основу проведённых позднее, работ по окраске зданий Ленинграда, спроектированных в архитектурной бригаде (мастерской) А. С. Никольского (1927—1928).

Илья Чашник в гробу

Активно экспериментировал в сфере архитектуры, взяв за основу «архитектоны» К. С. Малевича — гипсовые модели беспредметной архитектуры. Развивал их аскетически-лаконичную, но в то же время комбинаторную пластику в графических эскизах и трехмерных моделях. В 1926 создал свой собственный архитектон, в принципе — не отличный от архитектонов Малевича, в основе являвший собой крест с наложенным поверх него кругом.

Работал в Губполитпросвете, ответственным руководителем мастерской ИЗО .

Умер в Ленинграде 4 марта 1929, в возрасте 26 лет, от перитонита . Его соратниками на могиле Ильи Григорьевича был установлен памятник: белый деревянный куб с чёрным квадратом .

Творчество

Илья Чашник развивал идеи своего учителя К. С. Малевича, создавая значительные по объёму беспредметной живописи и графики, строгие по «невесомо-космической» компоновке форм, и считая себя полным единомышленником Малевича.

Разделял, наравне с M. Л. Хидекелем и Н. М. Суетиным, принципы супрематической цветописи , в отличие от других учеников и соратников Малевича, чьи интересы сосредотачивались на живописном реализме (Ермолаева, Юдин, Стерлигов) . Согласно методу Малевича, работал по принципу контраста. Ограничивал личную цветовую гамму использованием белого, чёрного, красного и голубого цветов.

Его работы этого времени: Супрематизм, 1923, Третьяковская галерея; Супрематическая композиция, 1923, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Композиция, 1925—1926, Музей Людвига, Кёльн.

Исследователи отмечают в творчестве художника «чрезвычайно динамическую концепцию жизни форм.. вобравших в себя смысл самого живописного поля» .

Обладая аналитическим складом ума, занимался философией и теорией живописи. Художник определял беспредметную живопись «как высшее состояние сознания», «культуру магнитных сил, динамического возбуждения, ритма». « Супрематизм — мироощущение беспредметных, природных и космических сложений» .

Работа на ГФЗ

В течение одного года, с 1923 по 1924, работал (вместе с Н. М. Суетиным ) на Государственном фарфоровым заводе , «в качестве художника-композитора по исследованию и выработке художественных образцов композиционных форм» .

В период с 1923 по 1924 исполнил несколько проектов росписи чашек и сервизов.

Использовал для росписи композиции собственных живописных и графических работ. Расписывал также фарфор по моделям Малевича (супрематическая роспись на «получашке»). В росписи фарфора художник предпочитал другим чёрный цвет, крупные элементы его супрематических рисунков отличались резкой броскостью, а композиции замыкались широкими чёрными лентами по краям предметов .

Семья

  • Жена — Цецилия Юрьевна Чашник (урождённая Городнева ) ;

Галерея

Стоимость картин

Рекордом по стоимости работ Ильи Чашника на 2016 год является продажа 30 ноября 2016 года аукционным дом Sotheby’s картины «Седьмое измерение, супрематический рельеф», написанной в 1920 году, за £2,4 млн ($3 млн) . Работа была оценена в £100 000—150 000, но итоговая цена была выше в 19 раз .

Память

Комментарии

  1. Во многих интернет-ресурсах приводится некорректная дата рождения 13 (29) июня 1902 года — разница Юлианского и Григорианского календарей в XX веке составляет 13 дней.

Примечания

  1. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  2. (рус.) . Витебская энциклопедия . Дата обращения: 30 декабря 2022.
  3. , с. 7—8.
  4. ↑ , с. 185.
  5. ↑ , с. 8.
  6. ↑ , с. 10.
  7. ↑ , с. 182.
  8. Дьяконов В. // Коммерсантъ : газета. — 2012. — 8 сентября. — ISSN .
  9. Позднее подобный памятник был установлен на могиле К. С. Малевича, умершего в 1935 году
  10. Наков А. Б. Беспредметный мир // абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша (рус.) / Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — М. : Искусство, 1997. — С. 106. — 416 с. — ISBN 5-210-02162-9 .
  11. , с. 184.
  12. , с. 5, 41.
  13. ↑ , с. 5.
  14. (рус.) (недоступная ссылка —) . Яндекс.Фотки . Дата обращения: 19 ноября 2014.
  15. (рус.) . TASS.Ru . ТАСС , информационное агентство (30 ноября 2016). Дата обращения: 3 декабря 2016. 3 декабря 2016 года.
  16. (рус.) . Инвестиции в искусство . Дата обращения: 31 декабря 2022.
  17. (рус.) . Москва 24. Дата обращения: 24 декабря 2018.

Литература

Книги
Статьи
  • И. М. Уновисцы // Вестник искусств. — М. , 1922. — № 5 .
  • Фронт художественного труда. Материалы к Всероссийской конференции левых в искусстве. Как возник Уновизм // Эрмитаж. — М. , 1922. — № 10 .
  • Голлербах Э. Государственный фарфоровый завод и художники // Русское искусство. — 1923. — № 2—3 .
  • 2-я Государственная выставка картин // Красная панорама. — 1923. — № 4 .
  • Данько Е. Новое Петроградского фарфорового завода // Художественный труд. — 1923. — № 4 .
  • Голлербах Э. Советский фарфор (К вопросу о пролетарском стиле) // Петроград. — 7 ноября 1923 года.
  • Красников Г. «Красный» и «белый» фарфор // Керамика и стекло. — 1925. — № 7 .
  • К вопросу о значении «красного» и «белого» фарфора // Керамика и стекло. — 1925. — № 10 .
  • Аркин Д. Советский фарфор // Экономическая жизнь. — 27 ноября 1926 года.
  • Аранович Д. Выставка советского фарфора // Вечерняя Москва . — 30 ноября 1926 года.
  • Выставка фарфора // Красная нива . — 1926. — № 51 .
  • Земенков Борис . Пути русского фарфора // Советское искусство. — 1926. — № 5 .
  • Денисов Вл. Выставка плаката в Доме печати // Жизнь искусства . — 1926. — № 51 .
  • Изделия Ленинградского фарфорового завода на выставке «Советский фарфор» // Керамика и стекло. — 1927. — № 1 .
  • Ермолаева В. М. Выставка прикладного искусствознания // Жизнь искусства . — 1928. — № 9 .
  • Данько Е. Советский фарфор // Жизнь искусства . — 1929. — № 17 .
  • Соболевский Н. Пути советского фарфора // Искусство . — 1934. — № 5 .
  • Козырева Наталья . Илья Григорьевич Чашник // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х // Каталог выставки / Сост. И. Н. Карасик ; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Е. В. Баснер , И. Карасик, Т. В. Горячева , А. Н. Марочкина, Т. Н. Михиенко, А. С. Шатских . — [ Б. м. ]: Palace Editions, 2000. — С. 181—184 . — ISBN 5-93332-039-0 .
  • Иванова Елена. Супрематический фарфор Ильи Чашника // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х // Каталог выставки / Сост. И. Н. Карасик ; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Е. В. Баснер , И. Карасик, Т. В. Горячева , А. Н. Марочкина, Т. Н. Михиенко, А. С. Шатских . — [ Б. м. ]: Palace Editions, 2000. — С. 184 . — ISBN 5-93332-039-0 .
  • Чашник Илья Григорьевич / Автобиография (1927 года) // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х // Каталог выставки / Сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Е. В. Баснер , И. Н. Карасик , Т. В. Горячева , А. Н. Марочкина, Т. Н. Михиенко, А. С. Шатских . — [ Б. м. ]: Palace Editions, 2000. — С. 357 . — ISBN 5-93332-039-0 .
  • Горячева Т. В. Илья Чашник: «Суть человеческого существования ‒ беспредметное начало» // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М. , 2012.
  • Gorjatschewa Tatjana. Ilja Tschaschnik: Das Suprematistische Lexikon // Ilja Tschaschnik: Das Suprematistiche Lexikon. Aus Der Sammlung Der Sepheroth Foundation (Liechtenstein) . — Vaduz, 2013. (нем.)

Ссылки

  • (рус.) . Культурологический проект о 1920-х—1930-х годах «Тогда» . Дата обращения: 30 декабря 2022.

Same as Чашник, Илья Григорьевич