Дэй, Дорис
- 1 year ago
- 0
- 0
До́рис Дэй (также Дей англ. Doris Day , урождённая Дорис Мэри Энн Каппельхофф ( англ. Doris Mary Ann Kappelhoff), 3 апреля 1922 — 13 мая 2019 ) — американская актриса, певица и активистка по защите животных. Была звездой кино первой величины 1950-х—начала 1960-х годов, снимаясь в фильмах самых разных жанров — мюзиклах, комедиях, драмах и триллерах. Наибольшую известность ей принесли роли в романтических музыкальных комедиях. Ее партнёрами по фильмам были такие актеры, как Кларк Гейбл , Кэри Грант , Джеймс Кэгни , Дэвид Нивен , Джек Леммон , Фрэнк Синатра , Кирк Дуглас , Лорен Бэколл и Род Тейлор . Дважды была награждена премией « Оскар » за исполнение песен в фильмах «Бедовая Джейн» (1953) и «Человек, который слишком много знал» (1956). В 1959 году была номинирована на премию «Оскар» в категории « Лучшая актриса » за роль в фильме « Интимный разговор ». Долгое время Дорис Дэй оставалась одной из последних живых звёзд Золотого Века Голливуда .
Дорис Дэй родилась 3 апреля 1922 года (по другим данным в 1924 году ) в (), пригороде Цинциннати , в католической семье. Её мать, Альма София Вельц (1895—1976), была домохозяйкой, а отец, Уильям Джозеф Каппельхофф (1892—1967), — учителем музыки и дирижёром хора. Её дедушки и бабушки по отцовской и материнской линии — немецкие эмигранты . Дорис была третьим ребёнком в семье. У неё было два брата — Ричард, умерший ещё до её рождения, и Пол, немного старше её. Имя Дорис ей дали в честь американской киноактрисы , которой восхищалась её мать.
С детских лет у Дорис был большой интерес к танцам, и она решила заниматься этим профессионально. Посещала частные танцевальные школы в Цинциннати, а в возрасте 11-12 лет уже танцевала в любительских ансамблях, пользуясь успехом и даже завоевывая призы. Однако, после того как она попала в автокатастрофу и получила перелом ноги, от профессиональной карьеры танцовщицы пришлось отказаться. Во время лечения Дорис увлеклась пением, начала брать уроки и уже с 17 лет выступала перед публикой, поначалу соло-вокалисткой при оркестре () в одном из клубных ресторанов в Цинциннати. Именно Рэпп убедил её взять псевдоним взамен родной фамилии, которую считал слишком странной. Так Дорис Каппельхоф стала Дорис Дэй.
Она начала выступать как певица в 1939 году, и со свинговым биг-бендом Леса Брауна добилась первого большого успеха: её песня «Sentimental journey» ( рус. Сентиментальное путешествие , 1945) была хитом у демобилизованных американских солдат, возвращавшихся домой из Европы. В 1947 году Дэй оставила оркестр Леса Брауна , чтобы начать сольную карьеру. На протяжении последующих двадцати лет ею записано более 650 песен, что сделало Дорис Дэй одной из самых популярных и признанных певиц XX века.
В 1941 году Дорис Дэй вышла замуж за музыканта из её же оркестра, Эла Джордана, брак с которым продлился всего два года; в 1943 году супруги развелись.
Дорис работала и со многими другими исполнителями, в частности, с джаз-оркестром ().
Во время работы с Лесом Брауном и недолгого сотрудничества с Бобом Хоупом Дорис много гастролировала по США. В 1946 году она снова вышла замуж, за саксофониста Джорджа Уайдлера. В 1948 году Дэй развелась с ним, после чего решила покинуть Лос-Анджелес и вернуться в родной Цинциннати. Однако её агент Эл Ливи убедил её повременить с отъездом и сходить на вечеринку в доме композитора Жюля Стайна , где она могла бы показать себя и, возможно, помочь дальнейшему развитию своей карьеры. На вечеринке Дорис исполнила песню «Embraceable You», чем произвела большое впечатление на Стайна и на его партнёра Сэмми Кана. Они в свою очередь рекомендовали её компании « Warner Bros. ».
Карьера Дэй как актрисы кино началась с фильма « Роман в открытом море » ( Romance on the High Seas ; 1948); его успех положил начало её двадцатилетней карьере в этой области. В 1949 году вышли ещё два фильма с ее участием: « Мечтаю о тебе » и «Это великое чувство», сделавшие актрису узнаваемой и популярной звездой. Способствовал этому и хит «It’s Magic» ( рус. Это магия) из «Романа в открытом море». Затем последовали новые фильмы — в основном не слишком притязательные музыкальные комедии, как например, «В свете серебристой луны» и «Чай для двоих». В 1953 году вышел новый успешный фильм с Дорис Дэй — «Джейн-катастрофа», песня из которого, «Secret Love» ( рус. Тайная любовь), в исполнении Дорис получила « Оскара » в номинации «Лучшая песня года».
После кинофильма , где Дэй снялась вместе с Фрэнком Синатрой , актриса расторгла свой контракт с « Warner Bros. » и начала работать под началом своего третьего мужа, Мартина Мэлчера, ставшего её агентом и продюсером всех ее последующих фильмов. Теперь у Дорис Дэй помимо комедийных ролей появились и серьёзные драматические. В 1955 году она получила благоприятные отзывы критики за роль певицы Рут Эттинг в фильме « Люби меня или покинь меня », в котором ее партнером был Джеймс Кэгни . Позже в своей автобиографии она назвала этот фильм лучшим в своей карьере. В фильме Альфреда Хичкока « Человек, который слишком много знал », где Дорис Дэй выступает в паре с Джеймсом Стюартом , она исполнила песню «Whatever Will Be, Will Be (Que Sera, Sera)» ( рус. Что будет, то будет), принесшую ей второго « Оскара ».
В конце 1950-х годов популярность Дорис Дэй пошла на спад. Фильмы с её участием продолжали получать тёплые отзывы критиков, но былого триумфа уже не было. Возможно, причина была в том, что лирические музыкальные фильмы в конце 1950-х годов были уже не так востребованы, главным музыкальным направлением становился рок-н-ролл .
В 1959 году Дорис Дэй в дуэте с Роком Хадсоном снялась в ленте « Интимный разговор ». Этот фильм вновь вернул актрисе былое внимание публики, а сама она была номинирована на премию « Оскар » в категории «Лучшая женская роль» . Во многих фильмах 1960-х годов режиссёры отдавали должное профессионализму актрисы Дорис Дэй, тогда как её возможности певицы игнорировались.
В конце 1960-х годов в США началась сексуальная революция . Менялось представление о сексуальности, кино становилось более откровенным, в то время как фильмы с Дорис Дэй оставались все такими же наивно-простодушными и целомудренными. Критики и журналисты тех времен окрестили Дорис «бессменной старой девой», и она постепенно теряла свой звездный статус, лишь напоследок блеснув в фильме «Лодка со стеклянным дном» (1966). Дорис Дэй сама признавала среднее качество своих фильмов, говоря, что снимается в них лишь по настоянию мужа.
Перемена вкусов отразилась и на карьере Дорис Дэй как певицы. Её альбомы «Duet» и «Latin» были удостоены похвал критики, но коммерческим успехом в США не пользовались. В 1967 году Дорис Дэй записала свой последний альбом, «The Love Album», выпуск которого состоялся лишь в 1994 году.
В 1968 году умер муж Дорис Дэй, Мартин Мэлчер, после чего обнаружилось, что большая часть её заработков растрачена, а сама она увязла в долгах. Выяснилось также, что незадолго до смерти Мэлчер подписал контракт с телевидением на выпуск «Шоу Дорис Дэй». Актриса никогда не горела желанием сниматься на телевидении, но оспорить контракт не могла, и осенью 1968 году шоу стартовало.
С 1968 по 1973 Дорис была ведущей собственного комедийного шоу, основной музыкальной темой которого была песня «Que sera, sera». Дэй неутомимо трудилась на протяжении всего сериала, с тем, чтобы оплатить долги мужа. После завершения съёмок Дорис Дэй не появлялась больше ни на телевидении, ни в кино.
В 1970-х годах актриса активно занялась защитой животных. Во множестве своих интервью она критиковала знаменитостей, носящих натуральные меха. Её осуждению подверглись Мэри Тайлер Мур , Энджи Дикинсон и Джейн Медоуз . Дорис деятельно продвигала свои предложения по защите животных в Конгресс, а также обращалась с предложениями поправок в законодательство к президентам Рональду Рейгану и Биллу Клинтону . Ею была также создана «Лига животных Дорис Дэй», которую она сама и финансировала.
Дорис Дей была замужем четыре раза:
В 1990-е годы вновь появился интерес к Дорис Дэй. В 1992 году вышел диск с лучшими её хитами, а одна из песен была использована для саундтрека к фильму « Строго по правилам ». В начале 2000-х годов большим спросом пользовались видеодиски с её фильмами, в интернете появилось много посвящённых ей веб-сайтов. В 2011 году Дорис Дэй выпустила свой 29-й студийный альбом , который вошёл в десятку лучших альбомов Великобритании с новым материалом. Это случилось в год 87-летия певицы и через 62 года после выхода её дебютного альбома . В 2012 году Дэй заняла шестое место среди популярных кассовых певцов .
В 2004 году актриса была награждена « Президентской медалью Свободы », однако не присутствовала на церемонии из-за страха перед авиаполетами. Кроме этого, Дэй отказалась от награждения почётным «Оскаром» (хотя Киноакадемия несколько раз предлагала ей это ), а также от «Награды центра Кеннеди».
Среди ее наград также — премия Grammy Lifetime Achievement Award (вручена 9 февраля 2008 года) и премия Legend Award от Общества певцов (Society of Singers) . В 1989 году ей была присуждена премия Сесиля Б. Де Милля за все ее достижения в кино. В 2004 году награждена Президентской медалью свободы ( Presidential Medal of Freedom ) президентом Джорджем Бушем-младшим, а в 2011 году — премией Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков за достижения в карьере ( Los Angeles Film Critics Association’s Career Achievement Award ).
У Дорис Дэй есть две звезды на Голливудской аллее славы — за вклад в развитие кино и за развитие музыкальной индустрии США.
Дорис Дэй скончалась 13 мая 2019 года в своём доме в Калифорнии в возрасте 97 лет от пневмонии .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1948 | ф | Роман в открытом море | Romance on the High Seas | Джорджия Гарретт |
1949 | ф | Мечтаю о тебе | My Dream Is Yours | Марта Гибсон |
1949 | ф | It’s a Great Feeling | Джуди Адамс | |
1950 | ф | Трубач | Young Man with a Horn | Джо Джордан |
1950 | ф | Tea for Two | Нанетт Картер | |
1950 | ф | The West Point Story | Джен Уилсон | |
1951 | ф | Штормовое предупреждение | Storm Warning | Люси Райс |
1951 | ф | Колыбельная Бродвея | Lullaby of Broadway | Мелинда Ховард |
1951 | ф | On Moonlight Bay | Марджори Уинфилд | |
1951 | ф | I’ll See You in My Dreams | Грейс Лебой Кан | |
1951 | ф | Starlift | в роли самой себя | |
1952 | кор | — | Screen Snapshots: Hollywood on the Ball | в роли самой себя |
1952 | ф | The Winning Team | Эйми Александр | |
1952 | ф | April in Paris | Этель Джексон | |
1953 | ф | By the Light of the Silvery Moon | Марджори Уинфилд | |
1953 | кор | So You Want a Television Set | в роли самой себя | |
1953 | ф | Джейн-катастрофа | Calamity Jane | Бедовая Джейн |
1954 | ф | Волна преступности | Crime Wave | в роли самой себя |
1954 | ф | Lucky Me | Кэнди Уилльмс | |
1954 | ф | Young at Heart | Лори Таттл | |
1955 | ф | Люби меня или покинь меня | Love Me or Leave Me | Рут Эттинг |
1956 | ф | Человек, который слишком много знал | The Man Who Knew Too Much | Джо Маккенна |
1956 | ф | Джулия | Julie | Джулия Бентон |
1957 | ф | The Pajama Game | Бейб Уильямс | |
1958 | ф | Любимец учителя | Teacher’s Pet | Эрика Стоун |
1958 | ф | The Tunnel of Love | Изольда Пул | |
1959 | ф | It Happened to Jane | Джейн Осгуд | |
1959 | ф | Интимный разговор | Pillow Talk | Джен Морроу |
1960 | ф | Please Don’t Eat the Daisies | Кейт Робинсон Маккей | |
1960 | ф | Midnight Lace | Кит Престон | |
1961 | ф | Вернись, моя любовь | Lover Come Back | Кэрол Темплтон |
1962 | ф | That Touch of Mink | Кэти Тимберлейк | |
1962 | ф | Billy Rose’s Jumbo | Китти Уандер | |
1963 | ф | The Thrill of It All | Беверли Бойер | |
1963 | ф | Move Over, Darling | Эллен Вагстафф Арден | |
1964 | ф | Send Me No Flowers | Джуди | |
1965 | ф | Do Not Disturb | Дженет Харпер | |
1966 | ф | The Glass Bottom Boat | Дженнифер Нельсон | |
1966 | кор | — | One Chance | в роли самой себя / Дженнифер Нельсон |
1967 | ф | Caprice | Патриша Фостер | |
1967 | ф | The Ballad of Josie | Джози Миник | |
1968 | ф | Where Were You When the Lights Went Out? | Маргарет Гаррисон | |
1968 | ф | With Six You Get Eggroll | Эбби Макклюр | |
1968 — 1973 | с | The Doris Day Show | Дорис Мартин | |
1970 | с | The Governor & J.J. | в роли самой себя |