Осенняя улица (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Осе́нняя сона́та» ( швед. Höstsonaten) — фильм- драма шведского режиссёра Ингмара Бергмана 1978 года . Фильм был снят в Норвегии , так как в то время у Бергмана были проблемы с налоговыми органами Швеции .
В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…» . Голливудская звезда и однофамилица режиссёра Ингрид Бергман никогда прежде не работала с великим Ингмаром Бергманом (фильм «Осенняя соната» стал одним из её последних фильмов). Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в фильмах Бергмана (вплоть до « Сарабанды »).
В своём фильме Бергман исследует тему взаимного непонимания родных. В «Картинах» он пишет: «В конце концов дочь рожает мать <…> Мысль о том, что Хелена <в окончательном варианте — Эва> рожает мать, довольно путаная, и, к сожалению, я её отбросил. Ведь персонажи следуют собственной логике. Раньше я пытался их обуздать и наставить, но с годами поумнел и научился разрешать им вести себя, как им захочется. Это привело к тому, что ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки» . Любить и прощать в фильме умеют лишь страдающие, слабые люди.
Кармалова Е. Ю. и Костенко Е. В. отмечают: «Мир „Осенней сонаты“ — сорокового фильма Бергмана — выглядит неправдоподобно спокойным. Дом на живописном побережье; четыре действующих лица — члены одной семьи, будто бы любящие и уважающие друг друга. Ева, её сестра Елена и муж Виктор принимают у себя в гостях Шарлотту, мать сестер, которая не навещала их семь лет. Внешне все рады встрече, но эта обманчивая идиллия — вступительный аккорд к любой „камерной драме“. Внутренний конфликт проявляется тогда, когда мать и дочь вместе играют Шопена» .
Эва ( Лив Ульман ), жена деревенского пастора, приглашает к себе в гости свою мать, Шарлотту ( Ингрид Бергман ), с которой не встречалась уже семь лет. Её мать — всемирно известная пианистка, женщина талантливая, эгоистичная, стареющая, похоронившая нескольких мужей. Эва не столь талантлива, как мать, хотя тоже неплохо играет на фортепиано, написала две книги; но главное её призвание — быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом всё в её жизни складывается несчастливо: мужа она очень уважает, но не любит по-настоящему, их сын утонул в четырёхлетнем возрасте (и незажившая рана, как и прежде, не даёт покоя), да и мать никогда не любила её. Эва забирает из больницы свою страдающую параличом сестру Хелену ( Лена Нюман ), речь которой понимает лишь Эва.
Присутствие младшей дочери в доме шокирует мать. Она любезно говорит с больной, выслушивает в исполнении Эвы прелюдию № 2 ля минор Шопена и тут же играет её сама — так, как, по её мнению, надо это делать. Перед сном довольно холодно размышляет о дочери, спокойно решает сделать ей дорогой подарок. Ночью Шарлотта просыпается от кошмара: ей кажется, будто Эва душит её. Она встаёт, выходит в гостиную и видит там Эву, которая тоже не спит.
Мать и дочь выясняют отношения, раскрывая перед зрителем свою прожитую жизнь. Виктор, муж Эвы, слышит эту истерику, но разумно не вмешивается в неё. Слышит этот отчаянный разговор и больная, которая выкарабкивается из кровати, ползёт по лестнице к Эве и Шарлотте, выкрикивая: «Мама, приди ко мне!»
Утром Шарлотта уезжает. Эва идёт на кладбище, где похоронен сын, а пастор тщетно пытается успокоить Хелену. Шарлотта, уже покинув дом дочери, беседует в поезде со своим давним другом импресарио Полем — и невзначай вновь высказывает, безо всякого лицемерия, свою нелюбовь к детям. Между тем Эва пишет матери письмо, из которого видно, что за её гневом и ненавистью скрывалась сильная безответная любовь к матери.