Фармер, Милен
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрэнсис Елена Фармер ( англ. Frances Elena Farmer , 19 сентября 1913 — 1 августа 1970) — американская актриса и телеведущая. Она стала известна из-за своей скандальной и трагической судьбы, в частности, нашумевшими стали несколько принудительных госпитализаций актрисы в психиатрическую клинику . О жизни Фрэнсис Фармер снято два фильма , выпущена одна телепрограмма , написано несколько книг , а также ей посвящено множество песен и газетных статей .
Фрэнсис Фармер родилась 19 сентября 1913 года в Сиэтле , штат Вашингтон , США . Её мать Кора Лиллиан Ван Орнум — диетолог , а отец Эрнест Мелвин Фармер, юрист . Фрэнсис была самой младшей из четырёх детей в семье, у неё были две старшие сестры и старший брат . Когда Фрэнсис было четыре года её родители развелись и она вместе с матерью, братом и сёстрами переехала в Лос-Анджелес , где жила сестра её матери . В следующем году её мать вернулась в Сиэтл, где возобновила отношения со своим мужем . Осенью 1929 года, когда Фрэнсис исполнилось шестнадцать лет, её родители расстались окончательно и её мать переехала в коттедж в Бремертоне, штат Вашингтон .
Фрэнсис с детства была одарённым ребёнком и ещё обучаясь в школе стала лауреатом конкурса сочинений, за который получила премию в размере $100 долларов от (англ.) (, в своём сочинении она описала хаотичный и безбожный мир, а также заявила о том что бога не существует . В своей автобиографии она писала, что это сочинение было написано ею под влиянием чтения Фридриха Ницше :
Он выразил те же сомнения, только он это сказал по-немецки — «Gott ist tot» (бог мёртв). Я могла это понять, многие говорили, что я не должна предполагать что бога нет, но я все же не находила никаких доказательств его существования .
Оригинальный текст (англ.) [ показать скрыть ]He expressed the same doubts, only he said it in German- ""Gott ist tot "" (God is dead). I could understand it, many people said that I should not assume that there is no God, but I still did not find any evidence of his existence.
В середине 1930-х годов, будучи ещё студенткой драматического отделения Вашингтонского университета , Фармер неоднократно принимала участие в различных студенческих театральных постановках, среди которых «Елена Троянская», « (англ.) (» и « Дядя Ваня ». В 1935 году она вновь привлекла к себе внимание, выиграв студенческий конкурс в газете «The Voice of Action» . Призом стала поездка в Советский Союз . Несмотря на протесты матери, Фармер всё же отправилась в поездку с желанием посетить МХАТ . После этого Фармер неоднократно подвергалась нападкам и обвинениям в симпатии к коммунизму и атеизму . В том же году она окончила университет со степенью в области журналистики и драмы .
Летом 1935 года, после возвращения из СССР , Фрэнсис решила серьёзно заняться актёрской карьерой и для этого перебралась в Нью-Йорк . Там она познакомилась с агентом из « Paramount Pictures », который вскоре устроил ей пробы на студии. Фармер удачно показала себя на пробах, и ей был предложен семилетний контракт, подписав который Фармер отправилась в Голливуд . Её кинодебют состоялся в 1936 году в картине « (англ.) (» , на съёмках которой она познакомилась со своим будущим мужем актёром Лейфом Эриксоном , за которого в том же году вышла замуж .
К концу 1936 года на экраны вышел фильм « (англ.) (», в котором Фармер снималась вместе с Бингом Кросби , а также фильм « Приди и владей », в который Фармер попала благодаря продюсеру Сэмюэлю Голдвину . Все эти киноработы принесли начинающей актрисе большую популярность и публика приняла её как новую кинозвезду.
Несмотря на это, Фармер не была полностью удовлетворена своей карьерой [ источник не указан 2295 дней ] . Ей казалось, что студия « Paramount Pictures » специально навязывает ей свои роли и всегда отказывает ей в собственном выборе, пытаясь подавить её становление как успешной кинозвезды [ источник не указан 2295 дней ] . На всё это Фрэнсис реагировала очень бурно, часто вступала в конфликты с продюсерами, пытаясь отстоять свою точку зрения [ источник не указан 2295 дней ] . Она отказывалась посещать голливудские вечеринки и почти не контактировала с другими звёздами [ источник не указан 2295 дней ] . В прессе тех лет информации о Фармер почти не было, и лишь изредка появлялись колкие статьи, в которых актрису обвиняли в безвкусном и старомодном выборе одежды [ источник не указан 2295 дней ] .
В 1937 году, надеясь повысить свою репутацию в качестве серьёзной актрисы, она покинула Голливуд и отправилась на восточный берег с целью принять участие в летних театральных постановках. Там Фрэнсис привлекла к себе внимание режиссёра (англ.) (и драматурга Клиффорда Одетса , которые пригласили её в местную театральную труппу, где Фармер вскоре появилась в постановке « (англ.) (» . Её игра сначала совершенно не впечатлила публику, а журнал « Time » и вовсе заявил, что эта роль не для неё [ источник не указан 2295 дней ] . Несмотря на это постановка стала крупным театральным хитом, а после начала турне в 1938 году, критики от Вашингтона до Чикаго давали восторженные отзывы .
За время сотрудничества Фрэнсис Фармер и Клиффорда Одетса у них начался роман, несмотря на то, что Одетс был женат на Луизе Райнер , и у Фармер был муж. После того как они расстались, а театральная труппа выбрала другую актрису для выступлений в Лондоне , Фармер решила, что её предали, а всё предыдущее время просто использовали, чтобы сделать постановку успешной. Фармер вновь вернулась в Голливуд на « Paramount Pictures », где по контракту в течение трёх месяцев каждого года должна была сниматься в кино. В остальное время, свободное от киносъёмок, она продолжала периодически играть в театре, но последующие её два появления на Бродвее не имели большого успеха.
Начиная с 1939 года, из-за её капризного поведения на работе и участившегося алкоголизма , её репутация стала сильно падать [ источник не указан 2295 дней ] . Фармер всё же по-прежнему часто предлагали хорошие роли, но когда дело доходило до съёмок, и актриса проявляла свой нетерпимый характер, продюсеры отказывались от неё. Фрэнсис перестала появляться в главных ролях, а в 1942 году « Paramount Pictures » и вовсе разорвал с ней контракт . Вдобавок ко всему в том же году распался её брак с Лейфом Эриксоном .
19 октября 1942 года полиция Санта-Моники задержала Фрэнсис Фармер за езду в нетрезвом виде, а также за последовавшее оскорбление правоохранительных органов. Она была на сутки взята под арест, а затем приговорена к штрафу в $500 долларов и тюремному заключению на 180 дней. Фармер тут же заплатила $250 долларов и была условно освобождена. К январю 1943 года Фрэнсис так и не заплатила оставшуюся часть штрафа, а вдобавок на неё поступила жалоба от парикмахера киностудии, согласно которой актриса выбила ему челюсть. Эти действия привели к тому, что Фармер вновь оказалась под арестом. Во время судебного слушания на следующее утро после ареста она обвинила полицию в нарушении её гражданских прав, запустила в судью чернильницу и потребовала адвоката. Её немедленно приговорили к тюремному заключению на 180 дней и под крики и нападки на полицейских вынесли из зала. Это всё не прошло незамеченным и стало главной новостью в прессе. В тюрьме Фармер пробыла недолго и вскоре, благодаря её свояченице, работавшей депутатом в местном округе, была переведена в Центральный госпиталь Лос-Анджелеса , где у неё диагностировали маниакально-депрессивный психоз .
Во время её обследования в частной психиатрической лечебнице Кимбол в Сан-Фернандо, Фармер был поставлен диагноз шизофрения и применена шоковая инсулиновая терапия , на что её семья не давала согласия. Спустя девять месяцев, проведённых в лечебнице, Фрэнсис удалось оттуда сбежать и, преодолев путь в 32 км, она добралась до дома своей сестры. После того как мать Фрэнсис узнала о применённых к дочери процедурах, она приехала в Лос-Анджелес и начала долгую юридическую борьбу с целью получить полное опекунство над ней. Хотя психиатры настаивали на продолжении лечения, Лиллиан Фармер удалось выиграть в этом деле, и в сентябре 1943 года она с дочерью вернулась в Сиэтл .
Но это не стало выходом из ситуации, и в течение шести месяцев, проведённых в родительском доме, Фармер постоянно проявляла агрессию в отношении матери, и ей пришлось вновь поместить дочь в государственный госпиталь (англ.) (в штате Вашингтон . Там к Фрэнсис применялась электросудорожная терапия , и по истечении трёх месяцев она была признана полностью вылечившейся. Спустя некоторое время Фармер отправилась с отцом в город Рино в штате Невада , чтобы повидаться с тётей. Но во время этой поездки сбежала и, после длительных путешествий на попутках, была арестована за бродяжничество в калифорнийском городе Антиок .
В мае 1945 года по рекомендации матери Фрэнсис снова отправили в клинику, где она провела последующие пять лет. Последний врач-психиатр, лечивший Фрэнсис — Уолтер Фримен, проводивший свои опыты в лечебнице, где находилась актриса. Хирург провел трансорбитальную лоботомию , воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно изменилось.
В марте 1950 года Фармер покинула клинику и под опекой матери вернулась в Сиэтл. Там она устроилась в прачечную в отеле «Олимпик», в том же месте, где в 1936 году её чествовали на мировой премьере фильма « Приди и владей » . В 1951 году снята с учёта в госпитале Вестерн Стейт, о чём узнала только два года спустя. После этого Фрэнсис Фармер через суд отменила опекунство и была восстановлена в своих гражданских правах.
В опубликованной посмертно автобиографии Фрэнсис Фармер «Наступит ли когда-нибудь утро?» были описаны насилие и жестокое обращение с актрисой во время её пребывания в психиатрической больнице. В книге Фармер утверждала, что её заставляли есть собственные фекалии и выступать в качестве секс-рабыни для врачей и санитаров . Фармер описывала своё пребывание там как «невыносимый ужас», сказав:
Меня насиловали санитары, засовывали в палату с крысами и травили недоброкачественной пищей. Я постоянно была прикована к кровати, в смирительной рубашке, да ещё меня топили в ледяной ванне .
Оригинальный текст (англ.) [ показать скрыть ]I was raped by the orderlies, shoved into the rat ward and poisoned with substandard food. I was constantly chained to the bed, in a straitjacket, I was also drowned in an ice bath.
Публикацию книги «Наступит ли когда-нибудь утро?» организовала близкая подруга и соседка актрисы Джин Рэтклифф. Хотя Рэтклифф утверждала, что написала только последнюю главу, посвящённую смерти Фармер, многие очевидцы утверждали, что Рэтклифф написала «автобиографию» целиком .
В 1951 году актриса вышла замуж за Альфреда Х. Лобли и переехала в калифорнийский город Эврика, где в течение трёх лет анонимно жила и работала секретарём на фотостудии. В 1957 году она познакомилась с телевизионным промоутером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым вскоре уехала в Сан-Франциско . Там она вновь подогрела к себе интерес публики и спустя год вернулась на театральную сцену. В 1958 году она развелась с Лобли и вышла замуж за Майкселла . В том же году Фармер появилась в эпизодах нескольких телесериалов, в том числе в «Студии один» и «Театре 90», и исполнила свою последнюю роль в кино, снявшись в картине студии « Paramount Pictures » «Кайфолом».
В 1958 году на телевидении стартовало её собственное шоу «Фрэнсис Фармер представляет», которое имело большой успех и долгое время сохраняло одну из первых позиций на телеэкранах . Тем не менее, к 1964 году, после развода с Майкселлом, её поведение вновь стало неуправляемым, и её шоу было закрыто, завершив тем самым её карьеру на телевидении. Фармер опять вернулась в театр, но год спустя, после очередного ареста за езду в нетрезвом виде, навсегда завершила актёрскую карьеру. После этого она пыталась дважды начать собственный бизнес вместе с подругой Джин Рэтклифф, но из-за проблем с законом лицензию так и не получила [ источник не указан 2295 дней ] .
Весной 1970 года у Фармер был диагностирован рак пищевода , причиной этой болезни стала её вредная привычка часто курить . Актриса умерла 1 августа 1970 года в Индианаполисе , в возрасте 56 лет и была похоронена на мемориальном кладбище в Оклонде, (англ.) ( .
В 1982 году на экраны вышел фильм « Фрэнсис », повествующий о трагической судьбе актрисы. Главную роль в нём исполнила Джессика Лэнг , а Ким Стэнли сыграла в картине её мать. Обе актрисы были номинированы на премию « Оскар »: Джессика Лэнг за «Лучшую женскую роль», а Ким Стэнли за «Лучшую женскую роль второго плана» .
В 1983 году вышел телевизионный фильм «Наступит ли когда-нибудь утро?», основанный на автобиографии актрисы . Главную роль сыграла Сьюзан Блэйкли , а Ли Грант изобразила в этом фильме мать Фрэнсис Фармер. В своём обзоре для The New York Times кинокритик Джон О’Коннор отметил, что телевизионная версия намного ближе к фактам жизни актрисы, нежели художественный фильм «Фрэнсис» .
Рок-музыкант Курт Кобейн был очарован жизнью Фармер еще со школы, когда он впервые прочитал ее неоднозначную биографию 1978 года. Ей посвящена написаная в 1992 году песня (Френсис Фармер отомстит Сиэтлу) и выпущенная на альбоме In Utero в сентябре 1993 года. По словам журналистки Джиллиан Г. Гарр, Кобейн стал «еще больше отождествлять себя с историей Фармер» после своего собственного успеха с « Нирваной », «особенно с чуждым условностям характером Фармер, ее откровенной неприязнью к коммерции, травлей со стороны СМИ и ее грустной, несправедливой судьбой».
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1936 | ф | (англ.) ( | Too Many Parents | Салли Колман |
1936 | ф | (англ.) ( | Border Flight | Энн Блейн |
1936 | ф | (англ.) ( | Rhythm on the Range | Дорис Холлидей |
1936 | ф | Приди и владей | Come and Get It | Лотта Морган / Лотта Бостром |
1937 | ф | (англ.) ( | Exclusive | Вайна Свейн |
1937 | ф | (англ.) ( | The Toast of New York | Джози Мэнсфилд |
1937 | ф | (англ.) ( | Ebb Tide | Фэйт Вайшарт |
1938 | ф | (англ.) ( | Ride a Crooked Mile | Трина |
1940 | ф | (англ.) ( | South of Pago Pago | Руби Тейлор |
1940 | ф | (англ.) ( | Flowing Gold | Линда Чэлмерс |
1941 | ф | (англ.) ( | World Premiere | Китти Карр |
1941 | ф | (англ.) ( | Badlands of Dakota | Бедовая Джейн |
1941 | ф | Среди живущих | Among the Living | Элейн Рейден |
1942 | ф | (англ.) ( | Son of Fury: The Story of Benjamin Blake | Изабель Блейк |
1958 | ф | (англ.) ( | The Party Crashers | миссис Бикфорд |
Год | Название | Оригинальное название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1958 | (англ.) ( | Playhouse 90 | Вэл Шмитт | эпизод: «Reunion» |
1958 | (англ.) ( | Matinee Theatre | Кэтрин | эпизод: «Something Stolen, Something Blue» |
1958 | (англ.) ( | Studio One | Сара Уолкер | эпизод: «Tongues of Angels» |
1958- 1964 | (англ.) ( | Frances Farmer Presents | ведущая |
Год | Название | Роль |
---|---|---|
1937 - 1938 | (англ.) ( | Лорна Мун |
1939 | Тихий город | Имя персонажа неизвестно |
1939 | (англ.) ( | Мелани |