Interested Article - Робер, Поль
- 2021-10-07
- 1
Поль Робе́р ( фр. Paul Robert ; 1867 , Фрибур , Швейцария — 1934 , там же) — швейцарский актёр и художник - карикатурист , живший и работавший в Петербурге три десятилетия (1885—1918) . Автор шаржированных портретов известных деятелей искусства и городских властей Петербурга конца XIX — начала XX века.
Биография
Поль Робер родился в 1867 году в швейцарском городе Фрибур . В 1885 году, после смерти отца, приехал в Петербург . Был торговцем - бакалейщиком , домашним учителем французского языка. Занимался рисованием, живописью, пением, изучал русский язык. Вскоре поступил во французскую казённую драматическую труппу, выступавшую на сцене Императорского Михайловского театра . Пользовался расположением коллег и публики, дарование артиста было отмечено императором Николаем II , делавшим Роберу ценные подарки. В качестве актёрских особенностей Робера историки театра отмечают «представительную наружность», обаяние, «безукоризненные манеры» и «прекрасную дикцию» .
В свободное от работы в театре время занимался изобразительным искусством, работал в техниках масляной живописи и графики . В периоды длительных отпусков совершенствовал технику рисунка и живописи в парижской Академии Жюлиана . Участвовал в выставках Санкт-Петербургского общества художников . Картины выставлялись на продажу, несколько работ были приобретены императрицей Марией Фёдоровной для личной коллекции. Робер сотрудничал с петербургскими иллюстрированными периодическими изданиями — журналом карикатур « » (1897—1901), « Петербургской газетой » (1902—1917), отдельные работы публиковались и в других изданиях. Выпустил два альбома карикатур (1896, 1903) .
Был женат на «петербургской швейцарке» Леон Бернар, в 1900-х годах владевшей кондитерской на Большой Морской улице , 26. У супругов был сын .
Робер проработал в Михайловском театре свыше 30 лет, в начале 1917 года получил полную пожизненную пенсию по выслуге лет. После Октябрьской революции лишился пенсии, имущество было конфисковано. В связи с революционными событиями у актёров начались обыски, следовали угрозы арестов. Робер не оставлял театр, 3 марта 1918 года участвовал в последнем спектакле французской труппы. После закрытия театра вернулся в Швейцарию . Преподавал дикцию в высших учебных заведениях, зарабатывал на жизнь продажей картин и карикатур. Умер во Фрибуре в 1934 году .
Творчество
В 1896 году Робер выпустил альбом карикатур «Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра» ( фр. «Nos artistes français. Caricatures et autographes des artistes du Théâtre Michel»). В 1897—1901 годах сотрудничал с художественным журналом карикатур «Шут», делал сюжетные шаржи , посвящённые премьерным спектаклям Михайловского театра . За эти годы в журнале было опубликовано около 80 выполненных по его рисункам цветных литографий , представляющих «красочные многофигурные шаржи со сложной и экспрессивной композицией» .
С осени 1902 до начала 1917 года сотрудничал с « Петербургской газетой », возглавляемой театралом и историком балета С. Н. Худековым . В 1902—1905 годах в издании было опубликовано свыше 150 работ Робера, иногда рисунки печатались с периодичностью 2—3 раза в неделю .
В 1903 году вышел второй альбом Робера — «Весь Петербург в карикатурах», в состав которого вошли около 70 портретных шаржей известных современников. Издание было отпечатано на веленевой бумаге тиражом 200 нумерованных экземпляров. Исходя из указания «Серия 1 я » на обложке, исследователи предполагают замысел продолжающегося издания, продолжение не последовало по неизвестным причинам. Многие вошедшие в альбом работы впервые были опубликованы в «Петербургской газете», остальные выполнены в стилистически сходной манере. Исследователи отмечают изменение художественной манеры Робера — переход к стилистике ар нуво : в рисунках «не использован цвет, не применяются переходы тона, а изображение создаётся за счёт сплошного чёрного пятна и широкой контурной линии» .
С 1902 по 1917 год в « Петербургской газете » опубликовано свыше 380 рисунков Робера, преимущественно шаржированные портреты, меньшинство составляли сюжетные карикатуры. Объектами шаржей были известные современники — театральные деятели (артисты, режиссёры, антрепренёры, служащие дирекции Императорских театров), деятели музыкального мира (композиторы, профессора консерватории, исполнители, дирижёры), художники, литераторы, деятели городского самоуправления ( гласные городской думы , члены городской управы ) .
В числе героев роберовских шаржей — оперные певцы Ф. И. Шаляпин , Н. Н. Фигнер , В. И. Касторский , Л. В. Собинов , Ф. В. Литвин , М. И. Долина ; артистки балета А. П. Павлова и О. И. Преображенская , режиссёры Н. Ф. Балиев , В. Э. Мейерхольд , К. М. Миклашевский ; композиторы Н. А. Римский-Корсаков , Э. Ф. Направник , Ц. А. Кюи , А. К. Глазунов ; художники И. Е. Репин , К. Е. Маковский , писатели П. Д. Боборыкин , М. Горький , В. А. Крылов , И. А. Гриневская , критик С. А. Венгеров , адвокаты С. А. Андреевский , В. Н. Герард , Н. П. Карабчевский ; деятели городского самоуправления: гласные городской думы П. П. Дурново , В. Д. Набоков , М. И. Петрункевич , Н. Д. Шубин-Поздеев , Г. А. Фальборг, И. Я. Фойницкий , городские головы И. И. Глазунов , , Н. А. Резцов , И. И. Толстой , инженеры К. Д. Грибоедов и Е. Б. Контковский и др.
Критики отмечают лёгкость пера, «цепкий взгляд» и наблюдательность Поля Робера, присущие художнику доброту и незаурядное чувство юмора .
Библиография
- Робер П. Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра = Nos artistes français. Caricatures et autographes des artistes du Théâtre Michel / Поль Робер. — СПб. , 1896.
- Робер П. Весь Петербург в карикатурах / Поль Робер. — СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. — 48 с. — (Серия 1). — 200 экз.
- Лица Петербурга в шаржах Поля Робера / П. Робер ; сост. О. Н. Ансберг. — СПб. : Крига, 2017. — 208 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-901805-06-0 .
Наследие и память
В XXI веке творчество Поля Робера служит предметом исследований историков. Работы карикатуриста экспонируются на выставках — в Михайловском театре (2012), петербургском Музее печати (2015) и др. Часть работ художника находится в Литературно-мемориальном музее Н. А. Островского в Сочи .
Комментарии
- В справочнике « Весь Петербург » Робер фигурировал под именем Пауль, затем — Павел Августович (, с. 49).
Примечания
- , с. 48.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 49.
- ↑ , с. 48—49.
- , с. 50—52.
- , с. 50.
- , с. 50—56.
- , с. 53—56.
- ↑ .
- ↑ .
- // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — СПб. , 2015. — Вып. 6 февраля . 7 августа 2020 года.
Литература
- Эрни А. Пол Робер — карикатурист и художник в Российской империи // Швейцарцы в Петербурге : сб. ст / сост. М. И. Люти, Е. Медер, Е. Тарханова; пер. с нем. Р. Данилевского, с фр. Е. Тархановой, с итал. М. Талалая. — СПб. : Петербургский ин-т печати, 2002. — С. 231—237. — 623 с. — (К 300-летию Санкт-Петербурга). — 1000 экз. — ISBN 5-93422-002-0 .
- Ансберг О. Н., Петрова С. И. «Галерея петербуржцев» Поля Робера на страницах «Петербургской газеты» // Санкт-Петербург — Швейцария: 200 лет российско-швейцарских дипломатических отношений : сб. ст. — СПб. : Европейский дом, 2016. — 562 с. — (Санкт-Петербург и мир ; вып. 14). — ISBN 978-5-8015-0366-0 .
- Ансберг О. Н. // Фонтанка : культурно-исторический альманах. — СПб. , 2016. — № 19 . — С. 48—56 .
- Рухля С. // Новые известия : газета. — М. , 2015. — Вып. 26 февраля .
Ссылки
- (неопр.) . Михайловский театр (20 июля 2012). Дата обращения: 10 июня 2017.
- (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Н. А. Островского (13 августа 2015). Дата обращения: 10 июня 2017.
- (неопр.) . Музей истории Петербурга (2015). Дата обращения: 10 июня 2017.
- 2021-10-07
- 1