Шахматисты (картина Вероны)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматисты ( итал. Giocatori di scacchi) — картина итальянского художника Париса Бордоне ( итал. Paris Paschalinus Bordone ; 1500—1571).
Картина создана между 1540 и 1545 годами . Выполнена маслом на холсте. Размер — 112 на 181 сантиметров (по другим данным — 116 на 184,7 ). Известно, что одним из первых владельцев картины был Thomas Howard, 2Earl of Arunde (1585—1646) . В настоящее время находится в Берлинской картинной галерее ( нем. Berlin: Staatliche Museen Gemaldegalerie, inv.169 ).
Парис Бордоне обращает внимание зрителей в первую очередь на шахматную партию, которая расположена в центре картины. По своему социальному положению шахматисты, расположившиеся вокруг шахматной доски, равны друг другу, их одежды одинакового покроя и различаются только в цветовых оттенках. На заднем плане картины причудливый пейзаж . В левом верхнем углу изображен портик , его конструкция причудлива и громоздка. Патриция Браун (в книге «Art and Life in Renaissance Venice») настаивает , что он является плодом буйной фантазии художника и имеет мало общего с реальными постройками. Изображены и другие персонажи: два человека в левой части картины ведут беседу, а еще один размышляет, опираясь на колонну спиной. В правой части картины изображены две группы: одна принимает пищу и отдыхает, возможно, ведя непринужденную светскую беседу; вторая просто отдыхает, любуясь природой. На переднем плане и в левой части картины Бордоне изобразил варианты интеллектуального отдыха. На заднем плане и в правой части изображен отдых от мыслительной деятельности.
Разнообразны трактовки символического смысла изображения. Патриция Браун предполагала, что изображение было :
«метафорой идеального государства, в котором каждый имеет свои правильно определённые для него место в обществе и социальную роль»
— Патриция Фортини Браун. Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения.
Было высказано предположение, что картина — портрет отца и сына (лица персонажей выдают близкое родство), играющих партию, в которой победу одерживает отец, тем самым в иносказательной форме представлена роль власти в жизни общества, одновременно отеческая и насильственная . Искусствовед Регина Л. О’Ши видит в картине слабо различимый гомосексуальный оттенок . Обращалось внимание на расчерченный на квадраты пол в портике, который становится продолжением пространства шахматной доски.
В партии заметно некоторое материальное превосходство белых над черными (у белых две ладьи , один слон и одна пешка против ферзя и двух пешек). С позиционной точки зрения у чёрных перевес (чёрные контролируют центр, белая ладья заперта в углу). Представлена заключительная фаза комбинации чёрных. Следующим ходом они ставят мат белому королю — 1. … Фb7-b1X . Такая комбинация стала возможна вследствие грубой ошибки белых. Первоначально ферзь , вероятно, стоял на линии от d7 до h7 (на поле d7 , f7 или h7 , защищая обе чёрные пешки), а белая ладья должна была находиться на a6 . Чёрный ферзь переместился на b7 , атакуя ладью, а белая ладья отступила на a2 .