В Википедии есть статьи о других людях с фамилией
Малкиель
.
Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский
(
фр.
Myron Malkiel-Jirmounsky ; первоначально —
Меер Аронович (Мирон Аркадьевич) Жирмунский
;
3 мая
1890
,
Санкт-Петербург
—
1974
,
Лиссабон
) — русский, французский и португальский искусствовед, литературовед и переводчик.
Биография
Мать, Софья Яковлевна Малкиель — из известного
двинского
купеческого семейства
Малкиель
; отец — кандидат права Арон Шевахович Жирмунский (в быту Аркадий Савельевич; 1861—?) — был уроженцем
Вильны
, сыном купца первой гильдии Шеваха Менделевича Жирмунского (1820 — не позднее 1880) и его жены Рохли Ароновны (1821—1891)
. Племянник отоларинголога
Менделя Шеваховича Жирмунского
и инженера-химика
Соломона (Семёна) Савельевича Жирмунского
.
Окончил 10-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1908). В 1908—1910 годах учился в
Санкт-Петербургском университете
. В 1913—1914 годах учился на отделении исторических и филологических наук в
Практической школе высших исследований
в
Париже
. Окончил романо-германское отделение
историко-филологического факультета
Петербургского университета
, где был оставлен приват-доцентом на кафедре западноевропейских литератур
. Участвовал в работе словесного отделения Петроградского института истории искусств.
После революции эмигрировал в
Париж
, с 1926 года преподавал в
Сорбонне
(курс испанского театра, западноевропейской литературы, в 1927—1940 годах — курс португальской литературы). В 1940 году бежал из оккупированного Парижа. Затем был профессором
Лиссабонского университета
, научным сотрудником
Национального музея старинного искусства
и Центра по изучению искусств и музыковедения в
Лиссабоне
(1941—1974).
Автор ряда трудов по истории португальской, французской, голландской и итальянской архитектуры, живописи и литературы, общей теории искусств
. Занимался также переводами на
португальский язык
и художественной критикой. Ранние статьи и рецензии, связанные с постановками
В. Э. Мейерхольда
, — «Комедии Камоэнса», «Комедия чистой радости», «Карло Гоцци — политик или художник»? (По поводу статьи А. А. Гвоздева «Общественная сатира Карло Гоцци») — вошли в научно-исследовательский проект по творческому наследию В. Э. Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам» (1914—1916) (Министерство культуры Российской Федерации, Российский институт истории искусств. СПб: РИИИ, 2014).
Член-корреспондент Португальской академии изящных искусств
.
Семья
-
Брат — Яков Аркадьевич Жирмунский (впоследствии известен как Жак и Джакомо Жирмунский —
итал.
Giacomo Girmunschi ,
фр.
Jacques Girmounsky ; 1887, Санкт-Петербург — ?),
итальянский
художник и искусствовед, жил в
Триесте
. Другой брат — Константин (также итальянский художник) — был женат, с 1913 года, на сестре
В. М. Жирмунского
Раисе (1893—1971)
.
-
Двоюродные братья — лингвист
Виктор Максимович Жирмунский
, журналист
Яков Ноевич Блох
, музыкальный педагог и виолончелист
Константин Исаакович Шапиро
, хирург
Яков Иосифович Гальперн
; двоюродные сёстры — поэтесса
Раиса Ноевна Блох
и церковный деятель Магдалина Исааковна Лосская (в девичестве Магда Исааковна Малкиель-Шапиро, 1905—1968, жена
В. Н. Лосского
).
-
Троюродные братья (по материнской линии) — писатель
Юрий Николаевич Тынянов
и филолог-романист
Яков Львович Малкиель
.
-
Племянница —
поэт
,
переводчик
,
литературный критик
Тамара Жирмунская
(1936—2023), жена режиссёра-документалиста
Павла Сиркеса
.
Книги
-
Essai d'analyse des procédés littéraires de Warr. Montpellier: Société des Langues Romanes, 1926.
-
Quelques remarques sur la datation du «Tristan» de Thomas. Discussion de méthode. Paris: Éditions S.A.P.E., 1927.
-
Le Rôle de l'économie spirituelle dans l'économie nationale. Paris: Impr. de Vaugirard, 1929.
-
Les tendances de l'architecture contemporaine. Paris: Libraire Delagrave, 1930.
-
L'art de Torquato Tasso dans la «Gerusalemme Liberata». Paris: E. Leroux, 1931.
-
C. B. Lewis, Classical mythology and Arthurian romance. Paris: E. Leroux, 1932; Oxford, 1932.
-
Algunas notas sôbre a arte de Camões nos «Lusíadas». Lisboa: Seara Nova, 1932.
-
Le Architetture nuove in Francia. Milano, Roma, Treves, Treccani-Tumminelli, 1932.
-
La Vérité historique. Paris: Éditions S.A.P.E., 1934.
-
La Race et la Nation. Paris: Éditions S.A.P.E., 1935.
-
La Langue et la pensée. Paris: Éditions S.A.P.E., 1935.
-
L'Art populaire existe-t-il? Paris: Éditions S.A.P.E., 1936.
-
Notes sur les trois rédactions du «Roland furieux» de l'Arioste. Paris: E. Droz, 1936.
-
The Study of the artistic antiquities of Dutch India. Harvard-Yenching Institute: Baltimore, printed by J. H. Furst Co., 1939.
-
Problèmes des primitifs portugais. Lisboa: Coimbra editora, 1941.
-
L'esprit classique et l'esprit romantique dans les «primitifs» portugais. Lisbonne: Institut français au Portugal, 1941.
-
Vers une méthode dans les études des «primitifs» portugais. Lisboa: Livraria Bertrand, 1942.
-
L'historien d'art, le 'connaisseur' et le critique d'art. Lisboa: Instituto para a Alta Cultura, Centro de Estudos de Arte e Museologia, 1943.
-
Os Painéis denominados de Mestre do Paraiśo. Lisboa: I. Bertrand Ltda, 1943.
-
Duas formas de expressão opostas na história da arte. Lisboa: Seara nova, 1943.
-
La «Vierge aux Anges» du Musée national de l'art ancien. Lisboa, 1944.
-
Determinação dos valores na história da arte. Lisboa, 1945.
-
La formation du style de la peinture portugaise au XVI.e siècle (Le maître de Sardoal). Lisboa, 1945.
-
Preconceitos da época. Lisboa: Istituto para a Alta Cultura, 1947.
-
La Langue et la Pensée. Lisboa: Jorge Fernandez, 1947.
-
Problèmes de l'histoire de l'art. Cadernos do Centro de Estudos de Arte Museologia, 4. Lisboa, 1951.
-
Le Rôle de l'atelier et des collaborateurs dans l'oeuvre de Léonard de Vinci. Lisboa: Musée national de l'art ancien, 1951.
-
Les théories d'art au moyen age, a identidade da crítica de arte e da crítica literária do Renascimento. Серия «Cadernos do Centro de Estudos de Arte e Museologia», 6. Lisboa, 1955.
-
Três roteiros desconhecidos de Aḥmad Ibn-Mādjid: segundo o único manuscrito do Instituto de Estudos Orientais da Academia de Ciências da U.S.S.R. Lisboa: Comissão executiva das comemorações do V centenário da morte do infante D. Henrique, 1957.
-
Pintura à sombra dos mosteiros: a pintura religiosa portuguesa nos séculos XV e XVI. Lisboa: Edicoes Atica, 1957.
-
L'Exposition de l'art de gandhara au musée national de l'art ancien. Lisboa: Ed. Grafica portuguesa, 1958.
-
Aḥmad Šihāb ad-Dîn Ibn Maǧīd as-Saʻdī. O Piloto arabe de Vasco da Gama (Roteiro de Safala, por Ahmad Ibn-Maǧid, na versão portuguesa de Myron Malkiel-Jirmounsky, segundo a edição rusa de Teodor A. Chumovsky). Lisboa: Comissão executiva das comemorações do V Centenário da morte do infante D. Henrique, 1959.
-
Escola do Mestre de Sardoal. Серия «Nova colecção de arte portuguesa», 15. Lisboa: Artis, 1959.
-
A Arte de Gandhara no Paquistâo. Lisboa: Museo de Arte Antiga, 1959.
-
Três roteiros desconhecidos de Aḥmad Ibn-Mādjid, o piloto árabe de Vasco da Gama. trad. de Myron Malkiel Jirmounski. Lisboa, Comissão Executiva das Comemorações do v Centenário da morte do Infante D. Henrique, 1960.
-
Bernard Berenson. Lisboa: Ed. Grafica portuguesa, 1960.
-
O «realismo» na pintura italiana. Lisboa, 1962.
-
L'Art et les idées. Les expressions artistiques comme expressions de la vie de l'esprit. Lisboa: editorial tecnica e artistica, 1964.
-
O elemento nacional na arte. Lisboa: Separata da Revista «Ocidente», 1965.
-
A Psicologia do artista. Lisboa: Ocidente, 1966.
-
A «Arte popular» e a «Arte culta». Lisboa, 1967.
-
A Arte copta. Lisboa, 1968.
-
Le rôle de la personnalité dans l'histoire de l'art. Lisboa, 1969.
-
Que doit-on entendre par l'«Art populaire»? Lisboa, 1970.
-
El arte y la vida del espiritu. Madrid Editorial Prensa Española, 1973.
Примечания
-
от 18 апреля 2015 на
Wayback Machine
: По другим данным, М. А. Жирмунский родился 30 мая.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 октября 2014.
Архивировано из 5 марта 2016 года.
-
О купцах первой гильдии, московских строительных подрядчиках, потомственных почётных гражданах и коммерции советниках братьях Самуиле и Исааке Малкиелях подробно писал беллетрист
В. А. Гиляровский
в «Москве и москвичах» (1926); московская фирма братьев Малкиель имела филиал в Петербурге. Самуил Миронович (Шмуил Меерович) Малкиель (1836—?) был также владельцем литейного завода и
Елисеевского дома
; его сын — инженер-технолог Матвей Самуилович (Марк, Меер-Мордух Шмуилович) Малкиель (1857 — не ранее 1928) — в 1879 году основал в Москве кожевенный завод (его дочь Надежда Матвеевна Матвеева была артисткой
Малого театра
); дочь — детская писательница Софья Самойловна Малкиель — оказывала финансовую поддержку художнику
Исааку Левитану
и была дружна с
А. П. Чеховым
, с которым состояла в переписке и её сестра Мария Самойловна (Самуиловна) Малкиель (1874—1942, погибла в
блокаду Ленинграда
).
-
от 6 октября 2014 на
Wayback Machine
: Выпускник шестиклассной прогимназии Виленской 2-й гимназии (1881).
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 октября 2014.
Архивировано из 6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 октября 2014.
Архивировано из 6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 октября 2014.
6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 октября 2014.
Архивировано из 6 октября 2014 года.
-
-
События первой мировой войны вынудили их навсегда остаться в Италии, куда они отправились в свадебное путешествие. До конца 1920-х годов они переписывались с родными в Ленинграде; В. М. Жирмунский навещал сестру во время научных командировок. Р. М. Жирмунская преподавала в
Риме
русский язык.
-
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
: Мирон Малкиель-Жирмунский приходился Виктору Жирмунскому двоюродным братом и по матери и по отцу.
-
Другой троюродный брат —
манхеттенский
юрист и политик Леон Эндрю Малкиель (англ. Leon Andrew Malkiel, 1866—1932) — баллотировался на пост верховного прокурора штата Нью-Йорк в 1904 году и на пост судьи апелляционного суда Нью-Йорка (от партии социалистов) в 1912 и 1920 годах.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 21 октября 2014.
7 октября 2014 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 25 декабря 2012.
Архивировано из 25 декабря 2012 года.