Гося, Хидэо
- 1 year ago
- 0
- 0
Хидэо Гося ( яп. 五社 英雄 , ( англ. Gosha Hideo , род. 26 февраля 1929 , Токио , Япония — ум. 30 августа 1992 ) — японский режиссёр и сценарист, специализировался на жанровом кино.
Хидэо Гося родился в префектуре Arasaka, в Токио. Он происходил из низших слоёв японского общества. Среди сверстников и друзей будущего режиссёра были карточные игроки, якудза , проститутки, гейши , уличные торговцы и музыканты. Отец — уличный разносчик и телохранитель, работавший в районе красных фонарей Yoshiwara. Он внушал сыну необходимость борьбы за существование. Впоследствии Гося утверждал, что не мог любить женщин, настолько его поглощала внушённая отцом идея мужественности .
Режиссёр окончил среднюю школу и служил в Императорском флоте во время Второй мировой войны . Проходил курсы военно-морских лётчиков и готовился стать камикадзе . Во время войны погибли все его многочисленные братья и сёстры, что стало для него тяжёлым ударом.
Получил бизнес-степень (факультет делового администрирования) в Университете Мэйдзи . Работал на радиостанции Nippon HOSO в качестве репортёра и продюсера с 1953 года . В 1957 году он перешёл на только что созданную студию Fuji Television и поднялся по служебной лестнице до продюсера и режиссёра. Один из его телевизионных сериалов «Три самурая вне закона» настолько поразил главу киностудии Shochiku , что ему предложили снять на его основе фильм.
Первый фильм режиссёра — киноверсия популярного и снятого самим Гося телесериала «Три самурая вне закона» (1964, сериал вышел в 1963 году). Герои — три ронина . Обстоятельства складываются так, что им приходится помочь крестьянам в борьбе против местной власти, ставя представления о чести выше самурайского кодекса. Формально, фильм — динамичный самурайский боевик. На уровне содержания — манифест анархиста. Победа героев ничего не меняет ни в их жизни, ни в положении крестьян. Поэтому вместо триумфа сил добра в финале — трое ещё более укрепившихся в своём цинизме странников .
Второй фильм Хидэо Гося — «Меч зверя», другое название — « » ( 1965 ). Главный герой, самурай Гэнноскэ (его роль исполняет Микидзиро Хира ) — сторонник политика-реформатора, но убеждается, что его подлинная цель — борьба за власть.
В 1966 году Гося снял фильм по мотивам романов Фубо Хаяси (созданных ещё в 20-е годы) «Тангэ Садзэн: загадка урны» («Одноглазый и однорукий самурай»). За ним последовали два фильма «Самурай-волк» (1966—1967) и в 1969 году фильм « Гоёкин ». Разочарованный в самурайских идеалах герой ( Тацуя Накадай ), вынужден вступить в схватку со своим старым другом, для которого стремление к власти оправдывает любые преступления. Фильмы «Самурай-волк» открыли для кино актёра Исао Нацуяги, уже восемь лет он играл в театре «Хайюдза», исполнял маленькие роли в кино, но только сейчас привлёк себе внимание публики .
В фильме «Убийца» («Кара небес», 1969), инициатором которого и продюсером стал пытавшийся избавиться от назойливого образа Дзатоити актёр Синтаро Кацу , он играет роль реального наёмного убийцы XIX века Идзо Окады. Герой совершает заказные убийства, становится жертвой предательства и мстит ценой своей жизни. Фильм отличается мрачностью и цинизмом. В эпизоде (маленькая роль наёмника Танаку) сыграл писатель Юкио Мисима . Некоторые искусствоведы воспринимают эту роль как пророческую — герой, как и сыгравший его писатель совершает харакири.
В конце 60-х-начале 70-х годов режиссёр увлёкся жанром якудза эйга . Подобные фильмы (в виде исключения) он снимал и раньше, примером этого является фильм «Телефонный звонок в ад» (1966; герой фильма, случайно сбивший двух людей на автомобиле, выходит из тюрьмы, сокамерник предлагает ему убрать троих людей за 15 миллионов иен ). В фильме « Волки » ( 1971 ) Гося детально и достоверно воссоздаёт атмосферу 20-х годов .В фильме одну из ролей сыграл Нобору Андо , в прошлом — настоящий якудза. Другой примечательный фильм этого жанра — «Жестокая улица» (1974). По словам кинокритика Пэтрика Мейшеса :
«Эксцентричные таланты режиссёра налицо в этом проекте… Гося постоянно использует элементы сюрреализма. Странные декорации вроде заваленной манекенами свалки или испанское кабаре героя Андо добавляют безумия этому зрелищу».
В 1978 году Гося вернулся к самурайскому кино, однако разочаровал своих почитателей. Следствием этого стала попытка снять «серьёзное» кино «Врата плоти» (1988 год), но и она не увенчалась успехом. Героинями фильма стали проститутки, реализм перерастал в натурализм, избыток насилия. Фильм был критически воспринят киноведами, но принёс неплохую кассу. Среди ярких фильмов Госи 80-х: «Гейша» (1983), театрализованная «женская» самурайская лента «Тени смерти» (1986). «Жёны якудза» — криминальный фильм о сильных женщинах. В основе фильма документальная книга Сёко Иэды «Жёны якудза». Успех фильма был так велик, что студия Toei выпустила несколько фильмов-продолжений. Гося от работы над проектом вскоре отошёл.
Умер режиссёр в 1992 году .
В своих ранних фильмах Хидэо Гося превратил развлекательный жанр в художественно значимое явление, насытил его реализмом, иронией, чёрным юмором и пессимизмом, взвинтил темп и наполнил сюжет неоднозначными персонажами. Гося экспериментировал с ритмом фильма, часто искусственно замедлял его перед сценами поединка на мечах, придавая картине ощущение некоторой нереальности, наделяя эпизод иллюзией сна. Изощрённый монтаж добавляет фильмам дополнительную эффектность. Иногда в наиболее важных эпизодах кажется стёртой граница между реальными событиями и сном героя. В последних своих фильмах режиссёр отказался от экспериментов и создавал обычные добротные боевики. Творчество Гося повлияло на формирование Такаси Миикэ и Ёсиаки Кавадзири.