Interested Article - Дюваль, Марк
- 2021-02-01
- 1
Марк Дюваль ( фр. Marc Duval (Du Val) ; около 1530 , Сен-Венсан, вблизи Ле-Мана — 13 сентября , 1581 , Париж ) — французский придворный художник , живописец и гравёр . Ему атрибутируются работы Мастера виконта Люксембурга-Мортига ( фр. Master of Luxembourg-Martigues ). Писал портреты французских гугенотов .
Биография
Биография Марка Дюваля известна главным образом благодаря обширным сообщениям его современника и соотечественника Франсуа Грюде, сеньора Ла Круа дю Мен. По его сведениям Марк Дюваль — придворный художник последних королей из династии Валуа , носил прозвища «Бертан» ( фр. Bertin , по имени своего отца, который носил это имя и также был художником и скульптором) и «Глухой» ( фр. Sourd , которое дал ему король Карл IX ) . Он родился вблизи Сен-Венсана, недалеко от Ле-Мана. В своё время считался одним из лучших рисовальщиков и гравёров. Высоко ценились его портреты последних королей из династии Валуа, при дворе которых он работал, и парижских аристократов. Он умер в Париже вечером 13 сентября 1581 года во время, которое сам предсказал. Известны имена его супруги (Катрин) и дочери (Элизабет Дюваль, жившая также в Париже, имела способности к изобразительному искусству). Художник имел свой дом в Париже, на улице Grenelle.
Франсуа Грюде сделал свои записи через три года после смерти художника, но часть его сведений признаётся ошибочной . Художник Марк Дюваль не фигурирует в парижских документах раньше 1572 году и вряд ли мог он быть до этого времени придворным художником. В документах отсутствуют упоминания и о его доме на улице Гренель. Предполагают, что Бертан, упоминаемый в документах в 1562 году, — не Марк Дюваль, а его отец (1519—1562 ), которого Грюде принял за его сына, а сам художник никогда не носил такого прозвища. Тем не менее, семейное древо Дювалей, созданное в 1760 году , называет Бертана «художником и скульптором Франциска I », а Марка «художником Генриха II » .
Франсуа Грюде не сообщает ничего о религии художника. Это и большое количество изображений лидеров гугенотов дало основание искусствоведу Луи Димье видеть в нём протестанта. Он также предполагал, что Дюваль ездил в Италию и долгое время там жил. «Мастер Марко из Франции» в мае 1553 года работал по заказу кардинала Риччи в Палаццо Саккетти в Риме , а Карел Ван Мандер упоминает художника королевы-матери из Парижа, тоже по имени «Марко», обучавшего Бартоломеуса Спрангера в 1565 году искусству рисунка .
Наиболее достоверные документы, касающиеся Марка Дюваля, относятся к концу 1570-х годов, на основе чего делают вывод, что он именно тогда переехал в Париж и до этого служил правителям Наварры . В 1575 году анонимный автор, вероятно, принадлежащий к свите королевы Маргариты Наваррской , посвятил ему стихотворение под названием «Le pourtraict de mon âme». 19 июня 1577 года художник в Париже был свидетелем на браке гравёра Жана Рабеля. В 1579 году он выиграл судебный иск против Луи де Кампаня, графа де Ла Сюза, заставив его выплатить себе крупную денежную сумму. В исковых документах Дюваль именуется «marchand peintre demeurant à Paris» .
Атрибуция произведений
Его подпись («Господин Дю Валь») стоит на гравюре 1579 года, изображающей трех братьев Колиньи, выполненной по рисунку 1569 года, вероятно, созданного им же . Также ему принадлежат портреты Жанны III Д’Альбре и Екатерины Медичи , созданные в этом же 1579 году, и, вероятно, относящиеся к одной и той же серии, о которой говорит Франсуа Грюде. Некоторые исследователи приписывают художнику и другие гравюры, в частности изображение слепого флейтиста (1566, Лувр , inv. R.F. 1948-26), выполненное в итальянской традиции, и отдельные портреты мастерской Франсуа Клуэ («Жан Бабу де Ла Бурдезьер» из Лувра, портреты адмирала Колиньи и герцога Немура в собрании музея Шантийи , Себастьяна Люксембурга-Мартига, Тулуза , Фонд Bemberg ). Искусствовед Луи Димье также приписывал этому художнику эскиз головы Колиньи. Жан Адемар, который провёл крупнейшую выставку французского рисунка XVI века из собрания Кабинета эстампов Национальной библиотеки Франции в 1970 году в Париже, приписал Мастеру виконта Люксембурга-Мортига тринадцать работ . Большинство из них до этого приписывались Франсуа Клуэ или его мастерской.
Особенности творчества
Хотя в работах Марка Дюваля заметно влияние Франсуа Клуэ, присутствуют и значительные отличия. Он подчиняет детали строгой форме, использует растушевку . Художник стремится передавать складки крупными линиями, объемно, избегает декоративных эффектов. Часто он увеличивает формат листа и изображение. Страсти в лицах героев выступают более открыто, чем на портретах Франсуа Клуэ. Это герои сражений, люди прямолинейные и грубые . Среди моделей мастера — представители древних аристократических родов, вожди гугенотов. Художника привлекает патриархальный уклад провинциальной знати. Оппозиционная королю знать идеализировала старые времена.
Герои художника живут в атмосфере сурового закона и сохраняют свою цельность.
Галерея
-
Марк Дюваль (?). Граф Франсуа де Колиньи д’Андело. Музей Конде, Шантийи, около 1555.
-
Марк Дюваль (?). Братья Колиньи (Шатильоны): Гаспар II де Колиньи, Оде, Кардинал де Шатильон и Франсуа, сеньор д’Андело . Музей Конде, Шантийи.
-
Марк Дюваль (?). Графиня Шарлотта Ларошфуко. Париж, Лувр, около 1555.
-
Марк Дюваль (?). Антуан I д'Ор, граф де Грамон . Музей Конде, Шантийи, около 1559 года.
-
Марк Дюваль (?). Жак Савойский, герцог Немурский . Музей Конде, Шантийи.
Примечания
- (неопр.) Дата обращения: 8 сентября 2015. 28 апреля 2021 года.
- ↑ (неопр.) Дата обращения: 8 сентября 2015. 5 марта 2016 года.
- (неопр.) Дата обращения: 8 сентября 2015. 7 марта 2016 года.
- ↑ Мальцева И. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М. 1978. С. 141—142.
- (неопр.) Дата обращения: 8 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
- (неопр.) Дата обращения: 8 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
Литература
Ссылки
- Мальцева И. Л. . — М. , 1978. — С. 141—142. Фрагмент, посвящённый Мастеру виконта Люксембурга-Мортига.
- 2021-02-01
- 1