Титания (спутник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Спящая Титания ( англ. Titania Sleeping) — одна из наиболее известных ранних картин английского художника Ричарда Дадда ( англ. Richard Dadd , 1817—1886). Создание картины в 1841 году воспринимается современными искусствоведами как начало формирования направления викторианской сказочной живописи .
Картина создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак» . В конце 1830-х годов Ричард Дадд возглавил группу художников под названием «Клика» ( «Clique» ). Они преклонялись перед творчеством Уильяма Хогарта , писавшего серии картин на темы общественной и семейной морали, и Дейвида Уилки . Художники воспринимали себя как эскизный клуб. Они встречались один раз в неделю, чтобы писать картины на конкретную заданную тему (обычно на сюжеты из истории или литературных произведений), а затем обсуждали работы друг друга и дискутировали. Сами художники воспринимали подобную деятельность как отход от академического искусства к жанровой живописи. Именно к этому периоду относится «Спящая Титания» (1841). Группа просуществовала до 1843 года и прекратила существование после убийства Даддом своего отца и помещением его в психиатрическую лечебницу . Позднее, уже находясь в психиатрической лечебнице, Дадд снова обратился к сюжету этой пьесы Шекспира в картине «Спор: Оберон и Титания» (1854—1858) .
Техника — масло, холст. Размер — 64,80 на 77,50 сантиметров .
Картина неоднократно была представлена на выставках: 1841 год в Королевской Академии художеств в Лондоне («Летняя выставка», экспонат № 207, здесь картина имела широкий успех и привлекла к художнику внимание лорда Томаса Филиппса, который предоставил Дадду средства для путешествия на Ближний Восток и в Египет ), в Манчестере («Художественные сокровища Соединенного Королевства», 1857, экспонат № 477), в Лондоне, в Галерее Тейт в 1974 году («Поздний Ричард Дадд», 1817—1886, экспонат № 57). Также она была представлена на выставке «Victorian fairy painting» (Королевская Академия искусств в Лондоне, 13 ноября 1997 — 8 февраля 1998 года), в (англ.) (( Айова-Сити , 28 февраля — 24 мая 1998), в Художественной галерее Онтарио в Торонто (10 июня — 10 сентября 1998 года, № 23), на выставке посвящённой писателю Теодору Фонтане в Старой национальной галерее в Берлине 4 сентября — 29 ноября 1998 года, в Мюнхене в Новой Пинакотеке 18 декабря 1998 — 7 марта 1999, на выставке «Il était une fois Walt Disney» 16 сентября 2006 — 15 января 2007 годов в (англ.) (в Париже, а 8 марта 2007 — 24 июня 2007 года в Музее изящных искусств в Монреале .
Судьба картины прослеживается весьма последовательно: приобретена H. Фаррером на выставке в Королевской Академии в 1841 году, перепродана Сэмюэлю Эштону в 1857 году; от его потомка Томаса Эштона приобретена полковником С. Г. Уилкинсоном в 1960 году, затем перешла к мисс В. Р. Левайн, в собственности которой находилась примерно до 1975 года. 24 июня 1985 года на аукционе Christie’s перешла в руки Питера Нахума. В настоящее время находится в коллекции Лувра. Приобретена в 1997 году. Инвентарный номер — RF 1997 12 .
Картина иллюстрирует Aкт II (сцену 2) пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» . Лес. Титания раздала поручения своим слугам («Составьте хоровод и пойте песни, потом на треть минуты удалитесь»), после чего приказывала им убаюкать себя («Теперь меня вы песней усыпите, а там скорей летите исполнять свои дела; я отдыхать здесь буду»). Эльфы поют песню («Баю, баюшки-баю! Баю, баюшки-баю! Чтоб ничто вредить не смело, чтоб царица здесь спала, Не страшась ни чар, ни зла! Ну, царица, почивай, мы поём тебе: „бай-бай!“») и разлетаются, оставив одного эльфа часовым при заснувшей королеве. Вслед за этим выйдет Оберон и выжмет волшебный цветок на глаза жены. Алый цветок «Любовь в праздности», в который когда-то попала стрела Купидона , обладает волшебными свойствами. Если смазать им веки спящего, то первый, кого он увидит, когда откроет глаза, станет его любимым .
У Дадда Оберон находится в тени пещеры, поджидая, когда Титания останется одна. «Спящая Титания» и «Пак» были двумя картинами, которые позволили Дадду создать себе репутацию «художника фей » .
Центральная часть композиции задумана как спираль (или улитка ), состоящая из существ небольшого размера, играющих на причудливых музыкальных инструментах, несколько наклонённая к поверхности плоскости картины, летучие мыши образуют арку над ней, справа — пещера, вдаль по тропе уходит вереница танцующих эльфов. Искусствоведы отмечают, что группа танцоров движется вниз с холма, что создаёт немного пугающее чувство, будто они движутся в пустоту другого измерения. Их удивление вызывают грибы- поганки , в большом количестве находящиеся на переднем плане у ног Титании и её подруг. Как и в других сказочных картинах художника, здесь создан автономный микромир, существующий исключительно на своих собственных условиях и в своём собственном контексте .
Хотя композиция картины принадлежит самому художнику, элементы её Дадд заимствовал из нескольких различных источников. Базовая структура (с основной группой на фоне пещеры) позаимствована из картины английского художника Даниэла Маклиса ( англ. Daniel Maclise , 1806—1870) «Выбор Геркулеса » ( англ. «The Choice of Hercules» , около 1831), который использовал её достаточно часто и в других своих работах. Обрамление в форме дуги маленьких сверхъестественных существ происходит от спирали путти в этой картине . За эту картину Маклис получил золотую медаль за историческую живопись в Королевской академии живописи. Современными искусствоведами данная работа Маклиса обычно рассматривается как упражнение в академических образах и условностях . Даниэлю Маклису принадлежит и собственная картина на сюжет «Сна в летнюю ночь» Шекспира — «The Disenchantment of Bottom Act» .
Титания и сопровождающие её лица рассматриваются искусствоведами как вариация на тему иконографии Рождества Христова . Стоящая с левой стороны на коленях фея копирует позу пастуха из картины Джорджоне «Поклонение пастухов». Титания близка к изображениям «Спящей Венеры», в частности к картине Джорджоне из Дрездена . Странные и изобретательные монстры в окружении летучих мышей во многом близки к работам Уильяма Блейка и Иоганна Генриха Фюсли . Особенно тесная параллель прослеживается исследователями с фантастическими образами Фюсли в картине «The Vision of the Mad House». Однако это только версия, так как картина эта из Галереи Милтон в настоящее время утеряна. Композиционное решение Дадд посчитал настолько удачным, что позже использовал в картине «На эти жёлтые пески сойдись» ( англ. «Come Into these Yellow Sands» ) по шекспировской «Буре» .