Шедевр
- 1 year ago
- 0
- 0
«Неве́домый шеде́вр» ( фр. Le Chef-d’œuvre inconnu) — новелла французского писателя Оноре де Бальзака , опубликованная в августе 1831 года в альманахе «Артист» ( L’Artiste ) под названием «Мэтр Френхофер» ( Maître Frenhofer ), а затем, в том же издании, под названием «Катрин Леско» ( Catherine Lescault ). Опубликованная ещё раз в «Этюдах философии» в 1837 году, новелла в 1846 году была включена в цикл сочинений Бальзака « Человеческая комедия » ( La Comédie humaine ) под заглавием «Неведомый шедевр». Рассказ разделён на две главы: «Жилетт» и «Катрин Леско» .
Начинающий художник Никола Пуссен , прибыв в Париж, спешит посетить мастерскую придворного портретиста Франса Порбуса (Пурбуса) . Там он встречает некоего Френхофера, которого Порбус называет великим мастером и своим учителем (вымышленное лицо, в отличие от предыдущих хорошо известных и выдающихся художников). Из разговора выясняется, что Френхофер уже десять лет трудится над портретом обнажённой куртизанки Екатерины Леско и никому эту картину не показывает. В эту работу он вложил всё своё мастерство, все тайны искусства, которые ему якобы поведал гениальный Ян Госсарт (Мабюз) .
Френхофер сетует, что не может найти во Франции подходящую модель для того, чтобы завершить работу всей своей жизни. После ряда колебаний Пуссен предлагает ему писать обнажённую со своей возлюбленной — Жилетты. Оценив красоту Жилетты, Френхофер принимает предложение, а Пуссен и Порбус в награду за услугу получают разрешение увидеть его шедевр . Когда посетителям мастерской всё же удалось взглянуть на картину, то они не видят ничего кроме хаоса непонятных мазков. Лишь в углу они с трудом различают фрагмент женской ножки. Разочарование на их лицах доводит мастера до отчаяния. На следующий день Френхофер сжигает все свои картины, прежде чем погибнуть в пожаре в своей мастерской.
По жанру это сочинение Бальзака соотносится с характерной для литературы романтизма темой рассказов от тайнах творчества и мистических свойствах произведений изобразительного искусства . Примерами этого жанра могут служить « Церковь иезуитов » Э. Т. А. Гофмана , « Египетские ночи » А. С. Пушкина , « Портрет » Н. В. Гоголя , « Портрет Дориана Грея » Оскара Уайльда . Такая тема, в свою очередь, восходит к средневековым легендам об оживающих статуях и картинах, которые своей иллюзорностью подменяют своих создателей. Отчасти идея рассказа отражает актуальную в то время дискуссию между сторонниками классицизма и романтизма , начавшуюся ещё в XVII веке « Спором о древних и новых ». Лидер романтиков, живописец Эжен Делакруа призывал к стихии цвета и темпераментного мазка; апологет академического искусства Ж. О. Д. Энгр — к точности рисунка и определяющей роли линии .
Симпатии автора рассказа явно на стороне Френхофера, который «будто сошёл с картины Рембрандта, с первого появления поражает своей гениальностью и чем-то дьявольским и невыразимым». «Задача искусства, — говорит Френхофер, — не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать! Ты не жалкий копиист, но поэт!.. Попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной и положи её перед собой, ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придётся обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь» .
С позиций литературной критики и эстетики натурализма середины XIX века рассказ Бальзака обычно трактуется как описание заблуждения ума, отрыва теории от практики изобразительного искусства, поражения живописи романтизма из-за утраты чувства реальности и правдивого отображения действительности в противопоставлении, в частности, произведениям писателей и живописцев так называемой « натуральной школы ». Однако можно рассматривать рассказ Бальзака иначе — в качестве повествования о единоборстве, соперничестве художника и природы, а кажущуюся неудачу Френхофера — как частный эксперимент, результат попытки совершенствования художественной формы, которая неизбежно увеличивает дистанцию между внешней «похожестью», обыденным, привычным восприятием произведения изобразительного искусства и профессиональным абстрагированным «мышлением формой». Такой подход не исключает, а дополняет идею поражения живописи в борьбе с природой, что ясно читается на страницах рассказа .
Способность художника «раствориться» в своём произведении, со стороны кажущаяся чудачеством или даже сумасшествием, именуется в теории искусства идиосинкразией . Недаром «Неведомый шедевр» Бальзака стал любимым произведением сначала живописцев импрессионистов , а затем постимпрессионистов , решавших сложнейшие задачи живописной интерпретации видимого мира. Именно об этом повествует знаменитый роман французского писателя Эмиля Золя « Творчество », в главном герое которого соединились черты хорошо знакомых писателю Эдуарда Мане , Клода Моне и Поля Сезанна . «Неведомый шедевр» Бальзака Эмиль Золя считал образцовой и точной метафорической интерпретацией творчества и судьбы художника.
Поль Сезанн по свидетельству своего ученика Эмиля Бернара «с огромным волнением узнавал себя в каких-то сторонах личности» безумного художника . Он говорил: «Френхофер — это я» . В искусствоведении неоднократно обсуждался вопрос о том, что Френхофер и его картина выступали в качестве литературного предшественника различных направлений живописи ( импрессионизм , сюрреализм , абстракционизм , абстрактный экспрессионизм ) .
Когда в 1921 году Амбруаз Воллар предложил Пабло Пикассо проиллюстрировать новеллу Бальзака, художник перенёс свою мастерскую в дом на улице Гран-Огюстен в 6-м округе Парижа, где, согласно тексту повести, находилась мастерская Франса Пурбуса. Именно в этом доме была им создана знаменитая « Герника ». Пикассо сделал к небольшому рассказу Бальзака около восьмидесяти иллюстраций пером и тушью, вложив в эту работу собственные ассоциации, связанные с темой «Художник и модель», к которой он возвращался постоянно. При этом часть рисунков носит совершенно абстрактный характер.
Рисунки, которые условно относят к так называемой «Сюите Воллара» были созданы в 1924—1931 годах. В 1933—1934 годах «Сюита Воллара» была опубликована в виде офортов и литографий . Иллюстрации к «Неведомому шедевру» были изданы отдельно Амбруазом Волларом в 1931 году тиражом 340 экземпляров с тринадцатью офортами ин-фолио работы Жоржа Обера .
В 1991 году Гран-при Каннского кинофестиваля был присуждён 4-часовому фильму Жака Риветта « Прекрасная спорщица », роль художника Френхофера в котором исполнил Мишель Пикколи . По поводу названия и содержания картины режиссёр говорил: «Даже до того, как я прочёл „Неведомый шедевр“, когда со мной зашёл разговор об этом, я знал о существование в новелле картины под названием „Прекрасная спорщица“. Мы не назвали фильм „Неведомый шедевр“, так как в новелле Бальзак рассказал другую историю, которую мы не смогли бы воплотить. Бальзак совершенно невозможен для адаптации в кино, на телевидении или каким-либо другим способом. Думаю, что во французской литературе Бальзак — самый крупный поставщик идей, эквивалент Гёте для немцев. Бальзак — это наш Гёте» .