Лурсель, Жак
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Лурсель ( фр. Jacques Lourcelles ; род. 11 января 1940 , Париж , Франция ) — французский кинокритик , сценарист и .
В молодости принадлежал к группе « мак-магонцев » — синефилам, объединившимся вокруг кинозала « » в 17-м округе Парижа . В 1960-е годы был главным редактором журнала , вместе с аналогичными изданиями Positif и Cahiers du cinéma составлявшего легендарную тройку, задававшую критический тон в золотые годы французской . В 1965 году выпустил монографию об Отто Преминджере , а после закрытия в 1967 Présence du cinéma работал в Positif .
В качестве сценариста был соавтором сценариев к нескольким фильмам . В 2012 участвовал в документальном телесериале «Синефилы нашего времени» ( Cinéphiles de notre temps ).
Основную известность Лурселю принесло издание трёхтомного «Словаря кино», вышедшего в 1992 году, и затем регулярно переиздававшегося. Третий том этого опуса, награждённого литературной премией Люсьена Баррьера , весом в килограмм и объёмом в 1728 страниц, содержащий статьи о 1500 фильмах, заменил для обычных любителей кино Словарь Садуля 1960-х годов (быстро устаревший из-за своей коммунистической направленности) и Словарь Тюлара 1982 года (неточный, академичный и неряшливо сделанный) .
По словам автора, он проделал значительный труд, просмотрев в 1983—1992 годах 95 % из 3000 фильмов, упомянутых в книге . Критики признают значительные литературные достоинства произведения, отдельные места которого читаются как роман, и отмечают наличие статей о восточноевропейском, русском и азиатском кинематографе , но указывают на крайнюю субъективность оценок и вкусовщину при отборе фильмов . Поклонник кино 1930-х — 1960-х годов ( Золотой век Голливуда и «папино кино» во Франции), считающий более поздний период истории кинематографа эпохой тотального упадка, Лурсель и в своём словаре отдаёт предпочтение фильмам и режиссёрам этого времени , тогда как кинематограф неореализма и послевоенное немецкое кино представлены гораздо хуже .
Характеристики режиссёров 1960-х — 1980-х годов отражают личные предпочтения автора, резко осуждающего кинематограф одних ( Пекинпа и Леоне , «погубившие жанр вестерна» , «бессильный» Вендерс ) и защищающего других ( Линч , Кроненберг , Таннер ) . Наиболее комплиментарная статья посвящена фильму « » Паскаля Тома, что критики словаря не преминули отметить .
Издатели русского перевода третьего тома Словаря учли эту особенность, выпустив книгу под названием «Авторской энциклопедии фильмов», и, как и французские рецензенты, указав на крайнюю предвзятость суждений .
Принципиальный противник Новой волны , возлагающий на это движение (и лично на Годара) долю ответственности за приведение мирового кинематографа в состояние упадка, Лурсель либо игнорирует представителей этого направления ( Шаброль ), либо ограничивается яростными нападками и издевательствами ( Годар , Ромер ) .
Выбрав для характеристики творчества Годара его первый и наиболее известный фильм « На последнем дыхании », Лурсель обвиняет режиссёра в плагиате у американцев («бледная копия американского нуара») и выносит приговор всей Новой волне, разрушившей, по его мнению, и режиссуру, и сценарную, и операторскую работу .
Единственная причина, по которой «На последнем дыхании» ещё достоин упоминания в наши дни, — в том, что он, как веха, отмечает вхождение кинематографа в эру потери своей невинности и природного волшебства.
— Lourcelles . «À bout de souffle» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. I, с. 3)
К Трюффо он более снисходителен, хотя и считает, что в его знаменитом дебюте — фильме « Катиться по наклонной » нет почти ничего новаторского , а при разборе « Украденных поцелуев » хвалит именно за разрыв с Новой волной и лично с ненавистным автору Годаром .
С Ромером Лурсель пытается свести счёты времён журнального противостояния , выбрав объектом для нападок его фильм « Зелёный луч », и назвав его «одной из худших, если не самой худшей» среди 20 000 картин, из которых он производил отбор .