Interested Article - Лив и Ливтрасир
- 2020-12-12
- 1
Лив и Ливтрасир ( др.-исл. Líf ok Liþrasir или Leifþrasir — букв. «Жизнь» и «Пышущий жизнью» ) в скандинавской мифологии — человеческая пара, женщина и мужчина соответственно, которые переживут Рагнарёк и станут прародителями нового поколения людей .
Упоминания о мифической паре Лив и Ливтрасир можно найти в "Младшей Эдде", составленной С. Стурлусоном около XIII века, и в более древней "Старшей Эдде", написанной неизвестным автором на основе более ранних устных традиций и ставшая основой "Эдды" С. Стурлусона.
Многие учёные, рассматривая образ пары Лив и Ливтрасир, отмечают большое значение, придаваемое ей в скандинавской мифологии, говоря о них как о представлении цикличности в скандинавской космогонии (сотворение мира - конец мира - воссоздание мира), сравнивая с более известными Аском и Эмблой, первой человеческой парой, ставшей прародителями нынешнего рода людей, а также говоря о символичности образа дерева в данном сюжете как природно-мифического источника людского рода.
Этимология
Имя Лив (др.-исл. Líf ; женщина) исследователи обычно переводят как "Жизнь" или "Жизнь тела" , сопоставляя с др.-исл. lifa "жить, быть живым" и líf "жизнь" . Имя Ливтрасир (др.-исл. Lifþrasir в Старшей Эдде или Leifþrasir в Младшей Эдде ; мужчина) при этом имеет значение "Пышущий жизнью" ; другие учёные определяют его латинской фразой лат. Livæ amator, vitæ amans, vitæ cupidus "Влюблённый в Лив, Любящий Жизнь, Жажда Жизни" (при этом отмечается, что под термином "Жизнь" могла пониматься и сама Лив, поскольку её имя имеет идентичное значение) . Интересно, что в упоминаниях этой пары женщина стоит на первом месте, а мужчина - на втором, тогда как в первой паре людей - Аск и Эмбла - первым упоминается мужчина, а затем - женщина.
Упоминания
Лив и Ливтрасир упоминаются в "Старшей Эдде" и в созданной на основе более ранних устных и письменных источников "Младшей Эдде" С. Стурлусона.
Старшая Эдда
В песни "Речи Вафтруднира" (Старшая Эдда) бог Один приходит к великану Вафтрудниру, чтобы сразиться с ним в поединке мудрости посредством задаваемых друг другу вопросов . Один задаёт вопрос, кто из живущих ныне спасётся после событий Рагнарёка и будет жить после конца Фимбульветра (Зимы Великанов) :
[Один] сказал:
«Много я странствовал,
много беседовал
с благими богами;
кто будет жить
после конца
зимы великанов?»
[Вафтруднир] сказал:«Спрячется Лив
и Ливтрасир с нею
в роще Ходдмимир;
будут питаться
росой по утрам
и людей породят».
Вафтруднир отвечает, что Лив и Ливтрасир укроются от событий Гибели богов в роще Ходдмимира (др.-исл. Hoddmímis Holt), и они будут питаться росой. Лив и Ливтрасир станут прародителями нового поколения людей .
Младшая Эдда
В "Младшей Эдде" ("Видение Гюльви") во время описания Высоким событий Рагнарёка приводится короткий рассказ о Лив и Ливтрасире, которые переживут Гибель богов . Высокий рассказывает Гюльви, что Лив и Ливтрасир спрячутся в роще Ходдмимира от пламени великана Сурта, и они будут питаться в это время лишь утренней росой . От них произойдёт новый человеческий род, поскольку предыдущий будет уничтожен во время Гибели богов :
А в роще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись два человека — Лив и Ливтрасир. Утренняя роса служит им едою. И от них-то пойдёт столь великое потомство, что заселит оно весь мир...
Затем приводится вышеупомянутая строфа из "Речей Вафтруднира" .
Интерпретации образа
Несмотря на свою краткость, сюжет о Лив и Ливтрасире, по мнению большинства учёных, имеет большое значение в контексте скандинавской мифологии и космогонии . Иногда их сравнивают с парой первых людей, Аском и Эмблой, которые были сделаны богами из деревьев и стали прародителями нынешнего человеческого рода .
Интерпретация образа рощи Ходдмимира
К. Ларрингтон отмечает, что в оригинальных источниках не указано, что именно произойдёт с мировым деревом Иггдрасилем во время событий Рагнарёка, и произойдёт ли что-либо вообще, и исходя из этого указывает на возможную связь между рощей Мимира и Иггдрасилем . Она предполагает, что мифическая роща Ходдмимира, упоминаемая только в контексте данного мифа, является всего лишь другим названием Иггдрасиля, и тогда Лив и Ливтрасир во время Гибели богов спрячутся не в некоей неизвестной роще, а в самом Иггдрасиле (в корнях или ветвях) .
Концепция происхождения человека из дерева
Немаловажное значение имеет и концепция происхождения человека из дерева, которая впервые предстаёт в мифе о создании людей - Аска и Эмблы - из ясеня и ольхи (либо ивы) и затем частично повторяется в сюжете о Лив и Ливтрасире, которые также прячутся в роще (либо дереве ) . Учёный и филолог В.В. Иванов отмечает, что концепция происхождения человека из дерева распространена достаточно широко: в частности, она встречается в западносибирских, океанийских мифах и мифах североамериканских индейцев . Особое значение дереву придавали и родственники германцев - кельты, объектом поклонения и ритуалов друидов был дуб. Интересен и тот факт, что боги (Один, Хёнир и Локи или Один, Вили и Ве в более поздних традициях) при создании Аска и Эмблы из древесных прообразов "доделали", "доработали" их - первые люди предстают незавершёнными существами ; этого элемента сказания нет в сюжете о Лив и Ливтрасире . Р. Зимек говорит о глубокой древности образа происхождения человека из дерева : возможно, этот сюжет является общегерманским или даже общеиндоевропейским. Таким образом, европейский сюжет о происхождении людей из дерева как бы противопоставляется ближневосточному сюжету о создании человека из глины, другого природного материала.
Цикличность в сюжете об Лив и Ливтрасире
Р. Зимек предполагает, что сюжет о Лив и Ливтрасире показывает нам яркий случай удвоения антропогенеза, то есть происхождения человека, понятный из циклической природы эддической космогонии : уничтоженное Солнце заменяет новое, разрушенная земля также уступает место новой, плодородной и богатой, а в мире богов начинают правление потомки прежних божеств. Он также отмечает, что рощу Ходдмимира не следует понимать буквально как некий лес или лесной массив, в котором прячутся предки нового человеческого рода; данное название, скорее всего, является другим вариантом наименования Иггдрасиля, мирового дерева скандинавской мифологии . Таким образом, сотворение человечества из стволов деревьев повторяется и после Рагнарёка . Р. Зимек замечает, что у германцев и их потомков концепция происхождения человека из дерева является достаточно древней: он приводит параллели в баварской легенде о пастухе, жившем внутри ствола дерева, потомки которого заселили землю после того, как жизнь была уничтожена чумой; а также в древнескандинавской "Саге об Одде Стреле", в котором образ дерева связывается с омоложением человека .
Примечания
- ↑ Cтурлусон, С., пер. О.А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Младшая Эдда (рус.) / Отв. ред. и авт. примеч. М. И. Стеблин-Каменский. — Москва: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. — 235 с. — ISBN 5-86218-057-5 .
- ↑ Автор неизвестен, пер. А.И. Корсуна. Старшая Эдда (рус.) / ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. — Санкт-Петербург: Наука, 2015. — 259 с. — ISBN 978-5-02-038253-4 .
- Snorri Sturluson, F. Jónsson. Edda Snorra Sturlusonar. Guðni Jónsson bjó til prentunar (датск.) / F. Jónsson. — Reykjavík, S. Kristjánsson, 1907.
- ↑ Cleasby, Richard and Guðbrandr Vigfusson. An Icelandic-English Dictionary. 2nd ed (англ.) . — Oxford: Clarendon, 1957.
- (неопр.) . norroen.info . Дата обращения: 30 ноября 2023.
- (неопр.) . norroen.info . Дата обращения: 30 ноября 2023.
- Egilsson, Sveinbjörn. Lexicon Poëticum Antiquæ Linguæ Septentrionalis. — Copenhagen: J.D. Qvist & Co, 1860.
- ↑ Rudolf Simek, Angela Hall. A dictionary of Northern mythology. — Cambridge Boydell & Brewe, 2000. — ISBN 978-0-85991-513-7 .
- ↑ The Poetic Edda / Carolyne Larrington. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 323 с. — (Oxford World's classics). — ISBN 978-0-19-283946-6 .
- ↑ Антропогонические мифы / Иванов В. В. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. Антропогонические мифы / Иванов В. В. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. (рус.) / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987.
Литература
- Cleasby, Richard and Guðbrandr Vigfusson . An Icelandic-English Dictionary. 2nd ed. — Oxf. : Clarendon, 1957.
- Egilsson, Sveinbjörn. Lexicon Poëticum Antiquæ Linguæ Septentrionalis. — Copenhagen: J.D. Qvist & Co., 1860.
- The Poetic Edda. / Larrington, Carolyne (Trans.) — Oxford World’s Classics, 1999. — ISBN 0-19-283946-2
- 2020-12-12
- 1