Interested Article - Доходный дом Грачёвой

Дохо́дный дом Грачёвой — здание в центре Москвы на пересечении улицы Петровки и Столешникова переулка . Единственная известная работа в столице архитектора-инженера Эммануила Розена , выполнена по заказу Александры Степановны Грачёвой . Имеет статус ценного градообразующего объекта. Здание примечательно не столько архитектурным обликом, сколько богатой историей арендаторов и связанных с ним выдающихся исторических личностей .

Историк- москвовед Сергей Романюк пишет, что в 1770-х годах земельное владение под будущим доходным домом Грачёвой принадлежало протоколисту А. Е. Левшину , а в начале XIX века издателю Андрею Гордеевичу Решетникову. От него владение унаследовал сын Иван . Вплоть до середины века участок был застроен одно- и двухэтажными зданиями. С начала 1860-х в одном из небольших домов на углу Столешникова переулка и Петровки располагалась гостиница «Англия». Её описания встречаются в мемуарах Михаила Салтыкова-Щедрина , а также у Льва Толстого в « Анне Карениной »: Стива Облонский приглашал туда Левина. Номера в гостинице снимали в основном дамы полусвета . В гостях у некой Шарлотты Альтенроз 25 июня 1882 года умер генерал Михаил Скобелев .

Верхняя часть углового фасада, 2009 год

В самом начале XX века старые здания снесли, на их месте началось строительство нового доходного дома. Владелицей всего земельного участка к тому моменту уже была Александра Грачёва из зажиточной купеческой династии. Архитектором она пригласила Эммануила Розена, который неоднократно сотрудничал с её семьёй .

Дом состоит из двух корпусов, построенных в разное время: первой была возведена часть со стороны Столешникова переулка, после неё — выходящая на Петровку. Определить место стыка можно по явному «шву» и несколько отличающейся отделке фасадов. Здание оформлено достаточно сдержанно, эстетику модерна в нём выдают арочные окна и плавные изгибы карнизов. Линию верхнего этажа подчёркивает декоративная решётка нарочито незаконченного узора .

Здание предназначалось для сдачи внаём и за свою историю сменило множество арендаторов. Сразу после окончания строительства в нём разместилась гостиница «Марсель». Известно, что до революции 1917 года в ней жил Александр Вертинский . Просторные залы второго и третьего этажей сдавались под различные мероприятия. Например, в декабре 1902 — январе 1903 года в здании проходила выставка «Архитектура и художественная промышленность Нового стиля», после которой модерн окончательно установился как ведущее направление столичного зодчества, а в феврале 1905-го — выставка Союза русских художников . Также до 1917 года в доме снимал помещения магазин одежды «Жак», известный в столице и за её пределами наравне с « Мюром и Мерилизом » .

В 1904 году в здании был открыт один из первых столичных кинотеатров «Таумотограф» немца Александра Розенвальда, зал которого вмещал 60 зрителей . В 1905-м Грачёва продала здание страховому обществу «Якорь» . В корпусе со стороны Петровки действовал первый магазин компании « Кодак », вывеску для которого создал британский архитектор . В 1906—1908 годах со стороны Столешникова переулка работал художественный магазин «Родник», произведения для которого создавали в мастерских княгини Марии Тенишевой .

После революции здание национализировали , первые этажи были отданы под конторы, затем их вновь заняли магазины одежды и обуви. В настоящее время часть помещений в здании принадлежит , остальные занимают магазины. В 2000 году демонтировали историческую деревянную раму работы Уолтона. В феврале 2016-го в конференц-зале второго этажа обвалилась часть потолка площадью 15 м² . Согласно отзывам экспертов, причиной обрушения стал некачественный ремонт .

Примечания

  1. ↑ , с. 459—460.
  2. ↑ , с. 284.
  3. , с. 102.
  4. , с. 86.
  5. .
  6. Гузель Агишева. (неопр.) . Газета «Труд» (12 декабря 2014). Дата обращения: 16 января 2019. 26 января 2019 года.
  7. .
  8. (неопр.) . РИА Недвижимость (8 апреля 2011). Дата обращения: 15 января 2019. 26 января 2019 года.
  9. , с. 393.
  10. ↑ , с. 151.
  11. , с. 28.
  12. .
  13. Константин Кудряшов. (неопр.) . «Аргументы и Факты» (1 апреля 2009). Дата обращения: 15 января 2019. 26 января 2019 года.
  14. .
  15. Ирина Огурцова. (неопр.) ЦИАН (7 октября 2011). Дата обращения: 15 января 2019. 26 января 2019 года.
  16. Екатерина Петрова. (неопр.) . Газета «Вечерняя Москва» (14 февраля 2016). Дата обращения: 15 января 2019. 26 января 2019 года.

Литература

  • Алфавитный указатель памятников культурного наследия города Москвы // Департамент культурного наследия города Москвы «Московское наследие» / глав. ред. Я. Миронцева. — ООО «Юник Медиа Ателье», 2013. — № 29 . — С. 102 .
  • Гиляровский В. А. . — М. : АСТ, 2018. — ISBN 978-5-17-106295-8 .
  • Константинов К. // Журнал «Вокруг света». — 1973. — Декабрь.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб. : Коло , 2011. — С. 459—460. — 792 с. — ISBN 978-5-901841-65-5 .
  • Нащокина М. В. . — М. : Улей, 2008. — С. 284. — ISBN 978-5-91529-002-9 .
  • Нащокина М. В. Розен Эммануил Матвеевич // . — 3. — Жираф, 2005. — С. 393. — 537 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1 . — ISBN 9785898320430 .
  • Рожкова Т. И. // Журнал «Текст. Книга. Книгоиздание». — 2015. — С. 86 . — doi : .
  • Романюк С. К. . — Центрполиграф, 2015. — ISBN 978-5-227-05137-0 .
  • Таллер А. // Приходская газета / глав. ред. А. Борисов. — М. , 2017. — Август (№ 111). — С. 28 .
  • Федосюк Ю. А. . — АСТ, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-17-057365-3 .
  • Фочкин О. Дом фарфора на Мясницкой // . — М. : Рипол-классик, 2015. — С. 151. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .

Ссылки

  • 2013 года
  • в проекте «Жил-был дом» радио «Культура»

Same as Доходный дом Грачёвой