Interested Article - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
- 2020-08-15
- 1
« Сказ про то, как царь Пётр ара́па жени́л » — советский художественный фильм- мелодрама , поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1976 году режиссёром Александром Миттой по мотивам неоконченного произведения А. С. Пушкина « Арап Петра Великого ».
Премьера фильма состоялась 6 декабря 1976 года .
Сюжет
Однажды Петру I был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал .
Смышлёный мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненый в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызывал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с обманутым мужем и его убийство, высылка в Россию.
Вернувшись из Парижа , на одном из балов арап влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наталью, которая побаивалась этого чёрного человека. Пётр решил женить своего крестника на Наташе, желая при этом привязать духовно Ибрагима к русской земле. Арап, предполагая, что он не нравится Наталье и даже вызывает у нее страх, отказывался взять её в жёны. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу, поэтому царь запретил Ибрагиму показываться ему на глаза.
Со временем Наталья поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Михаилом Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Натальи).
Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
В ролях
- Владимир Высоцкий — Ибрагим Ганнибал
- Алексей Петренко — царь Пётр
-
Ртищевы:
- Иван Рыжов — Гаврило Афанасьевич Ртищев
- Ирина Мазуркевич — Наташа Ртищева
- Михаил Кокшенов — Сергунька Ртищев
- Женя Митта — Ванечка Ртищев
- Семён Морозов — Мишка Говоров
- Валерий Золотухин — Филька
- Михаил Глузский — шут Балакирев
- Олег Табаков — П. И. Ягужинский
В эпизодах
- — дипломат
- Владимир Кашпур — кораблестроитель Иоста
- — хозяин пушечного дела
- — граф де Кавеньяк
- — сенная девка в доме Ртищевых
- В. Махов — придворный
- Владимир Меньшов — А. Д. Меншиков
- — офицер
- Т. Непомнящая — дама на балу
- Яков Клебанов — Пётр Шафиров
- — Никишка Маслаков
- Ирина Печерникова — графиня Луиза де Кавеньяк
- Александр Пятков — Иван
- Клара Румянова — жена Гаврилы Ртищева
- Елена Рубцова — бабушка Наташи
- Николай Сергеев — Афанасий Ртищев
- Андрей Файт — аббат
- Станислав Чекан — маршал
- Людмила Чурсина — императрица Екатерина I
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Юлий Дунский , Валерий Фрид , Александр Митта
- Режиссёр-постановщик — Александр Митта
- Оператор-постановщик — Валерий Шувалов
- Художники-постановщики — Игорь Лемешев , Георгий Кошелев
- Композитор — Альфред Шнитке
- Режиссёр — М. Колдобская
- Текст песни — Роман Сеф
- Художник по костюмам — Надежда Бузина
- Художники-гримёры — П. Кузьмина, М. Подсухская
- Балетмейстер — Юрий Шерлинг
Высоцкий в фильме
По воспоминаниям В. Фрида, Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Он страстно включился в работу и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола».
Но когда фильм монтировали, стало ясно, что эти песни «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться» . И поэтому, хотя уже было определено, в каких эпизодах будут звучать эти песни, Александр Митта решил от них отказаться.
Во время съемок Высоцкий жил в гостинице на центральной улице Йомас, где кипела курортная жизнь. Номера для съемочной группы из фонда Юрмальского горкома Компартии Латвии предоставил его первый секретарь Карлис Лицис. Добился этого администратор картины , он же отвечал за производственный процесс и, чтобы артист не мучился от похмелья, выдавал ему кефир, в который предварительно добавляли немного водки .
Факты
- Ибрагим Ганнибал никогда не был женат на русской девушке. В 1731 он женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер, а в 1736 — на Христине Шеберг.
- В фильме упоминается появление в России Готторпского глобуса .
- Первая версия фильма, смонтированная режиссёром Александром Миттой, была двухсерийной. Однако по настоянию руководства Госкино режиссёр был вынужден перемонтировать и сильно сократить фильм, вернувшись к заранее утверждённому односерийному варианту [ источник не указан 3870 дней ] .
- Изначально фильм планировалось назвать «Арап Петра Великого», но это название было отклонено худсоветом. Высоцкого эта перемена обидела. Он с горькой иронией говорил потом, что брали его на заглавную роль, а в итоге он оказался «после царя и запятой» . Со слов самого Высоцкого, «какой-то умный человек в Худсовете решил что, мол, так будет про царя — а то было про арапа».
Оценки фильма
- Михаил Шолохов с подачи С. Семанова 14 марта 1976 направил письмо Л. И. Брежневу , резко отрицательно оценив фильм, «в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ… ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний» .
- Иного рода критический отзыв на фильм оставил Александр Галич : «…По идее картина вроде бы на сюжет Пушкина… но это картина по Алексею Толстому… И вся беда в том, что Алексей Толстой, человек необыкновенно талантливый, когда работал над романом «Петр I», прибегнул к откровенной литературной игре и стилизации. И этот фильм, который как бы повторяет… «Петра I»… — стилизация стилизации…» .
Примечания
- «Владимир Высоцкий в кино» М.: 1990, стр. 84
- Люся Прибыльская. 20 идей, которые изменили Латвию. — Рига: Inspiration Media, 2012. — С. 89. — 266 с. — ISBN 978-9984049-708 -2.
- Один Высоцкий. (рус.) . Эхо Москвы. Дата обращения: 24 ноября 2018. 24 ноября 2018 года.
- Сергей Семанов. Идеологические «качели» // « Наш современник » №11, 2002
- Александр Галич. (неопр.) . litresp.ru .
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-08-15
- 1